Утром 28 мая Кронштадт стоял в пробках по случаю приезда высоких гостей на открытие после реставрации Морского собора. За ограждением толпились простые горожане, а ВИПы, обладающие ниспосланным свыше приглашением, проходили в собор, которому исполнилось 100 лет.
Тёплым солнечным утром вторника, 28 мая, Кронштадт стоял в пробках по случаю приезда высоких гостей на открытие после реставрации Морского собора. Задолго до начала на Якорной площади выстроились в шеренги моряки Кронштадтского гарнизона в парадной форме. За шеренгами и ограждением толпились простые горожане, а гости церемонии освящения, обладающие ниспосланным свыше приглашением, проходили в собор, которому исполнилось 100 лет.
Патриарх Кирилл вдвоём с патриархом Иерусалима Феофилом III пешком прошли всю Якорную площадь. Проход их был снят и показан по телетрансляции почти так же монументально, как и проезд Владимира Путина по предынаугурационной Москве. Остановившись перед храмом, Кирилл поприветствовал торжественно вытянувшихся защитников Отечества. Ответное "здравия желаю..." успокоило заметно волнующихся офицеров - их подопечные смогли вовремя остановиться и не произнесли привычное воинское обращение по званию. Патриархи вошли в собор, и служба началась.
Таинство длилось больше четырёх часов. Военные моряки продемонстрировали недюжинную физическую форму - всё это время они простояли в строю на площади перед собором. На службе в храме среди множества приглашённых присутствовали губернатор Георгий Полтавченко, Сергей Степашин, министр культуры Мединский, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров и его предшественник Вадим Тюльпанов. Незаметно среди них появилась и супруга премьер-министра, патронесса собора Светлана Медведева. Также среди внемлющих священникам были депутаты городского ЗакСа во главе с Виталием Милоновым, председатели комитетов Смольного.
Задумчивый Станислав Попов грустил о чём-то своём, председатель комитета по энергетике Андрей Бондарчук уже ни о чём не печалился, сезон его волнений закончился. Новый строительный вице-губернатор Марат Оганесян стоял в глубине храма и оценивал качество работ. Поскольку сам Дмитрий Козак в предвыборном ноябре помогал рабочим в установке ограды, причин для расстройств Оганесян на нашёл и, перекрестившись, вместе с Дмитрием Бурениным покинул храм, не дождавшись конца службы. Командующие флотов оглядывали роскошное убранство храма и поглядывали на морских кадетов. Дети в форме тоже оказались выносливыми — всю церемонию простояли навытяжку.
Не замечен среди гостей был только новый глава Кронштадтского района Терентий Мещеряков, более известный читателям «Фонтанке» в качестве креативного менеджера из Купчино. Нет, Мещеряков, конечно, в соборе присутствовал, но, казалось, старался сделаться каким-то маленьким и неприметным. Наверное, ему не хотелось отвечать на вопросы, во сколько обошлась драпировка развалин местного адмиралтейства. Напомним, о потемкинских деревнях ранее сообщили читатели «Фонтанки».
После почти четырёхчасовой службы у патриарха Кирилла хватило сил и на длительную речь, в которой он отметил, что теперь главный военно-морской собор стал красивее, чем был, - ведь до революции так и не успели завершить его отделку. Патриарх подарил храму икону и набор мощей 12 апостолов, а также поблагодарил всех участников восстановления. Особо отличившиеся при восстановлении собора получили из рук Кирилла церковные награды.
Патриарх Феофил III ответил Кириллу не менее длинной речью на заморском языке. Он, возможно, тоже что-то подарил, но никто не понял, что именно. Светлана Медведева также взяла слово, но ограничилась коротким спичем и подарила храму образ Георгия Победоносца.
После долгих речей оба патриарха, Светлана Медведева, командующие флотами и главком ВМФ Виктор Чирков вышли на ступени собора, ещё раз поздравили всех собравшихся и приняли парад Кронштадтского гарнизона.
Решение о восстановлении исторического здания было озвучено в мае 2009 года, когда в присутствии супруги тогда еще президента РФ Светланы Медведевой был учрежден международный фонд «Кронштадтский Морской собор имени святителя Николая Чудотворца». Предполагалось, что на восстановительные работы пойдут спонсорские – народные – средства, так же как в случае храма Христа Спасителя в Москве. Еще тогда реставрацию оценивали в несколько миллиардов рублей. Первой леди страны (сезона 2008 - 2012 гг.) также принадлежит идея создания наблюдательного совета, который бы следил за ходом работ. Меньше чем через месяц после создания фонда сотрудники музея-собора сообщили, что Морской собор стал с грохотом разрушаться. Вечером 8 июня 2009 года один из контрфорсов (поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию) дал трещину и накренился.
В конце августа того же года Минобороны (на балансе которого находится собор) провело конкурс на разработку проектной документации по реставрации. Его результаты удивили специалистов: стартовая цена в 60 миллионов рублей в итоге была понижена до 3 млн руб. Конкурс выиграло столичное ГУП «Моспроект-2», то самое, которое проектировало восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Петербургские реставраторы в разговоре с «Фонтанкой» утверждали, что предложенная сумма смехотворна и на нее просто невозможно сделать качественную работу. Параллельно с военным ведомством свой конкурс на разработку проектной документации пыталось объявить Министерство культуры, однако поданные заявки не удовлетворили комиссию.
Как писала «Фонтанка», проектировщик Кронштадтского собора был определен совместными усилиями обоих ведомств еще до проведения конкурса. В июне 2009 года на совещании в Москве под руководством Владимира Ресина - первого заместителя мэра столицы Юрия Лужкова были назначены и будущие исполнители работ: ГУП «Моспроект-2» и ЗАО СК «РосСтрой», а также ЗАОЛ «СУ-155». Через несколько недель после этого состоялись конкурсы, победу в которых ожидаемо одержали все эти три фирмы. В феврале 2013 года Счетная палата сообщила о результатах проверки использования средств на реконструкцию Кронштадтского Морского собора. По данным аудиторов, с 2009-го по 2012 год на восстановительные работы направлено 6,1 млрд рублей, в том числе средств Минкульта и Минобороны - 4,8 млрд рублей. Остальные деньги были привлечены за счет частных пожертвований. В целом, как отметила в своем отчете СП, при реализации проекта реконструкции обеспечено эффективное управление средствами в рамках государственно-частного партнерства. В ходе проверки отмечены лишь "незначительные недостатки".
Среди незначительных недостатков, возможно, числится и уголовное дело, возбужденное в декабре 2011 года. По версии обвинения, начальник 199-го (территориального) отдела финансирования капитального строительства Минобороны Бусов за перевод денежных средств на расчетный счет филиала «Северо-Западный» ОАО «Оборонэнерго», предназначенных для оплаты электромонтажных работ, выполненных в рамках реставрации, потребовал от представителя общества сумму в размере 1,7 миллиона рублей. Горсуд Петербурга признал Бусова виновным и приговорил к 6 годам условного лишения свободы с испытательным сроком 4 года. Суд также существенно снизил размер штрафа, который просила назначить подсудимому военная прокуратура, - с 85 млн до 5,1 млн руб.
Михаил Огнев,
«Фонтанка.ру»
Строительство Никольского Морского собора в Кронштадте велось с 1903 по 1913 год по проекту архитектора Косякова. В плане собора повторён приём храма Св. Софии в Константинополе, но с иным соотношением частей. Иконостас и сень из белого мрамора исполнил Н. А. Попов, роспись в византийском стиле стен и сводов – художник М. М. Васильев. Пол был выложен мозаикой на морскую тематику. На стенах висели доски черного мрамора с именами офицеров, павших в боях или погибших при исполнении служебного долга. В 1913 году, когда праздновали 300-летие Дома Романовых, перед собором открыли памятник адмиралу Макарову (скульптор Л. В. Шервуд). В 1929 году Морской собор был закрыт, иконы сожжены. К 1932 году здание переделано по проекту архитектора С. О. Овсянникова, и в нем открылся Дом культуры и кинотеатр. После Великой Отечественной войны в здании размещены Морской клуб и музей «Кронштадтская крепость».