В Александро-Невской лавре обсудили вопросы мирного урегулирования украинского конфликта. Поиск мирного решения проходил под девизом "Война до победного конца!".
Делегаты от "парламента Новороссии", израненные ополченцы, деятели РПЦ и православные активисты, патриотические барды, казаки и другие представители художественной самодеятельности в воскресенье собрались в Святодуховском духовно-просветительном центре Александро-Невской лавры для обсуждения темы "Донбасс, мирное решение".
На программке мероприятия с одной стороны были фотоснимки военного мемориала, герб со словом "Новороссия" и вид поля боя с орудиями в огне. С другой – икона, забрызганная кровью. В качестве приглашённой звезды бард спел песню про власть, которая "палачи под покровом Иуды", сзади на экране показывали майдан Незалежности. Про российскую власть он спел, что "Русь святая живёт над Всемирным потопом". Певица, она же композитор, исполнила композицию о солдате. Завершили культурную программу патриотические стихи.
В качестве участников анонсировались представители парламента "Новороссии", казаки, депутаты Законодательного собрания Петербурга и один депутат Госдумы – Николай Валуев. Но российские депутаты отчего-то манкировали обсуждением "путей мирного урегулирования" в Донбассе.
Через три часа после окончания встречи мне позвонила представитель организаторов. Попросила не упоминать, что происходило всё в Александро-Невской лавре.
- А как назвать это место? – удивилась я.
- Может быть, можно как-то это не афишировать? – вздохнула девушка.
"Не афишировать" было невозможно. Разговор о "путях мирного урегулирования" почти с самого начала приобрёл такой поворот, что особенно выразительно звучал именно в стенах лавры, в зале духовно-просветительского центра. Священнослужители пару раз взывали к собравшимся. Напоминали, что целью встречи был разговор всё-таки о мире.
Но воевать надо
В небольшом зале собрались разные люди. Женщины в платочках, девушки в джинсах, мужчины в спортивных костюмах, мужчины просто в костюмах. Казаки в своих красивых мундирах с большим количеством ярких наград. Среди этой публики выделялись люди в камуфляже с символикой ДНР, ЛНР, "Новороссии". У одного было изуродовано лицо, его бережно держала под руку, помогала ему сесть на стул девушка. У другого был протез вместо ноги. Третьего привезли в инвалидной коляске. Кто-то просто выглядел измождённым, как долго проболевший человек. Как скажут о них позже, это ополченцы, добровольно ушедшие защищать "русский мир" на Украине, раненые и проходящие лечение в Петербурге. У всех на груди были ордена и медали.
– Это – медаль "За оборону Славянска", – сообщил мне доброволец Сергей Земченко с позывным "Штрафбат". – Это – "За боевые заслуги". Награждён лично Иваном Ивановичем Стрелковым… То есть Игорем Ивановичем.
– Это какие-то новые награды? – спросила я.
– Нет, почему, – обиделся он. – Старые. Бои в Славянске-то в прошлом году были!
Сначала Сергей сказал, что навоевался, что все навоевались, все хотят мира. А потом добавил: но продолжать войну надо.
– Вы же пришли обсуждать мир? – удивилась я.
– Да, – ответил он. - Но наши противники должны капитулировать.
Мир лучше войны
Круглый стол открыл священник – протоиерей Александр Пелин, председатель отдела по взаимодействию церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.
– Мир – это всегда лучше, чем военное противостояние, – обратился он к залу. – Церковь призывает вас услышать голос правды. Что нам делать?
На сцене стоял стол с табличками, на них печатными буквами фломастером были написаны имена.
– Приглашаем пройти в президиум людей, которые обладают властью, данной им народом! – торжественным голосом объявила ведущая.
И за стол сели депутаты "парламента Новороссии", священник РПЦ, казачьи атаманы и представитель компании "Росстройинвест". Как "почётного члена жюри" ведущая представила участника боёв. В инвалидной коляске на сцену ввезли очень молодого человека в камуфляже и с бритой под ёжик головой.
– Андрей Валерьевич Чумак! – звонко объявила ведущая. – Воевал в батальоне "Призрак" и сейчас находится на излечении.
Гибридный мир
Первыми слово получили депутаты "Новороссии". Они говорили, как хотят мира. Депутат от ДНР Андрей Колесник рассказал о том, что отрицает российское руководство. А именно – о "так называемой гибридной войне" на юго-востоке Украины.
– На Украине пришли к власти люди с националистической идеологией, это не могло быть положительно воспринято на Донбассе, – объяснил он. – Возник конфликт интересов внутренних, к нему присоединился конфликт интересов глобальных – западных стран и России. Это переросло в так называемую гибридную войну.
Эта "гибридная война", по его словам, может перерасти в третью мировую. Поэтому, добавил депутат, "поиск мирного решения – это очень важно для нас всех".
Другая представительница Донецка, Ольга Бевцык, поставила вопросы конкретно.
– Мы настолько дружные, настолько любвеобильные, – сказала она о себе и своих единомышленниках в ДНР. – У нас есть самое важное – наш русский мир! Хотите ли вы нас видеть в целостности Украины, в целостности самостоятельной или же – просто в составе России?
Много говорили о Минских соглашениях. О том, как важно проконтролировать их соблюдение. Потому что Украина не соблюдает. Потом слово взял Андрей Валерьевич Чумак – юноша в инвалидной коляске.
– Какие могут быть Минские соглашения, объясните мне, господа депутаты? – обратился он к соседям по столу в президиуме. – Либо мы побеждаем, либо нас ложат!
"Это политическая ересь"
Андрей Валерьевич рассказал, что ему очень нравится Петербург.
– На что я обратил внимание, попав в Санкт-Петербург: люди – верующие, – поделился он с залом. – Не просто какой-то определённый пласт людей, а именно все, от мала до велика! У нас – не так. Почему – я не могу сказать.
Он рассказывал о зверствах украинской армии. О заградотрядах, которые идут по пятам украинских солдат, не давая им отступать. А сами солдаты за Украину воевать не хотят и мечтают сдаться в плен ополченцам.
– О каком мирном урегулировании может идти речь? – повторял он рефреном. – Вот вы говорите – "мирное урегулирование". Вот сидит Александр. Он подорвался на мине. Встань, Александр, пусть на тебя все посмотрят!
Он смотрел на человека с изуродованным лицом, которому помогала девушка.
– Александр поцеловал мину с 50 сантиметров при разминировании – и ему никто не помог, – продолжал Андрей Валерьевич. – Какое мирное решение?!
Зал взорвался аплодисментами и хлопал с минуту. Женщина, которая вела собрание, встала к микрофону.
– В этом зале есть люди, потерявшие своих детей на этой войне, – сказала она. – Я отношусь к ним. Можете посмотреть в мои глаза. Я очень хочу мира.
Но Андрей Валерьевич не смотрел ей в глаза. Он продолжал: Минские соглашения – "политическая ересь". Воевать надо.
– Если мы сейчас сдадим Донбасс – я не знаю, что будет с Россией, – добавил он.
Человек из зала задал вопрос: в каких отношениях находятся депутаты "Новороссии" и её армия, уж больно по-разному они говорят о мире. Вот вы, спросил он юношу в инвалидной коляске, кого представляете?
– Я представляю людей, – внушительно проговорил Андрей Валерьевич, нагнув низко голову и глядя на человека в зале исподлобья. – Понятно? Есть такое понятие – народ!
И снова зал радостно аплодировал.
Готовимся к миру
Постепенно позиции депутатов и военных сблизились. Лейтмотивом выступлений новороссийских парламентариев стали зверства украинской армии на "оккупированных территориях". Депутат от ЛНР Елена Чертова рассказала о маленьком городе, где случилось 800 "жесточайших изнасилований" 13 – 14-летних девочек. Андрей Валерьевич добавил о поголовных расстрелах "всех подряд – от детей до 70-летних стариков". Рассказал, что украинцы убивают всех, на кого местное население укажет властям как на сепаратистов. Правда, не объяснил, почему местное население стремится на сепаратистов указывать. Впрочем, этого он знать и не может: депутат Колесник, отвечая на вопрос из зала, проговорился, что связи с "оккупированными территориями" нет и информации оттуда у деятелей "Новороссии" тоже нет, "там, наверное, контроль очень жёсткий, СБУ держит под контролем". Но как-то данные про 800 изнасилований и массовые расстрелы мирных жителей просочились.
– Я в душе разделяю точку зрения Андрея, – признался депутат Колесник. – Минские соглашения были инициированы Российской Федерацией, и мы не могли к ней не прислушаться. Но если будет какое-то другое решение – мы, конечно же, его поддержим.
Дальше все выступления так или иначе сводились к этому "другому решению". Православного активиста, вышедшего на сцену с рассказом об оккупации Западом не только Украины, но и России, ведущая попыталась вернуть к теме, обозначенной на программке.
– Как вам видится урегулирование конфликта на Донбассе? – спросила она.
– Победа Новороссии! Объединение всех граждан бывшей Украины, смести киевскую власть, навести там свой порядок.
– Война до победного конца? – уточнила ведущая.
– Война до победного конца! – кивнул патриот.
Поднялся на сцену глава организации "На рубежах патриотизма".
– Никакого мирного решения на Донбассе быть не может, – заявил он. – Без экономической и военной помощи извне Новороссии справиться будет очень сложно. Поэтому говорить о каком-то мирном решении, о каких-то минских договорённостях, нельзя. Война до победного конца! Знаменательным событием в этой войне было бы провести следующее собрание на Крещатике!
Глава "Офицеров России" рассказал, какой вклад в дело мира вносит его организация.
– Мы готовы помогать возрождать на Донбассе ДОСААФ, – сообщил он. – Подготовим устав, приказы.
"Офицеры России" готовы заняться военно-патриотическим воспитанием детей "на приграничных территориях". Детьми их офицер назвал только вначале, а потом уже говорил о них "допризывная молодёжь". И для неё надо создавать в Донбассе кадетские корпуса и суворовские училища.
– Ну а потом уже в Мариуполе – Нахимовское училище, – добавил офицер, обозначив своё видение событий на юго-востоке Украины.
Такие разговоры о "мирном урегулировании" заставили священника Александра Пелина выйти на сцену ещё раз.
– Сегодняшняя тема, которая заявлена… – он запнулся, напоминая, зачем, собственно, все эти люди собрались в лавре. – К сожалению, большинство выступающих как-то не об этом говорят. Да, есть выражение "хочешь мира – готовься к войне". Но если мы заявили тему мира, то давайте к теме мира хотя бы попытаемся вернуться! Что мы можем предпринять? Какие существует механизмы реабилитации пострадавших людей? А "война до победного конца" – мы не для этого собрались под эгидой церкви, в духовном центре Александро-Невской лавры.
– Без этого нельзя! – выкрикнули из зала.
– Помолчите, пока я говорю! – не выдержал священник. – Не надо меня перебивать…
Андрей Валерьевич держался за голову, пока говорил батюшка. Следом опять выступали люди и в камуфляже, и в цивильном, и с казачьими атрибутами. Объясняли, что надо делать на территории "бывшей Украины". Казачий атаман требовал "открыть глаза украинскому народу", провести революцию, сбросить президента Порошенко. На сцену выходил ещё один человек в рясе, просил не говорить в этом зале о войне. А потом туда поднимался поэт – и о войне читал стихи. Заканчивался третий час разговоров о "мирном урегулировании". Публика поредела вдвое.
До самой Европы
Человек лет тридцати сидел в ряду, отделённом от соседних широким проходом. Ему нужно было пространство для протеза.
– Был бой, брали блокпост, – коротко рассказал он, как потерял ногу. – Пошли на штурм. Ну и не пролетело мимо…
Андрей Камаев поехал в Донбасс добровольцем.
– Защищать русских! – объяснил он. – И не жалею, что поехал!
– Что нужно сделать, чтобы война кончилась? – спросила я.
– Наступать до самой Европы, тогда будет мир! – уверенно ответил он. – Всю Украину брать. И новые выборы там проводить. Потому что просто так ничего не отдаст.
– Новые погибшие, покалеченные?
– А что делать, это война!
– Разве вы пришли обсудить не мирное урегулирование?
– Да не будет никакого мирного урегулирования!
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"