Горожане нашли свалку строительного грунта около золоотвала Угольной гавани. Часть его привезли со стройплощадки на месте СКК. У арендатора масштабная задумка построить там грузовой терминал.
Городские активисты зафиксировали вереницу самосвалов с табличками «СКК», которые везут строительный грунт на прибрежную территорию Финского залива, вытянувшуюся вдоль Юго-Западной ТЭЦ. Арендатор золоотвала утверждает, что ввозимое — строительный грунт пятого, наименьшего класса опасности, который не останется в виде свалки, а пойдет на укрепление дамбы. Планы на участок масштабные: возвести на этом месте портовый грузовой терминал. Но сначала еще надо доказать, что акватория — это земля.
Накануне вечером представители движения «Красивый Петербург», местные жители — защитники Жемчужного пляжа и муниципальные депутаты обследовали территорию в границах проспекта Маршала Казакова, улицы Доблести, Юго-Западной ТЭЦ и береговой линии Финского залива. На народную инспекцию, трансляцию которой вели в соцсетях, активных горожан подбили поступающие в течение последней недели жалобы жителей близлежащих домов на пыль и грязь вдоль улицы Маршала Захарова. Во время визита на территорию они обнаружили горы строительного грунта, в котором якобы нашли бетонные блоки разных размеров, арматуру, камни, куски асфальта и кирпич. А также наблюдали вереницу грузовых автомобилей с табличками «СКК». Спорткомплекс, напомним, обрушился 31 января во время демонтажа, что повлекло за собой гибель рабочего.
Читатели жаловались на пыль и в редакцию «Фонтанки». Активисты готовят обращения в прокуратуру и Смольный. На фоне истории с вывозом отходов на Митрофаньевское шоссе, который подрядчик демонтажа СКК отрицает, участники инспекции заподозрили, что перед их глазами — новая незаконная свалка.
Как пояснили в комитете по природопользованию, кучи грунта навалены в водоохранной зоне Финского залива, которая составляет 500 метров. В комитет тоже уже поступили обращения по факту размещения грунтов.
Представитель концессионера реконструкции спорткомплекса — компания «СКА-Арена» подтвердила, что действительно свозит на площадку грунт с территории СКК. «Сейчас на месте СКК идут демонтажные работы на отметке ниже нуля, и в рамках изысканий — землеройные работы. Вывоз строительных отходов перевозчик осуществляет по заключённым договорам на специализированные площадки области, предоставляя заказчику соответствующие акты вывоза, утилизации или размещения. Также в рамках действующего договора часть грунта размещается на площадке золоотвала в Угольной гавани. По информации перевозчика, принимающей стороной регулярно проводятся лабораторные исследования складируемых грунтов», — прокомментировали ситуацию в компании.
Подъездные дороги и сама дамба находятся в собственности ООО «Синий». Как утверждает гендиректор карельского ООО «Полигон» Евгений Семыкин, с мая объект в бессрочной аренде у его компании. По договору, с СКК должны привезти 200 тысяч кубометров грунта пятого класса опасности.
«Никаких отходов, кроме грунтов пятого класса опасности, там нет», — пояснил он. На замечание, что горожане в рамках инспекции заявили о наличии арматуры и бетона, Семыкин пообещал: «Если активисты это зафиксируют, я немедленно заставлю поставщика все это загрузить обратно и вывезти. Это есть в договоре, производится видеоконтроль, на участке постоянно находится мастер, до сих пор таких случаев не выявлялось». Горы, которые запечатлели активные горожане, формируются специально.
Он указал, что поставляет с площадки СКК также и бой бетона, но он необходим для подсыпки дорог. «Это уже переработанный и товарный бой бетона, я за него плачу деньги. Мне просто удобно, когда все это ездит одним транспортом. Мне тоже надо делать дороги», — прокомментировал он.
По его словам, привезенный грунт пойдет на укрепление золоотвала дамбы. Семыкин ссылается на отчет НИИ гидротехники имени
По словам Семыкина, 11 июня должен быть готов проект укрепления золоотвала. Бизнесмен рассчитывает в течение месяца получить ордер ГАТИ и начать непосредственно работы по подсыпке дамбы. Он также сообщил, что планирует установить мойку колес для грузовых автомобилей, и заключил договор с ГУДСП «Путь», который ежедневно осуществляет поливку и уборку со щетками.
У предпринимателя большие планы на территорию: он хочет ее выкупить, устранить «внутренний пруд» (который, согласно данным РГИС, является акваторией Невской губы) и построить на этом месте портовый грузовой терминал. Правда, собеседник «Фонтанки» признал, что договоренности о выкупе объекта пока отсутствуют. Он отметил, что, согласно Генплану, это промышленная зона.
Повторимся — по данным РГИС, «пруд», образованный золоотвалом, является водным объектом, акваторией Невской губы, аналогично статус акватории значится и на Градостроительном портале Петербурга. В 2017 году совладелец компании «Синий» Андрей Дубровский утверждал, что пруд — неотъемлемая часть золоотвала. Во время последнего разговора с «Фонтанкой» предприниматель заявил, что это не «пруд», а «земля»: «Это кусочек земли, у него есть кадастровый номер. У нас уже готов кадастровый учет всего земельного участка». Правда, в процессе обсуждения предприниматель уточнил, что по документам участок все же еще не сформирован, «все предпосылки, что это кусочек моря, у нас опровергнуты в суде». Он утверждает, что еще в 2019 году были направлены документы для оформления участка в «КИО (комитет имущественных отношений. — Прим. ред.) Санкт-Петербурга». Получение ответа, говорил он тогда, не горит: после этого участок пришлось бы либо приватизировать, либо брать в аренду. Это расходы.
Из данных картотеки Арбитражного суда следует только, что ООО «Синий» еще в 2018 году попыталось оспорить представление прокуратуры Кировского района, которая предписала компании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации золоотвала. В качестве третьих лиц выступает Северо-Западное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Балтийско-Арктическое морское Управление Росприроднадзора, Невско-Ладожское бассейновое водное управление. В первых двух инстанциях суд отказался удовлетворить требования истца, кассация в конце мая 2019 года отменила решения нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение. Следующее заседание назначено на 2 июля 2020 года.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»