Позитив от «камбэка» россиян в Финляндии и Эстонии видят не столько в более высокой загрузке отелей и коттеджей, сколько в увеличении расходов наших соотечественников. «Сказывается не только стабилизация курса рубля, но и тот факт, что люди просто привыкли к текущей ситуации, смягчился болевой порог. Люди все равно ищут позитивных эмоций и хотят отдыхать», - характеризует ситуацию Елена Архипова, генеральный директор компании Helios Tour, которая принимает российских туристов в Рованиеми.
По ее оценке, на минувшие новогодние праздники российский турпоток в столицу финской Лапландии вырос в 2-3 раза по сравнению с предыдущими зимними каникулами. «Прошлый сезон был очень провальным. До последнего на новогодние даты были номера в отелях и коттеджах. Ситуация в этом сезоне уже кардинально изменилась. Мы закрыли все свободные номера в конце ноября. В декабре продавать было уже нечего», - рассказала она, отметив, что более дорогое размещение, как правило, выбирали туристы из Москвы, а жители Петербурга и СЗФО старались экономить.
Анна Хяркёнен, менеджер по продажам Visitkarelia.fi (продвигает регионы Центральная Карелия и Пиелинен), сообщила, что в здешних местах большого притока россиян не заметили, но ситуация с российским присутствием была достаточно ровной. Ехали на зимние каникулы семьи из Петербурга и Костомукши, из других регионов Северо-Запада. По словам Хяркёнен, едва ли регион готов вкладывать деньги в продвижение на российском рынке: скорее, речь идет о личных инициативах финских предпринимателей и участии делегации региона в семинарах и воркшопах, которые будут проводиться в России.
Представитель горнолыжных курортов Уккохалла и Пальякка (губерния Оулу) Ольга Канноева говорит, что загрузка на новогодние даты достигла предкризисного уровня. А главное, наши соотечественники стали больше тратить. В этом году приехали более состоятельные туристы, которые посещали боулинг, спа, местные кафе, тогда как в прошлом году россияне были готовы тратиться лишь на проживание и покупку ски-пассов, отмечает она. Ещё одним важным трендом этой зимы Канноева называет приезд «возвратных» туристов, которые отдыхали здесь до кризиса. Их процент представитель курортов оценивает в 45-50%. Как правило, это семьи с детьми до 12 лет из Петербурга и Москвы. В этом году неделя отдыха на зимних каникулах обошлась им в среднем 1200-1300 евро на семью. В межсезонье русских становится меньше, и очередной пик российских прибытий на склонах Уккохалла и Пальякка ожидают в конце марта на школьных каникулах. Снег в этой части Северной Финляндии лежит до 20-х чисел апреля. По словам Ольги Канноевой, целенаправленной рекламы горнолыжные курорты в России не делают - работает сарафанное радио.
О том, что туристов из России становится больше, говорят и эстонские отельеры. Марго Мериган, управляющий BBH Hotel Group (три отеля в Таллине), оценил рост российских прибытий в новогодние даты на 10-12%. По его словам, при сохранении благоприятной экономической ситуации российский рынок постепенно отыграет потерянное. «Русские гости - одни из ключевых постояльцев. Мы надеемся, что в этом году их станет больше. По крайней мере, к этому есть экономические предпосылки. Думаю, скажется и эффект отложенного спроса», - надеется Мериган.
С такой оценкой согласна и Елена Лирисман, управляющий отелем Tallinn Viimsi SPA. По ее словам, на Новый год количество постояльцев из России выросло на 40%. «И туристов было бы еще больше, если бы не пробки на границе с российской стороны. Не все готовы были стоять по 5-6 часов, чтобы проехать», - говорит она, отмечая, что из-за этого приграничного коллапса часть русских заказов, сделанная через сервисы бронирования, была отменена.
Примечательно, что отвечая на вопрос о незаменимости русского рынка, большинство экспертов отметили, что сегодня это не совсем так. Во-первых, налицо рост внутреннего туризма в Финляндии (особенно на фоне празднования 100-летия независимости страны), а во-вторых, сказывается и наступление других рынков, причем весьма далеких. Китайцы и азиаты больше едут в Северную Европу в связи с модой на Рождество, снег и Санта-Клауса, тем более что рейсов между Хельсинки и странами Азии с каждым годом становится все больше.
Как отмечает один из экспертов, у китайцев больше, чем у россиян, покупательная способность, к тому же китайские туристы в Финляндии, как правило, впервые, в то время как многие из наших соотечественников уже бывали в Суоми, и не раз, а потому не будут тратиться на те же сувениры или катания на оленях. Так что тренд на замену россиян туристами из Китая и ЮВА уже есть, пусть не во всех регионах Финляндии, но в самых популярных – точно. Как оказалось, российский рынок оказался к такому не совсем готов. В этом сезоне россияне не спешили бронировать, и в итоге многие туркомпании не смогли взять комнаты для своих клиентов накануне Нового года. Эти места были уже заняты гостями из дальних стран. В Рованиеми все больше едут туристов из Китая, Кореи, Филиппин и Австралии, - отмечает Елена Архипова и философски добавляет: «Глобализация».