Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Не брат ты мне, сестра Уильямс

Не брат ты мне, сестра Уильямс

2 399

Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев назвал сестер Уильямс братьями. Западный спортивный мир расценил шутку как сексистскую и для комплекта еще и расистскую. На голову шутника посыпались осуждения, максимально возможный за подобные нарушения штраф в 25 тысяч долларов, отстранение на год от деятельности в рамках женской теннисной ассоциации WTA.

Тарпищев извинился. Из извинений следовало, что имелась в виду только сила спортсменок, комплиментарно сопоставленная с мужской. Это, впрочем, и без пояснений вполне ясно из контекста разговора с участием телеведущего Ивана Урганта и теннисистки Елены Дементьевой. Действительно скабрезную шутку про «тень на 40 секунд» спортивный чиновник никак не поддержал, а его реплика «смотреть на них страшно, но играть нужно», из которой во всех цитатах отваливается вторая часть – явно об игре, спортивном страхе. Однако извинения не были приняты, а поток гневных отповедей Тарпищеву все более напоминает травлю.

Сексизм – это идеология дискриминации людей по гендерному признаку, констатация заведомых преимуществ или ущербности одного пола перед другим. Легкие проявления сексизма – анекдоты про «тупых блондинок» или шутки про женщин-водителей, тяжелые формы – лишение женщин избирательных или прочих гражданских прав, трудовая дискриминация, сексуальное насилие, оправдываемое заведомо «высшими» правами и природной ролью мужчин.

Придумали термин «сексизм» американские феминистки, слегка видоизменив слово, обозначающее главный жупел американского общества – расизм. Как и в случае с расизмом, в борьбе с сексизмом в США случился очевидный перебор, приведший к дискриминации обвиняемых в дискриминации. Теперь на неё жалуются мужчины, для которых любое упоминание пола оборачивается обвинениями и наказаниями. А есть ведь и более серьезные проблемы: призыв в армию, поздний выход на пенсию при меньшей продолжительности жизни, более суровые, чем для женщин, судебные приговоры.

Случай с Тарпищевым – типичный перегиб в женской борьбе с сексизмом, усугубленный общей пропастью между русской и американской культурами и умноженный на новую «холодную войну». Не балующемуся политкорректностью русскому человеку крайне сложно понять, в чем вообще проблема: ну, назвал мужик бабу мужиком, и что? У нас «бой-баба» – комплимент, «я и баба, и мужик» – повод для женской гордости, а «коня на скаку остановит» – описание женского идеала.

Да и вообще, если сестры Уильямс считают, что, назвав их мужчинами, Тарпищев их оскорбил, значит, «мужчина», по их мнению, – ругательство? В таком случае они-то и есть в этой истории настоящие сексисты, открыто заявляющие об ущербности одного из полов и дискриминирующие его представителя за установление частного случая равенства. По крайней мере, так бы я защищался на месте героя скандала, после ритуальных извинений за свой несерьезный проступок.

Стоит вспомнить и то, что на протяжении всей своей истории WTA считала своей миссией именно установление равенства между мужчинами и женщинами в теннисе. В первую очередь эта борьба выражалась в требованиях «мужских» гонораров и призовых фондов. Конечно, можно возразить, что равенство мужчины и женщины не означает безразличия к вопросу, какого пола каждый конкретный человек. Однако и страшным оскорблением в контексте разговора о его профессиональных, спортивных качествах такое безразличие тоже быть не может.

Да и сами сестры Уильямс на заре карьеры, в 1998 году, попытались внести вклад в борьбу за теннисное равенство полов. Случай был яркий. После первых успехов 16-летняя Серена заявила, что в состоянии на равных соперничать с мужчинами даже из первой сотни. Неосторожный вызов восходящей звезды принял немец Карстен Брааш, разменявший к тому времени четвертый десяток лет и третью сотню в рейтинге. Пикантности поединку придавало то, что накануне Брааш прилично выпил и вышел на корт, опохмеляясь бокалом пива, а в перерывах между геймами еще и курил. Однако это не помешало ему выиграть у Серены со счетом 6:1, а потом разбить и Винус, отдав ей на гейм больше. После матча победитель заявил, что у сестер нет шансов против ни одного теннисиста из первых пятисот. А соотечественник Уильямс, легендарный американец Джон Макинрой, усугубил оценку, выразив мнение, что лучшая из женщин сможет навязать борьбу в теннисе примерно тысячному по силе мужчине. С тех пор сестры Уильямс более не заикались о конкуренции с противоположным полом, а к попыткам сравнения, как видно из нынешней истории, относятся болезненно.

Помимо дурных воспоминаний об обломанных подростковых амбициях, скандал с Тарпищевым, конечно, объясняется напряженной геополитической обстановкой. В этом разрезе ближайший аналог – нападки на Елену Исинбаеву за высказывание против пропаганды гомосексуальных отношений. Если взглянуть чуть шире, в этот же ряд попадет и изгнание из России «Cannibal Corpse», и даже травля Макаревича (у нас наряду с боями против чужих действует принцип «бей своих…»). Вслед за политиками культурная, спортивная и прочие элиты противоборствующих стран ищут поводы для атак друг на друга в первую очередь потому, что такие жесты повышают статус и рейтинг. Выгода от подобных скандалов настолько велика и очевидна, что поводы для них высасываются из пальца, а сами они представляют «много шума из ничего».

Валерий Федотов

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях