Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Спорт «Спорт без допинга существовать не может»

«Спорт без допинга существовать не может»

10 529
Сергей Коньков, ДП

Допинговые скандалы все чаще возникают вокруг имен российских профессиональных спортсменов. Это позволяет отдельным экспертам говорить об исключительной нечистоплотности отечественных атлетов. С таким мнением категорически не согласен доцент кафедры терапии СЗГМУ им. Мечникова Кирилл Раймуев, более чем хорошо знакомый с миром профессионального спорта. В интервью «Фонтанке» он заявил, что в привычном понимании спорт существовать без допинга не может.

Кирилл Раймуев закончил Военно-медицинскую академию им. Кирова по специальности «врач-исследователь». В бытность его спортивным врачом его подопечные неоднократно становились чемпионами мира и Олимпийских игр. Сегодня он ушел из профессионального спорта, но продолжает консультировать своих друзей и их учеников.

- Кирилл Владимирович, в чем конкретно заключается «помощь врача спортсмену»?

– Медицинское сопровождение. Что это означает? Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям, согласование с экспертами в конкретном виде спорта физической подготовки и наслоение на это режима, диеты и фармакологии.

- Я вот для чего это спрашиваю. Недавно в интервью с директором Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Никитой Камаевым я ему сказал, что один мой знакомый врач утверждает, что достигать высоких результатов в современном профессиональном спорте без допинга невозможно, а он подверг сомнению тот факт, что у моего знакомого действительно есть медицинское образование.

– Почему он так решил?

- Цитирую Камаева: «Ваш врач незнаком с элементарными вещами. Например, с эволюционным процессом человечества. Антропометрия (измерение основных физических показателей человека. — Прим. ред.) менялась на протяжении всей истории существования человека, и в последнее время этот процесс очень ускорился».

– Я бы очень хотел с ним лично подискутировать на тему эволюции человека. Это полнейший бред – то, что он сказал. Какая эволюция? Единственная эволюция в спорте, которую мы можем видеть в некоторых его видах, заключается в том, что исчезает различие между мужчиной и женщиной, половые различия просто стираются. Это как раз обусловлено длительным применением генетического допинга. Есть утверждение, что за 2 – 3 тысячи лет (а именно столько времени назад благодаря древним грекам и римлянам впервые появились первые задокументированные данные о физиологии человека) в принципе мы ненамного ушли по интеллектуальному и физическому развитию. Слова о том, что мы стали выше, сильнее, быстрее, — это все сказка, которая не носит научного подтверждения. То, что мы называем спортом без допинга, существовать не может. Надо понимать, что любой человек может показать абсолютно феноменальный результат. Мы до сих не знаем предела человеческих возможностей. Но если мы говорим о жестких условиях профессионального спорта, то в силу и субъективных и объективных причин требуется фармакологическая поддержка.

- Действительно ли можно утверждать, что все профессиональные спортсмены принимают допинг?

– Утверждать так на 100% не могу, но мое глубочайшее убеждение, что если спортсмен имеет длительную профессиональную карьеру, то когда-то в прошлом, либо сейчас, либо в будущем он вынужден был или вынужден будет принимать определенные фармакологические препараты, которые помогают ему решить три основные проблемы: улучшить форму, сохранить форму и конкурировать с аналогичными спортсменами. Поэтому если я просто скажу, что все спортсмены употребляют допинг, то один из них выйдет и скажет: а я этого не делаю. Естественно, он его может сейчас не принимать, а зачем, если он однажды благодаря допингу вышел на определенный уровень и теперь на нем закрепился без каких-то дополнительных стимуляторов.

- Такое может быть?

– Это является высшим пилотажем спортсмена, который не сидит только на допинге и не уповает только на него. Он использует в нужный момент нужную методику тренировки. Тут еще надо понимать и такую вещь, что иногда спортсмен принимает допинг не для того, чтобы показать высокие результаты, а для того, чтобы сохранить здоровье. Просто он тренируется как сумасшедший и его форсированный режим начинает приводить к перетренированности, другими словами, изнашиванию организма. В норме — например, сейчас, когда мы с тобой разговариваем, — у человека в систолы в момент сокращения сердечной мышцы вылетает 45 – 55 мл крови. А у профессионального спортсмена эта цифра в таком же спокойном состоянии может достигать 110 мл. Такой объем не проходит бесследно. Многие лыжники, бегуны и марафонцы вынуждены по ночам крутить велосипед или бегать на дорожке, потому что сердце в этот момент замедляется и свертывающиеся системы крови блокируются. Он просто может умереть ночью. Чтобы этого не произошло, спортсмен вынужден принимать препараты для разжижения крови, для расслабления центральной нервной системы. Вынужден! То есть он делает это не ради результата, а ради своего здоровья и жизни на период отдыха и ремиссии. Еще один нюанс — допинговые скандалы могут быть очень выгодны.

- Для чего и кому?

– Можно устранить ненужного спортсмена, а нужного выдвинуть или отодвинуть ненужную федерацию. Это самая настоящая система давления. Профессиональный спорт — это политика. Политика — это победа любой ценой. Там и близко нет никакой морали. Как истинный политик любой спортивный функционер должен объяснить всем, как должно быть, потом тут же объяснить, почему этого не произошло и, особенно интересующимся, почему это не произойдет никогда. А иногда указать, кто в этом виноват, кого нужно наградить и кто в этом якобы не участвовал. Другая история связана непосредственно с забором крови. Инспекторы WADA (Всемирное антидопинговое агентство. – Прим. ред.) в последние годы стали забирать кровь не после соревнований, а в период подготовки. В связи с этим спортсмен обязан регулярно информировать о своем местонахождении, чтобы инспектор имел к нему доступ в любую секунду. И тут я скажу такую вещь, что подобные процедуры это не только способ контроля, но и способ устранения. Скольким моим спортсменам попортили вены эти горе-инспекторы!

- Это как?

– Кровь можно взять по-разному. Можно взять так, что биатлонист не то что не сможет стрелять, даже есть не сможет нормально. Повреждается вена, возникает тромбофлебит. Казалось бы, подумаешь, немного промахнулся. При заборе крови используются специальные консерванты. Они попадают мимо вены, и все, сразу возникает такая проблема. А если люди начинают прятаться от таких горе-инспекторов, то на них сразу падает подозрение — значит, нечист, значит, твоя проба «А» автоматически будет положительной. Есть еще такая диалектика — перечень запрещенных препаратов варьируется. Спрашивается, а почему? Что-то ведь должно быть незыблемым? Но функционеры на это отвечают: в мире же все развивается, поэтому мы вынуждены вписывать все новые и новые препараты. Я согласен с этим, но почему исключаются старые? Какое тут объяснение? Есть простой постулат — спорт к здоровью никакого отношения не имеет. У нас же пытаются доказать обратное. Иначе как можно оправдать такие вложения и государственные преференции? Как спортивный врач я против спорта. Я за здоровый образ жизни, за физкультуру. Но если я скажу это с высокой трибуны, меня просто пристрелят. Все это — величайший обман.

- Развивается ли спортивная фармакология?

– Да. Не являясь директором какого-нибудь иностранного фармакологического завода, не имею права утверждать, что конкретный препарат развивается, но по тем отраслям биологической терапии, к которым я непосредственно отношусь, прогресс колоссальный. Россия отстала в этом направлении от некоторых других стран, как неандерталец от Юрия Гагарина. Произошел настоящий прорыв в генной инженерной биологической терапии. Тут лидерами считаются три страны — США, Китай и Великобритания. И если посмотреть на последние Олимпийские игры, то вы увидите, что больше всего медалей завоевывают именно эти три страны.

- Что это за новые технологии?

– Иногда это хорошо забытое старое. Просто они научились системно подходить к работе со спортсменами. Например, все знают, что спортсменам помогает инсулин, но он опасен. Тогда начали разрабатывать инсулиноподобные факторы. Нам это и не снилось, потому что у нас нет тех заводов и тех мощностей, которые способны их производить. Мы знаем об этих технологиях, можем их покупать, но сами производить не способны.

- Также существуют разговоры о спортсменах, которые якобы чем-то больны и благодаря этому им разрешается принимать те или иные препараты, запрещенные для всех остальных. Действительно ли это имеет место быть?

– Да, конечно. Пока такая лазейка будет существовать, ее будут использовать. Ну как же, говорят они, ведь у этого спортсмена бронхообструктивное заболевание, то есть легкие меньше кровоснабжают, поэтому организм вынужден держать повышенное количество красных кровяных телец. А чем, скажите, он отличается от спортсмена, применяющего кровяной допинг? Ну как же, отвечают они, это ведь принципиальная разница: первый болен, а второй – нарушитель закона. Вот и попробуй разберись в этой ситуации.

Артем Кузьмин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях