КС дал добро на досрочные выборы Госдумы. И получил возможность свести счеты с ЕСПЧ. Конституционная значимость и белые ночи могут аукнуться правовой неопределенностью.
Конституционный суд дал добро на досрочные выборы Госдумы со ссылкой на «конституционную значимость» идеи и «белые ночи». В ответ он получил долгожданный парламентский запрос об исполнении решений ЕСПЧ. По мнению заявителей, бездумное следование воле Страсбурга заставит Россию «потерять суверенитет» и «легализовать однополые браки». С такой позицией не смогли согласиться даже в МИД и администрации президента.
– Вы откуда?
– Я из МИДа.
– Положите, пожалуйста, чемодан на ленту.
Утро 1 июля началось в Конституционном суде в демократической атмосфере. Сотрудники ФСО браво пропускали через металлоискатель и журналистов, и дипломатов, и депутатов, ни для кого не делая исключений. Повестка предполагала большое число вип-гостей – КС с разницей в полчаса провозглашал постановление о переносе думских выборов и рассматривал дело об исполнении решений ЕСПЧ.
Белые ночи и думские выборы
Запрос о выборах прошел через Конституционный суд с такой скоростью, что позволил наблюдателям сомневаться, насколько четко судьи следовали собственному регламенту. Совет Федерации внес обращение 24 июня, а уже через неделю решение было готово. Служители Фемиды, привыкшие рассматривать дела по нескольку месяцев, советовали ни в коем случае не связывать ударные темпы работы с политической обстановкой.
– В Петербурге – пора белых ночей, поэтому задача (написать постановление быстро. – Прим. ред.) облегчалась, – рассказал судья-докладчик Сергей Князев. – Конституционный суд руководствовался только вопросами права и с этой точки зрения оценивал конституционную целесообразность запроса.
Совет Федерации, напомним, интересовался, можно ли провести следующие выборы в Думу в сентябре вместо декабря 2016 года. В подкрепление приводились экзотические доводы – осенью и погода лучше, и избиратель находится в более «рациональном и конструктивном настроении». За счет теплого сезона удастся сэкономить «значительное количество бюджетных средств» (о «золотых парашютах» общей ценой в 717 миллионов рублей, предназначенных для досрочно отдавших мандаты депутатов, заявители не упоминали).
Аргумент, что во время летней избирательной кампании электорат имеет меньше шансов встретиться с оппозиционными кандидатами, прямо не обозначался, но витал в воздухе.
– Существует много гипотез, почему выборы собираются провести досрочно, – комментирует политолог, профессор Европейского университета Григорий Голосов в Санкт-Петербурге -– Самая здравая из них – сентябрьское голосование может дать дополнительные шансы «Единой России» или другим выгодным Кремлю силам. В летние месяцы россияне менее активны политически, а следовательно, меньше подвержены влиянию альтернативных кандидатов.
Также есть версия, что приближенные к власти эксперты рассчитали: курс рубля не удастся удержать дальше сентября. А вместе с национальной валютой упадет и народная лояльность, замечает Голосов.
– Так или иначе, в президентской администрации такими вопросами сейчас занимаются люди, которые всем своим жизненным опытом подготовлены, чтобы рассматривать политические вопросы с точки зрения мелких политтехнологических манипуляций. Они к любой проблеме подходят с позиции: надо немного смухлевать, чтобы получить небольшую политическую выгоду, – констатирует эксперт.
В Конституции написано: депутатский мандат действует пять лет, или «шестьдесят месяцев». Тем не менее КС позволил «незначительно», «на несколько месяцев» сократить срок полномочий «текущего созыва» в «конституционно значимых целях». Подобная мера должна быть «однократной», а «перенос даты – осуществляться заблаговременно», объяснил суд.
– Нужно, чтобы граждане и политические партии не были ограничены в возможности надлежащим образом готовиться к избирательной кампании, – рекомендовал КС. – Выборы можно перенести на единый день голосования. Как показывает такой опыт, это способствует экономии, повышению явки.
Заметим, что раньше КС, наоборот, утверждал: региональное и муниципальное голосование нужно переносить ближе к федеральному. Более того, эта норма закреплена в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» и на нее неоднократно ссылались конституционалисты Зорькина в своих предыдущих решениях. Суть этой нормы закона ясна предельно: если местные выборы приходятся на год думских, то они автоматом переносятся на день голосования в нижнюю палату.
Конкретики о том, что значит «сократить срок незначительно», журналистам выяснить у судьи-докладчика не удалось. Не удалось и понять, действительно ли сокращение полномочий будет разовым или теперь дата думских выборов станет в России плавающей.
– Вы задаете риторический вопрос. В постановлении написано «текущего созыва», а не следующего, – отметил судья Князев.
– Но ведь следующий созыв тоже через какое-то время станет «текущим»? – не унималась пресса.
Представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин в противовес заявил, что новыми правилами смогут воспользоваться депутаты всех последующих созывов. Такого же мнения придерживается и вице-президент Федерального союза адвокатов Сергей Попов.
– Решение суда написано четко. Там не упоминается о выборах 2016 года, но говорится «однократно». Законодатель получает право перенести голосование, но только один раз, – утверждает он. – Ничего криминального в этом я не вижу. Хотя стремительная скорость рассмотрения дела, связанная, видимо, с нарушением норм, меня смущает.
– Перевыборы Госдумы будут антиконституционным шагом, – оценивает Григорий Голосов. – КС и президент явно запачкали себя антиконституционным решением.
Однополые браки и Европейский суд
После этого запрос о решениях ЕСПЧ выглядел думским реверансом в сторону Конституционного суда. Такой бумаги судьи ждали давно – первые трения со Страсбургом возникли в 2010 году после дела «Константин Маркин против России». Тогда КС запретил российскому военнослужащему уходить в отпуск по уходу за ребенком, а международный суд счел это дискриминацией. С тех пор глава КС Валерий Зорькин не раз критиковал европейских коллег и призывал установить «предел уступчивости» в отношении Страсбурга.
Возможность «установить предел» как раз и предоставила Конституционному суду Госдума. 93 подписавшихся под обращением депутата предлагали официально обозначить, что Россия не обязана подчиняться указаниям ЕСПЧ, если они идут в разрез с Конституцией или «ее толкованием Конституционным судом». Для этого требовалось поправить закон о ратификации Европейской конвенции. А еще изменить все процессуальные кодексы – от Уголовного и Арбитражного до Гражданского.
Позицию коллег представлял справедливоросс Александр Тарнавский. Помимо дела Маркина он перечислил еще много леденящих душу историй. Например, дело ЮКОСа, по которому ЕСПЧ в 2014 году оштрафовал Россию на 1,86 миллиарда евро.
– Неверно было бы считать постановления ЕСПЧ истиной в последней инстанции, – отметил Тарнавский. – По сути, эти решения – толкование Европейской конвенции 47 мудрецами (в Страсбурге работают 47 судей. – Прим. ред.). Их мнение меняется. Нельзя исключить, что в связи с новым толкованием конвенции от России потребуют легализации однополых браков.
С увеличением потока жалоб «деятельность ЕСПЧ стала подвергаться некоторой эрозии – она проявляется как в снижении качества юридического обоснования, так и в политизации решений», считает Тарнавский. Страсбургским судьям, «не обладающим достаточными познаниями ни в конституционном, ни в отраслевом законодательстве», весьма сложно «дать адекватную оценку соответствия национальной правовой системы стандартам ЕСПЧ», уверен он.
– Надо уже в этом вопросе заявить четко отработанную позицию. Надо определяться и расставлять реперные точки, – призывал законодатель.
Свою речь Тарнавский уснастил цитатами из знаменитых российских юристов, которые считают: «Чрезмерное использование международного правосудия делает его инструментом в руках какой-нибудь из сверхдержав» и «Сегодня мы наприсоединялись к такому числу конвенций, что нас просто разделывают и разводят, как по делу ЮКОСа».
Депутатское выступление закончилось ссылкой на статью Валерия Зорькина «Предел уступчивости». Теоретически эта ссылка, кстати, могла стоить председателю КС возможности участвовать в процессе. Ведь по закону, если судья публично высказался о каком-то вопросе, он лишается права готовить по нему постановление. Но неудобный момент удалось изящно обойти.
– Надеюсь, эта статья не будет причиной для вывода меня из дела. Я уже не помню, что я говорил. Я столько всего понаписал! – кокетливо заметил Валерий Зорькин.
– То, что написано пером, не вырубишь топором, – не понял намека Тарнавский. – Буквально сегодня ночью еще раз перечитал вашу публикацию. Она замечательная!
Дело ЮКОСа и МИД
Позиция Госдумы оказалась настолько радикальной, что с ней не смогли полностью согласиться даже представители Генпрокуратуры и администрации президента. Мнение депутатов в целом правильное. Но никаких изменений в законы вносить не нужно, полагают они.
– Конституция России и так имеет высшую юридическую силу. Она занимает исключительное, главенствующее место в системе нашего законодательства. Международные же договоры являются лишь частью правовой системы наряду с обычными законами, – доказывал полпред президента в КС Михаил Кротов.
Наиболее дипломатичен оказался представитель Министерства иностранных дел Геннадий Кузьмин. Он считает, что отношения России и Европы – «дорога с двусторонним движением» и нужно «не уходить от неудобных решений ЕСПЧ, а подумать, как минимизировать поток жалоб в этот суд».
– Нам не вполне импонирует сквозящее в запросе противопоставление между Конституционным судом и ЕСПЧ. Между ними нет борьбы. Оба института занимаются защитой прав человека, – подчеркнул чиновник. Он добавил, что считает «сбалансированным» первое решение Страсбурга по делу ЮКОСа, вынесенное в 2011 году.
– Оно даже не было обжаловано российской стороной, – напомнил Кузьмин.
Решение по делу Конституционный суд вынесет в закрытом порядке и огласит публично. Как правило, процесс занимает несколько недель. Но, учитывая проснувшийся энтузиазм судей, не исключено, что постановление появится гораздо раньше. Независимые эксперты предупреждают: если КС полностью согласится с позицией Госдумы, возможны неожиданные последствия. Это создаст «правовую неопределенность» вокруг исполнения всех указаний Страсбурга в России. Так считает Институт законодательства и сравнительного правоприменения, предоставивший свой отзыв в КС.
Софья Вертипорох,
«Фонтанка.ру»