Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Политика Украинский конфликт Рядом с войной: специальный репортаж из Луганской области (фото, видео)

Рядом с войной: специальный репортаж из Луганской области (фото, видео)

965

Уже год событиям на майдане, перевернувшим ход истории не только в стране, но и на всем постсоветском пространстве, предопределив смещение глобальных геополитических процессов. От эпицентра в Киеве напряженность волнами разошлась, как при землетрясении. Затрясло больше всего на Юго-Востоке Украины. Фотокорреспондент Николай Гонтарь побывал по ту сторону российско-украинской границы в зоне боевых действий и попыток налаживания мирной жизни. На «Фонтанке» его спецпроект из самопровозглашенной Луганской народной республики.

Привокзальная площадь города Каменска-Шахтинского, это еще Россия, через всю людную площадь – громкий голос таксиста: "Краснодон, Луганск!".

- Много ли возвращается?

(Кивает).

Подходит парень и просит помочь ему и его бабушке перенести вещи от платформы к такси. Они — беженцы, только теперь они бегут обратно в Луганск. Причина, как говорят, плохое отношение. В последние месяцы успели помыкаться в нескольких городах России: «Уж лучше дома жить, хоть и под бомбежками», – причитает бабушка.

Отправляемся вместе на такси в Изварино — пограничный пункт России и Украины,
без труда пересекаем КПП, переход границы весьма условный, на российской стороне проверяют паспорт, у ополченцев тоже особого досмотра нет – с нами «сопровождающие» из местных, которые выступают нашими поручителями. Так и оказываемся в Донбассе.

Заранее договорились с жителями Изварино, что пустят переночевать. Частный дом на холме на окраине поселка, от которого открывается вид на всю округу. Вдаль уходят волны терриконов (искусственные возвышенности из выработанной породы от угольных шахт). Хозяин дома недавно вышел из ополчения, принимал участие в первых днях «революции» в Донбассе, теперь пытается наладить «мирный» быт. Его сын — все еще на позициях.

Утро началось с выборов главы самопровозглашенной Луганской народной республики в городе Краснодоне, желающих отдать свой голос так много, что от дверей местного Дворца культуры на площади Ленина, где устроен участок, тянется длинная вереница, извивается. На улице минус 7, ждать возможности проголосовать – от двух до пяти часов. Но уходят единицы, даже несмотря на небольшие потасовки из-за скорости работы избирательных участков.

Центральные участки охраняются вооруженными людьми — из опасений, что может произойти провокация. Но местные уже настолько привыкли, что на оружие не смотрят. Да и не беспокоятся вообще.

Далее по списку Новосветловка, там картина осталась без изменений, тоже очереди, тоже вооруженная охрана. Только вот антураж — совсем другой. Пункты для голосования устроены практически на руинах. Для них искали более-менее целые, а значит теплые, помещения.

Бои в городе закончились еще в конце августа, но только сейчас началось хоть какое-то восстановление. Появились строители, в том числе парни из Питера, которые вставляют окна, закрывают зияющие дыры в крышах новым шифером. Поначалу все делали своими силами, потом нашли отклик у властей в Луганске, им выделили средства. Теперь готовятся открыть полноценное приемное отделение и запустить котел, чтобы врачам не приходилось работать в куртках.

И, наконец, Луганск, тут тоже огромное столпотворение из пришедших голосовать, все обсуждают последние события.

- Зачем вы пришли голосовать?

- Чтобы появилась власть и начала уже наводить порядок в регионе, чтоб остановить войну наконец, – уверенный ответ большинства.

Правда, никто не упомянул социальную карту, выдаваемую проголосовавшему, дающую скидки на государственные услуги — медицина, проезд в транспорте и покупки в сети продовольственных магазинов. Не исключено, что это тоже в некоторой степени давало силы простоять на морозе несколько часов, чтобы отдать свой голос.

К вечеру становится понятно, людей слишком много, так что из-за небывалой явки местный ЦИК решил продлить голосование до 22 часов.

видео – Николай Гонтарь

Послевыборная неделя прошла относительно спокойно, никаких громких неожиданных заявлений от политиков извне, никаких серьезных ЧП. В один из дней, поехав в Красный Луч, обнаружили, что на блокпостах сосредоточена бронетехника. В округе уже некоторое время бурлили слухи о возможной провокации: якобы чтобы отбить у ополченцев часть границы, должен произойти прорыв украинской армии для разделения ДНР и ЛНР именно в этом месте.

Внешне город спокоен, но местные жители более пристально приглядываются не только к чужакам, но и к своим. Ищут шпионов, предателей и диверсантов.

Смотрите также интервью с Николаем Гонтарем в программе Аркадия Шароградского "В Теме":

Вся Луганская республика — одно большое опасение. Огромное количество разорванной и разбросанной техники, разрушенных зданий, поля буквально усеяны неразорвавшимися снарядами, все это отчетливо говорит: совсем недавно здесь велись ожесточенные бои. Несмолкаемые звуки канонады за горизонтом, усиливающиеся с каждым днем, заставляют оставшихся местных жителей пребывать в состоянии постоянного страха, что боевые действия вернутся в их края.

Наверное, одним из самых важных моментов остается человеческое единство в чрезвычайных условиях, войне – все начинают жить как одна семья, нет разницы в статусе и национальности, языке и религии.

Многие школы и больницы разрушены до основания. Учить и лечить там просто невозможно. Учителя собираются группами и объезжают ближайшие населенные пункты в поисках уцелевших школ. Если удастся договориться, то ученикам из других городов и поселков представится возможность начать учебный год. Власти обещают, что найдут для них автобусы и будут возить на занятия.

Источник:

Передовая. Первомайск. Напряжение на пределе. Люди, набрав воды, идут быстрым шагом вдоль домов и перебежками на открытой местности. Тишина, руины и запах гари. Только при входе в любой двор окружает несчетное количество брошенных кошек, которые громко и жалобно начинают мяукать, требуя хоть какой-то еды. Собак практически нет — они сбивались в стаи и от голода даже нападали на людей. По законам военного времени псов отстреливали. У многих домов люди сидят прямо рядом с подвалами, чтобы в случае обстрела незамедлительно в них спуститься.

Магазины закрыты или разрушены, воды нет, отопления тоже, на улице мороз, газа нет, еду готовят на самодельных уличных печках, разрушены церковь, школа, больница. Все дела — выживание — найти, чем закрыть выбитое окно, как обустроить вынужденный быт. Часть продуктов привозят ополченцы, что-то доставляют родственники и немногочисленные добровольцы из других городов.

Источник:

Чем дальше от передовой, тем заметнее, как жизнь потихоньку начинает налаживаться. По большей части своими силами, не самыми значительными суммами, но новая власть пытается выплачивать пенсии – впервые за пять месяцев. Беженцы, не боясь наступающей зимы, возвращаются в свои разрушенные города и села. Тем более что промышленность, служившая всегда основой экономики Донбасса, не прекратила своего существования. «Краснодонуголь» – самое крупное предприятие в Луганской области. На нем продолжает работать порядка 15 тысяч человек, вместе с семьями и теми, кто обслуживает инфраструктуру шахт, — почти 50 тысяч. Добыча, конечно, снизилась почти в три раза, но не останавливается даже во время обстрелов.

«Шахтерский Новый год» – не календарный праздник, он может случиться и в августе, и в декабре, – тогда, когда выполнен план. В Краснодоне очень надеются, что и на этот раз раньше января нарядят свою шахтерскую елку.

"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях