Реклама

Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 5

2 м/с, ю-з

766мм

55%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Таксофонное братство.

Если уличные телефоны существуют — значит — это кому-нибудь нужно

11117
ПоделитьсяПоделиться

В первый день лета звонки с таксофонов на «городские» номера станут бесплатными. «Ростелеком» готов рассмотреть вопрос с аннулированием платы за соединение с мобильными, но не за свой счет.

В Петербурге и еще 131 тысяче населенных пунктов с 1 июня обещана услуга бесплатных звонков с таксофонов на любые номера фиксированной связи внутри страны. В городе должны функционировать 399 аппаратов, установленных на улицах и в учреждениях. Выборочная проверка показывает: как ни странно, таксофоны после как минимум десяти лет службы технически исправны, однако имеют грустный внешний вид – тотально запыленные, неухоженные, кое-где разрисованные. Бесплатные звонки, уверяют эксперты отрасли, вводятся для оправдания 14 млрд рублей, которые тратятся в год на проект «устранения цифрового неравенства».

Представители единоличного оператора проекта, «Ростелекома», в беседе с «Фонтанкой» говорят, что после 1 июня увеличится трафик между таксофонами и обычными стационарными телефонами. Сейчас он, по словам связистов, составляет 2,5 млн минут в год – для сравнения, по сотовому россияне наговаривают за год 456 млрд минут, и это не считая голосового общения через Интернет и месенджеры.

Стикеры и неблагодарная молодежь

Отвечающие за техническое состояние аппаратов подрядчики уверяют, что абсолютно все петербургские аппараты работают исправно. Из 399 единиц почти половина приходится на Центральный и Адмиралтейский районы. «Сейчас от вандализма вроде оторванных трубок аппараты страдают мало, – говорят техники. – Больше приходится бороться с граффити несмываемой краской и стикерами, которые лепит неблагодарная молодежь».

«Фонтанка» в поисках неработающих аппаратов прошлась Невским проспектом и для разнообразия темными улочками Купчино – все 14 встретившихся таксофонов, в том числе один в офисе «Ростелекома» на проспекте Славы, работали. Можно было набрать городской семизначный номер – появлялась надпись «Бесплатный звонок», и звонок действительно проходил. Карточки для междугородних разговоров или для звонков на сотовые продаются только в офисах «Ростелекома» – нашему корреспонденту встретились карточки по 100 рублей, а минута звонка на сотовый обошлась в 10 рублей.

ПоделитьсяПоделиться

Всего в Петербурге насчитывается 11 точек, где можно купить такие карточки, из них пять в центре. В Кронштадте, Зеленогорске, Сестрорецке – ни одной. Хотя в Кронштадте и таксофонов-то всего два.

Десять миллионов штук пластика

Возможность отмены платы за звонки с таксофонов впервые была провозглашена на коллегии Федерального агентства связи в среду, 24 апреля. На следующий день, 25 апреля, глава «Ростелекома» Михаил Осеевский лично заявил «Фонтанке»: все верно, с 1 июня можно будет позвонить с любого таксофона на любой номер фиксированной связи в пределах страны.

Речь идет о номерах, которые определяются как телефоны с кодами Российской Федерации, например +7-812-... или +7-495 -... Не имеет значения, использует ли владелец номера внутри своей офисной сети, допустим, IP-телефонию.

Таксофоны официально считаются элементом системы «универсальных средств связи», с 2014 года оператором обслуживания абсолютно всех аппаратов является ПАО «Ростелеком». Согласно данным федерального агентства, в стране работает 147 697 таксофонов – в 131 тысяче населенных пунктов. На сайте федеральной службы можно найти карту, где отмечены места расположения каждого.

В Петербурге техническим обслуживанием таксофонов на подряде у «Ростелекома» занимается АО «Сервис проекты технологии». Вместе с материнским ООО «ЗАО АМТ» оно принадлежит группе бизнесменов, контрольный пакет поделен между Александром Шибаевым и Иосифом Шраго, годовая выручка — 106 млн рублей. Компания была создана еще в 1994 году как ЗАТО «Санкт-Петербургские таксофоны» и первой в стране занялась заменой жетонных телефонов карточными. С 2005-го в стране начали обновлять и их – к лету 2009-го компания установила в городе те самые 399 красных аппаратов, что худо-бедно функционируют до сих пор.

Исправное техническое состояние поддерживают, например, проверки прокуратуры. Только в конце марта это надзорное ведомство инспектировало систему петербургских таксофонов и, говорят в «Сервис проект технологиях», не нашло нарушений. За состоянием самих таксофонных будок, в том числе за граффити и стикерами на них, обязаны следить местные власти.

Пластиковыми таксофонными карточками «Сервис проект технологии» торговали до 2014 года, продав больше 10 млн штук. После этого карточками стали торговать только в офисах «Ростелекома».

Сотовым операторам – приготовиться

Статистику звонков «Сервис проект технологии» не ведут, но полагают, что с начала 2018 года «благодаря постепенной бесплатизации звонков трафик вырос как минимум процентов на 50».

С 1 января прошлого года «Ростелеком» отменил плату за телефонные звонки с таксофонов внутри муниципалитетов, с 1 декабря — внутри регионов.

В «Ростелекоме» настаивают: таксофонная связь будет жить еще долго, так как в некоторых особо удаленных селах и поселках ей нет альтернативы. Финансируются таксофоны из правительственного Фонда универсальных услуг связи как часть проекта «Устранение цифрового неравенства». Главная задача — провести до конца 2021 года оптиковолоконные линии связи в 13,9 тысячи населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек. Также на деньги проекта работают всероссийская база телефонных номеров и пункты коллективного доступа в Интернет. Фонд финансируется не из бюджета — на него ежеквартально скидываются по 1,2% от выручки все операторы связи. Согласно цифрам Минкомсвязи, ежегодные отчисления составляют около 14 млрд рублей. Монопольный оператор проекта — ПАО «Ростелеком». Этот контролируемый государством крупнейший российский провайдер цифровых сервисов зарегистрирован в Петербурге, выручка за 2018 год составила 305,9 млрд рублей, чистая прибыль — 5,4 млрд.

За 2018 год, благодаря постепенному введению бесплатных звонков, таксофонами стали пользоваться в четыре раза чаще, уверяют в «Ростелекоме», – то есть на начало прошлого года трафик составлял, выходит, не больше 626 тысяч минут. Госоператор пока не может сказать, во что обойдутся расходы после 1 июня. В главном московском офисе «Фонтанке» смогли лишь уточнить, что одна минута звонка на номер стороннего оператора фиксированной связи обходится в 20-25 копеек.

Разрешать бесплатные звонки за границу или хотя бы на номера сотовых «Ростелеком» пока не готов. «Стоимость международного звонка зависит от слишком большого разброса цен и разнообразных факторов, – объяснил собеседник «Фонтанки» – Все-таки мы стараемся максимизировать свой финансовый результат». Соединение с абонентом сотовой связи обходится в 95 копеек за минуту — и брать на себя такую нагрузку «Ростелекому» не выгодно.

«Мы в принципе готовы предложить сотовым операторам в качестве социальной инициативы пойти нам навстречу, – добавляет собеседник. — Но пока таких переговоров не было».

«А давайте их похороним»

Эксперты и участники рынка связи полагают, что «Ростелекому» выгодно развивать таксофонную связь, объясняя ее необходимость нестабильной работой сотовой связи в отдаленных населенных пунктах.

«В небольших посёлках таксофон и правда является главным способом связаться с живущими далеко родственниками, позвонить в полицию или МЧС, вызвать скорую, – настаивает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Меры, подобные отключению платы за местные соединения с использованием таксофона, являются хорошим подспорьем для людей, доход которых серьёзно страдал бы от оплаты таких звонков».

«Оплачивать этот проект будут, как мы все понимаем, сами же операторы сотовой связи, – напоминает отработавший семь лет в телеком-индустрии гендиректор виртуального банка АО «ВРБ» Арсений Полевич. – При всем этом давать долгосрочные прогнозы на дальнейший путь развития таксофона как повседневно используемого инструмента сложно. Однако надо понимать, что и сегодня, и завтра, и ближайшие несколько лет это направление будут развивать».

Если прокладывать кабель Интернета в отдаленные села или на острова Курильской гряды, то таксофонам как виду связи лучше дать отмереть, считает гендиректор оператора связи «Комфортел» Дмитрий Петров.

«Такие очень нужные для граждан бонусы как бесплатные звонки с таксофонов решили внедрить, чтобы государство не свернуло проект и продолжало выделять миллиарды на содержание ненужной подавляющему большинству сети, – говорит Дмитрий Петров. – Когда-то трафик бегал за деньги, а теперь за него платят другие операторы и, соответственно, потребители их услуг – это не работоспособная и не рыночная модель. Телеграф умер, давайте и таксофоны, наконец, похороним».

Алексей Дмитриев,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close