Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Большой Смоленский мост требует жертвы. Самых милых предлагают оттащить в сторону

Большой Смоленский мост требует жертвы. Самых милых предлагают оттащить в сторону

112 730

Новый мост через Неву не подружить с восемью историческими домами. Некоторые из них уже не узнать в гриме, так что их судьба предрешена.

На совете по сохранению культурного наследия 23 ноября представили проект нового Большого Смоленского моста, который должен протянуться через Неву в створе улицы Коллонтай. Ради него предлагается принести в жертву восемь исторических домов. Однако большинство «осовременили» до неузнаваемости в советский период.

В презентации проектировщиков видна старая идея — мост должен стать частью большого маршрута от Стачек до Энергетиков, самым большим, но не единственным искусственным сооружением на нем. Тем не менее пока это больше фантазии, первичная задача — навести переправу, которая пряталась еще в Генплане Ленинграда.

1 из 3

Характеристики этой переправы более или менее понятны: металлические арки держат железобетонную плиту проезжей части, разводной пролет цельнометаллический. Три полосы движения в каждом направлении, трамвайные пути, велодорожка, тротуары шириной в 3 метра.

1 из 7

Первая очередь строительства — это, собственно, сам мост с развязками на проспекте Обуховской Обороны и на Октябрьской набережной, а также участок до Дальневосточного проспекта со съездами на него. Второй — это уже развязка на Дальневосточном с выходами на Союзный проспект и на улицу Коллонтай.

1 из 4

В перспективе инженеры ориентируются на открытие новых станций метро, которые появятся по обеим сторонам от моста: «Елизаровская-2» и «Дальневосточный проспект» легендарной Кольцевой линии. Но кто знает график Смольного, помнит, что ждать придется больше 20 лет. Пока же речь о том, чтобы организовать движение трамвая-челнока; он должен курсировать от перекрестка Большого Смоленского проспекта с улицей Бабушкина (300 метров от «Елизаровской») до нынешних путей на углу Дальневосточного и Коллонтай.

Под снос, в случае реализации проекта в предложенном виде, пойдут восемь дореволюционных зданий: дома № 48, 54, 56, 60, 69, 71, 44, литера А, 68, литера А, по проспекту Обуховской Обороны. Дискуссия членов совета свелась к тому, что закон защищает все дома одинаково, но их ценность с исторической точки зрения разнится. А все потому, что форма, в которой они подошли к важной дате, тоже различается.

В частности, дом № 48, литера А, построили в конце 1850-х годов. Однако до наших дней здание дошло уже неузнаваемым. В 1970 году основательно реконструировали два дома, объединив их в один. Декор с фасадов, нарядный эркер и лепнина пропали полностью. Серьезные изменения претерпело и здание № 56, литера А, 1917 года. В 60-х годах прошлого века его надстроили, расширили и сменили архитектурный облик.

1 из 3

Архитектор Никита Явейн выступил в качестве рецензента проекта. Он констатировал, что здесь ситуация «четкая и ясная». Пять зданий выглядят как постройки 30–50-х годов, от одного остались по большей части руины. Обсуждение коснулось только жилого дома 60, лит. А, и небольшой Невской ветеринарной лечебницы по адресу: дом 68, лит А.

1 из 4

Про последнее Явейн констатировал: «Это реальный объект, в нем какая-то есть милость. Конечно, меня сейчас одернут, что я миллионами кидаюсь, давайте [его] перекатим? Ну не будет 100 миллионов, за 50 миллионов», — предложил он.

«Я так и знал, что речь пройдет про 100 миллионов», — в шутку вздохнул глава комитета по охране памятников Сергей Макаров. В ответ архитектор объяснил, что здание надо «катать» метров на 20, чтобы оно вышло из створа улицы.

«Это явно исторические постройки и явно формируют историческую среду. И тот, и другой, как мне кажется, могут быть передвинуты на небольшое расстояние, если все-таки никак невозможно в другом месте предусмотреть трассировки транспортной развязки Смоленского моста. Если они чуть-чуть «шагнут», то оказываются в зоне, которая не мешает проездам», — согласился замглавы городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов.

1 из 2

Кононов поинтересовался, что мешает поискать более щадящее решение и «нельзя ли пройти над, правее или левее». Презентовавший проект гендиректор ООО «БКН Инжиниринг» Леван Харазов пояснил, что большая часть зданий находится в прямом створе. «Строить мост в прямом ходу, не имея связи с основными городскими магистралями, не имеет смысла», — развел он руками.

Как и в случае с перроном ВСМ, речь шла о том, чтобы рассмотреть саму возможность изменения закона № 820–7 об объединенных охранных зонах — он защищает историческую часть города и в частности названные дома.
Кононов согласился, что представленная иконографика достаточно явно показывает судьбу зданий, и предложил обойтись без корректировки законодательства, чтобы не создавать прецедент, а просто решать — исторический объект или нет. Второй предложенный экспертом вариант: расположить транспортный узел на месте аварийных зданий, не формирующих уличный фронт.

Сергей Макаров обратил внимание, что совет голосует только о возможности изменения закона — пока без конкретики. Результаты станут известны позднее, однако среди тех членов совета, кто непосредственно присутствовал в зале, больше половины подняли руки за. Смольному этого хватило, чтобы выпустить релиз со словами: «Проект строительства нового разводного моста через Неву поддержан Советом по сохранению культурного наследия».

Большой Смоленский мост — ветеран проектировочного движения Петербурга. Еще в 2009 году он считался одним из хитов местной урбанистики наравне с Орловским тоннелем. Тем символичнее, что они одновременно возвращаются в информационную повестку. Впрочем, надо признать, что мост несравнимо ближе к стадии реализации: в случае с тоннелем, на столе пока — лишь официальное предложение возможного инвестора и обещание города подумать. В случае с мостом — уже идет проектирование силами застройщика Setl Group, обозначен источник финансирования, да и в совет по культурному наследию не ходят за отпущением градостроительных грехов просто так.

Ирина Корбат, Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
82
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях