«Метрострой» и его подрядчики настаивают: на стройках слишком мало денег и слишком много воды и волокиты. Смольный предлагает поискать деньги среди выданных авансов.
Генподрядчик строительства метро рассказал в пятницу на страницах собственной газеты о задержках зарплат, недостатке средств и плавающих грунтах на новых станциях. Вывод: запланированные сроки сдачи объектов под угрозой. Смольный прочитал, схватился за голову, газету убрали из Интернета. Однако в понедельник она снова появилась на сайте «Метростроя». Кажется, компания все же хочет поговорить с заказчиком при свидетелях.
На страницах корпоративной газеты подрядчики с объектов подземки традиционно позволяют себе больше, чем в разговорах с непрофильными изданиями. В пятницу, 17 ноября, произошел эксцесс: гендиректор СМУ-13, которое работает на «Беговой», заявил «Метростроителю», что поезда не смогут останавливаться на ней к чемпионату мира по футболу 2018 года. «А другого варианта нет и не было, – с плеча рубанул Сергей Сепитый. – Начинать строительство станции надо было годом раньше». Впечатленная прямотой редакции, «Фонтанка» попросила уточнений в «Метрострое» и комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Результат был ожидаем: заявление Сепитого назвали «эмоциональным», «Беговой» напророчили полную готовность к мундиалю, а номер «Метростроителя» от греха сняли с сайта.
Тем бы история и закончилась, однако в понедельник номер вернулся на портал «Метростроя» в неизмененном виде. За исключением поздравлений юбилярам и отчетов о бильярдном турнире, почти целиком он посвящен низким темпам работ. Заголовки колеблются в диапазоне от «А может, никуда не торопиться?» до «Так нам работать или идти бутылки собирать?». Есть и полоса ликбеза под названием «Что мешает быстро строить метро?»: из-за постановлений правительства проектирование растягивается на 3 – 5 лет и теряет актуальность; экспертиза проекта занимает год, и получить положительное заключение очень сложно; любые изменения в проектную документацию могут привести к претензиям со стороны контрольных органов.
Однако в случае с уже строящимися линиями все упирается в деньги, рабочие руки и грунты. О проблемах с «плывущими» грунтами «Беговой» «Фонтанка» уже писала, как и о нехватке работников. Заданной планки медийности и эмоциональности Сепитому хватило, пообщаться с «Фонтанкой» по телефону он не захотел, но косвенно подтвердил названные в интервью цифры: зарплата строителям в сметах рассчитывается из норматива 79 рублей в час, хотя должна быть в пять раз выше. Проблема и с материальным обеспечением: источник из числа сотрудников на объекте рассказал, что дизельного топлива на площадке хватит «до завтра до обеда». Тем не менее насчет «Беговой» чиновники и генподрядчик стоят на своем: продолжение Невско-Василеостровской кровь из носу сдадут весной, даже несмотря на отставание по срокам.
Второе рождение номера метростроевской газеты 20 ноября совпало по времени с заседанием Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания. На нем депутаты обсуждали поправки в проект бюджета 2018 года, затронули и тему Фрунзенского радиуса. Перегон от «Международной» до «Южной» изначально был оценен на 30% дешевле, нежели предполагала экспертиза, «Метрострой» не первый год пытается вернуть недостающие деньги в контракт. Глава КРТИ Сергей Харлашкин еще в октябре рассказал «Фонтанке», что увеличение суммы на 4,1 млрд уже согласовано, распоряжение должно выйти уже в этом году. Вице-губернатор Игорь Албин утверждал, что вопрос решится еще в ноябре. Однако губернатор своей поправкой добавил на линию лишь 157 млн рублей в 2018 году. На эту нестыковку Оксана Дмитриева 20 ноября обратила внимание главы Комфина Алексея Корабельникова, тот все вопросы переадресовал КРТИ.
Метростроевская газета несколько раз затрагивает проблемы Фрунзенского радиуса. Видно, что эти заявления рассчитаны не на массового читателя, а на чиновников, градус нарастает. В отделе главного диспетчера сообщают, что в октябре план первыполнен: вместо 478 кубометров бетона уложили 580 кубов. «Очень надеюсь, что вопрос об изменении цены контракта наконец решится, – говорит Николай Александров, гендиректор «Метростроя». – И мы намерены в кратчайшие сроки завершить строительство. Но лимиты выбраны». «Мы просто встали на Фрунзенской линии: там почти никто не работает», – непринужденно дополняет Сепитый тезис о перевыполнении плана.
«По нашей информации, работы на линии ведутся, – говорят в комитете. – Ничего критичного не происходит, объект в высокой степени готовности». На начало октября в Смольном сообщали, что построено 90% от запланированного. Насчет лимитов чиновники тоже готовы поспорить. По информации КРТИ, у «Метростроя» еще 848 млн неотработанного аванса, 450 млн должны быть закрыты в ноябре, остальное в декабре. Однако документов для их закрытия не представлено. Кроме того, в комитете надеются перекинуть в виде аванса еще 510 млн с расходной статьи 2018-го. Самый насущный вопрос о 4,1 млрд рублей действительно не решен; собеседники «Фонтанки» в Смольном рассказали, что согласование застопорилось на уровне комитета по госзаказу.
На ноябрь особой надежды, видимо, нет. «Совместно с КРТИ идёт работа по уточнению стоимости контракта, которая будет завершена в 1-м квартале 2018 года, – говорят в «Метрострое». – Сложилась непростая ситуация. Пока она решается за счёт перераспределения экономии внутри смет». При этом генподрядчик утверждает, что идёт плановая ежемесячная работа, а отставания по оплате нет. Лимиты финансирования на 2017 год выбраны еще не до конца, осталось около 129 млн. Что касается авансов, то этих денег уже нет, на них закуплены метариалы и оплачены работы, некоторые из которых можно будет предъявить для закрытия только в следующем году — например, мозаика на новых станциях.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
Продолжение Невско-Василеостровской линии, согласно отчету КРТИ, готово примерно на 63%. В Адресной инвестиционной программе на участок в 2017 и 2018 годах заложено 8,2 млрд и 6,2 млрд рублей соответственно. Общая сметная стоимость перегона – 36,8 млрд рублей. «Беговая» и «Новокрестовская» должны быть сданы к 1 апреля 2018 года, однако отставание от графика работ до сих пор не ликвидировано.
Продолжение Фрунзенского радиуса со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная»построено на 90%. Упираться он будет в депо «Южное», сооружением которого занимается «ЛенСпецСМУ». По контракту строительство рассчитано до конца 2018 года. Изначально контракт был заключен на 26 млрд рублей, хотя Главгосэкспертиза одобрила сумму в 35 млрд рублей. Контракт рассчитан до конца 2018 года, однако в Смольном неоднократно заявляли о намерении уложиться в первое полугодие.