Помимо догматичных мыслей о свободе слова и героизме блокадников, необходимо понимать, что нынешний скандал вокруг телеканала «Дождь» проходит по классической уже схеме разводок. Это когда власть организует наезд на что-то, не очень популярное среди населения. Но наезд этот настолько жесткий и отмороженный, что всякий свободомыслящий, да и просто адекватный человек вынужден встать на защиту угнетаемого.
Классический пример такой разводки – геи. Известно, что российское общество относится к ним хуже некуда. Власть устами и руками своих марионеточных политиков организует травлю. Нормальные люди, которые нынче подавляющей частью в оппозиции, вынуждены возражать. Результат – пропагандистское клише «оппозиция за геев». Неплохо придумано, на самом деле.
Подобные же сюжеты периодически разыгрываются вокруг богохульников, вроде художников из галереи Гельмана или Pussy Riot. Приходится защищать богохульников – а что еще делать, когда их избивают и сажают. В другой раз мегаконсерватору Милонову вздумается запретить аборты. Стало быть, на радость китайцам и прочим плодовитым нациям, под возмущенный свист простого народа, оппозиционеры выступают за аборты. Случалось «защищать» даже террористов – когда кто-то из кремлевских предложил совершенно дикий и средневековый законопроект об ответственности за преступления их родственников.
Теперь руки властных пропагандистов дошли до блокады. Кто-то с «Дождя» ляпнул на сайт неудачный опрос. Даже, не побоюсь пафосного слова, кощунственный. Ошибку младшего коллеги быстро исправили более опытные начальники. Опрос убрали в течение нескольких минут, прозвучали извинения. Но власть не упустила шанс и запустила механизм ликвидации «Дождя». Принимают обращения депутаты, забираются на крышу «Красного Октября» молодые активисты, исключают провинившийся канал из пакетов региональные кабельные операторы.
Ситуация с «Дождем» выглядит так, будто человек неудачно выразился, но быстро это сообразил, взял свои слова назад и извинился, а другой достал пистолет и расстрелял его на месте. Инцидент с некорректной трактовкой блокады исчерпан, теперь на повестке дня вопрос о свободе слова, об уничтожении оппозиционного СМИ. Но в кремлёвской картине мира оппозиция солидаризировалась с осквернителями памяти блокадников и постфактум требует сдачи Ленинграда фашистам. Вместе со своими геями, богохульниками и террористами, разумеется.
С другой стороны, в оппозиции тоже принято относиться ко всякому вопросу упрощенно. Чуть скажи, что ты против танцев в храме, чуть заикнись о святости памяти жертв блокады – запишут в кремлёвские подпевалы. Хуже только болеть за сборную на Олимпиаде.
В итоге всё: от Олимпиады до любви, от блокады до Бога теряет свои значения и превращается в банальные пароли. В опознавательные знаки системы распознавания «свой-чужой». Гей – не гей, веришь – не веришь, чтишь память героев – сомневаешься в целесообразности их подвигов. Это мы все так просто делимся на «белых» и «красных», а точнее на тех, кто за Путина и против Путина.
Пора завязывать с этой черно-белой картиной мира, учиться различать оттенки не только серого. Ну и заодно на пропагандистские разводки не поддаваться.
Ведь на самом деле, можно быть одновременно и против танцев в храме, и против «двушечек» за эти танцы. Вполне логично пропагандировать сохранение женщиной ребёнка почти в любой жизненной ситуации, но при этом отстаивать и её право сделать аборт. Нет никакого противоречия в ненависти к терроризму и понимании, что часто родственники террориста – тоже его жертвы. Необходимо со всем пиететом относиться к нашей победе 1945-го, ко всем героям и жертвам той войны, но это уважение должно охраняться моралью, а не правосудием, посредством слова, а не кляпа.
Но главное, что блокадники, а тем более Бог, не должны становиться предлогами в боданиях за власть. А использование их в качестве предлогов для дискредитации политических оппонентов или ограничения свободы слова на порядок более кощунственно, чем самый кощунственный танец или опрос.
Валерий Федотов, "Фонтанка.ру"