13

После IPO кулаками машут. «Яндекс» собрался стать королем интернет-торговли в следующем году

«Яндекс» бросил вызов лидерам российской интернет-торговли, но инвесторы как будто пропустили громкие слова мимо ушей. Возможно, они знали что-то заранее, с горечью предполагают аналитики. Сами онлайн-ретейлеры тем временем демонстрируют рынку, чего стоят на самом деле.

автор фото Ирина Бужор/«Коммерсантъ»
автор фото Ирина Бужор/«Коммерсантъ»

«Яндекс» в 2021 году планирует создать крупнейшего игрока рынка интернет-торговли на базе «Яндекс.Маркета». Об этом управляющий директор группы компаний Тигран Худавердян объявил на ежегодной технологической конференции, посвященной итогам года и новым продуктам. Однако рынок на нее отреагировал не ожидаемым ростом, а даже небольшим падением. На этом могли сказаться утечки информации, «перекупленность» компании и успехи Ozon, которому, кажется, и адресовано сегодняшнее послание.

«Яндекс» донес до инвесторов мысль, что больше не претендует на рынок банковских услуг, а «Тинькофф банк» был нужен лишь как компаньон для создания крупнейшего на российским рынке e-commerce маркетплейса. «Невозможно построить онлайн-торговлю, не имея комплементарного финансового сервиса в экосистеме», — объяснил Тигран Худавердян. Он не стал скрывать, что срыв сделки с владельцем «Тинькофф банка» Олегом Тиньковым разочаровал IT-компанию.

IT-гигант уже пытался сделать маркетплейс «Беру» совместно со Сбербанком, но из-за разногласий партнеры разошлись и этот сервис вернулся к формату «Яндекс.Маркета». В роли крупнейшего игрока рынка интернет-торговли в России компании видится именно собственный проект, основанный, к слову, в 2002 году, когда Ozon уже мог похвастаться оборотом в $ 3,5 млн.

Нельзя сказать, что на конференции «Яндекс» засыпал пользователя новинками. Например, про тестирование курьеров-роботов и беспилотных автомобилей уже было известно. Но, пожалуй, несколько интересных продуктов были представлены. Сервис-матрешка «Яндекс Go» (объединяет «Такси», «Каршеринг», «Еду», «Лавку», «Транспорт») тестирует услугу «доставки по клику», которая позволяет получить товар четко в выбранное клиентом время, без необходимости подстраиваться под курьера. Для малого и среднего бизнеса запускается сервис «Яндекс.Бизнес». Он будет более автоматизированным и менее трудным в настраивании, чем «Яндекс.Директ». Недавно стартовавшие «Яндекс.Заправки», которые позволяют заправиться с помощью приложения, теперь запускают сервис доставки еды из «заправочного» меню прямо в машину. У Алисы тоже есть новости: ею теперь пользуются 45 млн человек, она различает голоса взрослых и детей и общается с ними по-разному. Алиса даже может играть в специально созданные интерактивные игры по мотивам популярных мультфильмов.

А разговоров-то было

Несмотря на бурное обсуждение в чате во время конференции, инвесторы остались равнодушны к презентации. После нее акции компании даже упали на 0,8–1,5%, однако аналитики полагают, что ничего страшного в этом нет, ожидания инвесторов к этому моменту были заложены в рыночной цене компании. Ее практически не затронул обвал весной — летом этого года, а с начала года она уже подорожала почти вдвое.

«Нет никакой сенсации в том, что «Яндекс» планировал активно развиваться в том числе на этом поле. Они озвучили некоторые детали, но я думаю, что все это было заложено в рыночной цене. Второй момент: сейчас рынки, и особенно технологический сектор, находятся на каком-то распутье. Технологический сектор выглядит очень дорого, во многом он «перекуплен». Поэтому, возможно, даже позитивные новости, появляющиеся в информационном поле, не приводят к желаемому эффекту в плане технологических компаний таких, как "Яндекс"», — считает Евгений Рябков, директор департамента аналитики проекта Bitkogan.

«Изменения цен акций — довольно случайная величина, и ничего секретного и глубокого в них искать не нужно, — комментирует руководитель аналитической службы инвестиционной компании «Доходъ» Всеволод Лобов. — Что касается реакции именно на презентацию, здесь надо смотреть в долгосрочном периоде. Инвесторы, которые инвестируют не на сегодня и не на завтра, смотрят, как эти вещи отразятся на будущем. В целом компания интересная, но не то чтобы быстрорастущая, хотелось бы быстрее в сравнении в другими гигантами». Он отмечает, что зачастую на фоне позитивных новостей компаний происходит коррекция: бумаги уже выросли и теперь инвесторы решают их продать, зафиксировав прибыль.

Падению акций «Яндекса» на бирже утром 25 ноября предшествовал загадочный взлет на 5% накануне вечером. Пытаясь понять, в чем дело, эксперты упражнялись в изобретательности. Как признается аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын, он склонялся к тому, что это могло быть связано с успешным IPO Ozon на американской бирже NASDAQ. На первых торгах компания сразу подорожала на 40%. Возможно, глядя на такой высокий результат, инвесторы стали присматриваться, какие публичные компании вообще есть в России, и большинству «Яндекс» первым попался под руку.

«"Яндекс" идеально выбрал момент после триумфального размещения Ozon, чтобы сообщить, что идет на тот же самый рынок и будет там больше всех. Это, естественно, подействовало, но, похоже, подействовало вчера. Те, кто об этом догадывался, уже приобрели эти акции», — рассуждает Делицын. Сложившаяся картина наводит его на мысль, что некоторые игроки рынка были более информированы о планах компании, чем другие. «Или чудесным образом им явилось видение и рассказало об этом», — иронизирует аналитик, не исключая, что в большей степени на поведение инвесторов повлиял успех Ozon.

Как похорошел российский хайтек

Эксперты называют «Яндекс» довольно перспективным, хотя и несколько дорогим. С начала года акции компании выросли более чем на 90%. Гиганту помогла пандемия, включение его ценных бумаг в индекс MSCI Russia, налоговые льготы для IT-компаний. Капитализация самого известного российского доткома уже приближается к 1,6 трлн рублей.

Еще пять лет назад в самой дорогой компании России, «Газпроме», с капитализацией 4,4 трлн, умещался почти десяток «Яндексов», стоимость которого была около 450 млрд рублей на тот момент. Теперь же разница в их стоимости стремительно сокращается: капитализация компаний отличается всего в 2,75 раза. Все дело в темпах роста. Если «Газпром» за пять лет подорожал всего на 40%, то «Яндекс» — сразу в пять раз.

Такими темпами и в России хайтек может вскоре заткнуть нефтяников за пояс, на что уже недвусмысленно намекает «Сбербанк», заметная часть прироста стоимости которого пришлась на успехи именно в цифровизации своего традиционного банковского бизнеса. Он уже давно забрал у «Газпрома» звание самого дорогого бизнеса в России и продолжает расти куда быстрее него.

Среди главных рисков, связанных с «Яндексом», называют то, что большая часть его выручки номинирована в рублях. «Поэтому при составлении консолидированной отчетности в долларах, которую они подают в США в комиссию по биржам, это имеет негативный эффект. Если у нас девальвация рубля будет продолжаться, наверное, это будет действовать негативно», — допускает Евгений Рябков. По мнению Всеволода Лобова, самая большая проблема для «Яндекса» — страновой риск, то, как происходящие в России события отражаются на бизнесе. Этот фактор ограничивает интерес инвесторов к компании и, соответственно, ее развитие. Поэтому «Яндексу» будет трудно стать международной компанией, считает аналитик.

Технологический сектор бурно рос в разгар пандемии, сейчас интерес к нему со стороны инвесторов несколько поугас. Сложно оценить адекватность нынешних цен на акции высокотехнологичных компаний, у многих из которых не было ни одного прибыльного года за последние несколько лет, как у того же Ozon. Однако и в российских доткомах есть истории успеха. Так, один из лидеров рынка, Wildberries, мало того что стабильно наращивает выручку, так еще и все последние годы выходит в очень хороший плюс. По итогам прошлого года, к примеру, при 117 млрд рублей выручки (по РСБУ) чистая прибыль составила 4,4 миллиарда. Журнал Forbes наутро после IPO «Озона» заявил о переоценке стоимости активов основного владельца Wildberries Татьяны Бакальчук. Теперь она «стоит» 10 млрд долларов. Правда, вывод своей компании на IPO по примеру коллег она пока не планирует: «На IPO выходят для того, чтобы получить дополнительные деньги на развитие компании либо по каким-то личным еще причинам. Нам этого не нужно, и мы это рассматриваем как фактор, который будет тормозить развитие компании».

Евгений Рябков считает, что интерес к данному инструменту у компаний подогрел позитивный опыт последних российских IPO в сфере технологий. Например, hh.ru и qiwi. И многие игроки этого рынка стремятся к выходу на биржу. Заявку на IPO на NASDAQ подал крупнейший российский онлайн-кинотеатр ivi, сообщил 25 ноября РБК. Видеосервис занимает 23% российского рынка. Его выручка на фоне пандемии выросла на 57,7% к прошлому году. При этом последняя доступная отчетность по МСФО головной компании ivi.ru Media Ltd датируется 2016 годом. Тогда при выручке почти 1,6 млрд рублей и операционном убытке 172,6 млн рублей сервис зафиксировал чистую прибыль 248,7 млн рублей. Ожидается, что компания разместит акции в начале 2021 года, хотя самое благодатное время для этого подходит к концу.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

автор фото Ирина Бужор/«Коммерсантъ»
автор фото Ирина Бужор/«Коммерсантъ»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (13)

Если вы зайдёте с запросом на яндекс-маркет, то уже в тот же день будете завалены их идиотской рекламой, схожей с запросом. Они нагло и неприкрыто следят за вами. У этой помойки вся её деятельность вызывает брезгливость.

263898651
Яндекс, это чистой воды монополист, лишающий работы десятки тысяч людей. Странно что антимонопольная служба не видит этого монстра

RemyMartin
Курс рубля не более чем удобный инструмент быстрого ограбления населения страны. Как говорил в кулуарах один финансист - центробанк может на графике валютных колебаний слово из трёх букв написать кривой изменения стоимости национальной валюты.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...