Сменив работу с тележурналистики на дипломатию, Нико Нурминен, финский консул по прессе и культуре в Петербурге, по его словам, не ожидал, что «сидение в офисе» окажется настолько насыщенным. Бывший корреспондент каналов YLE и MTV3, а позже редактор международных новостей канала Nelonen бывал и в Иране, и в Афганистане. Сейчас в его обязанности входят уже не походы по горам и атомным объектам, но полноценное укрепление русско-финских связей.
- Как совпали ваши ожидания относительно консульской работы в России с реальностью?
- Я предполагал, что будет больше свободного времени. Когда ты работаешь на телевидении и в журналистике в целом, нагрузка высокая - ты постоянно сжат дедлайнами и должен выдавать первосортный материал. Но здесь работы оказалось чуть ли не в два раза больше. И физически, и умственно приходится выкладываться еще сильнее. Допустим, когда ты делаешь репортаж для теленовостей, у тебя есть материал, дедлайн, передача. И когда репортаж выходит и работа закончена, можешь готовиться к новым победам. Здесь процесс более растянут во времени, а «циклы» переходят друг в друга. Так что расслабляться уже гораздо сложнее.
К тому же, работа с министерством иностранных дел Финляндии только одна из моих обязанностей. Необходимо продвигать и финский бизнес, и культуру, и вообще имидж Суоми. Нужно работать с огромным количеством организаций. Так что главным сюрпризом для меня оказалось то, как много аспектов приходится иметь в виду. Журналистика на этом фоне гораздо более конкретное занятие. Там у тебя есть некая тема - обычно довольно узкая - которую ты разрабатываешь. Но здесь приходится делать все сразу и разрабатывать сразу несколько тем целиком.
- Как у профессионального журналиста у вас не возникало чувства, что ваши руки оказываются в чем-то связаны, когда дело доходит до работы с официальной информацией?
- Я хочу верить, что делаю все, чтобы финские журналисты, приезжающие в Россию, выдавали наиболее полную информацию. Стараюсь предоставлять им данные из всех источников, особенно тех, которые в России известны больше, чем в Финляндии, чтобы они работали не только со стереотипами и устоявшимися подходами.
Но мой основной клиент, конечно, - это российская пресса. Российские журналисты часто задают вопросы, ответы на которые я просто не знаю - так что я стараюсь обеспечить их контактами, чтобы они могли выполнить свою работу. Приезжает какое-нибудь официальное лицо - и мы стараемся обеспечить как можно более легкий доступ журналистов к нему. Должен сказать, что, независимо от ранга чиновника, наша основная задача в том, чтобы быть как можно более открытыми.
- Когда речь заходит о политике, сразу возникает вопрос о границах информационной открытости…
- Многое из того, что касается межгосударственных отношений, остается "за сценой". Но вообще-то, по своему опыту могу сказать, что если журналист знает свою работу и умеет задавать правильные вопросы, то эти закрытые двери всегда можно приоткрыть. Для меня все, чем я занимаюсь - это тот же процесс в журналистике. Только вместо того, чтобы писать о новостях самому, я даю возможность коллегам узнать больше.
- Существует ли какое-то стратегическое направление по развитию имиджа Финляндии в России?
- Мы постоянно объясняем россиянам, что в Финляндию легко попасть, там приятно проводить время, там безопасно. И также обозначаем, что Финляндия - хороший экономический партнер. И еще мы стараемся подчеркнуть, что Финляндия функциональна: в ней легко находить практические решения. Мы можем предоставить идеи по решению, скажем, транспортных проблем или проблем с окружающей средой, основываясь на наших ноу-хау.
Например, был случай, от которого у меня прямо сердце дрогнуло. Петербургский губернатор Полтавченко был в Хельсинки, и ему показали наше snow-how (игра слов: выражение «знать как сделать» и слово «снег». - Прим.ред). И через несколько дней по петербургскому телевидению прошел сюжет о том, что наши способы очистки улиц были предложены здесь. Грузовик, рассыпающий гравий, - финские высокие технологии! Ваши городские руководители сказали, что это неплохая идея: гранитная крошка вместо химии, которую здесь используют на улицах.
- Каково сейчас восприятие Финляндии в российской прессе, на ваш взгляд?
- Насколько я знаю, по итогам опросов мы входим в первую тройку стран, куда ездят россияне. Есть, правда, и исследование на тему любимой зарубежной страны - так мы даже в список не попали. Ну, может, мы просто уже стали настолько своими, что даже заграницей не считаемся.
- Кстати, вы с этими исследованиями не попадаете в ловушку опросов, где Россия может оказаться не всей страной, а Петербургом и Москвой? И вам удается отслеживать региональные аспекты?
- Наверное, так и есть. Думаю, что людей опрашивали именно в этих городах. Можно уверенно сказать, что в Петербурге о Финляндии пишут гораздо больше. Если поезд «Аллегро» опаздывает в Петербург на пять минут - то это новость. Если «Лев Толстой» опаздывает в Москву на те же пять минут - никому нет дела. И в Петербурге люди на слово «Финляндия» реагируют гораздо более живо. В Москве нет радиопрограмм, посвященных Финляндии, или, скажем, веб-сайтов и блогеров, регулярно пишущих о нас. То же самое касается и интереса журналистов.
- Устраивает ли вас такое состояние дел? Или, может, Финляндии лучше быть чисто региональным явлением для России и сосредотачиваться на отношениях с Северо-Западом?
- Москва очень требовательна. Добиться здесь интереса к себе и освещения каких-то новостей гораздо сложнее. А в Петербурге ситуация, естественно, складывается в нашу пользу, здесь вообще атмосфера немного другая в том, что касается Финляндии. Допустим, в Петербурге живет около 5000 финнов и работает почти полтысячи компаний, связанных с местным бизнесом. Можно легко понять, что и наши основные интересы, в первую очередь, оказываются связаны именно с этим городом. Мне удалось ответить?
- Эстония в последнее время тоже рапортует об увеличении притока гостей из России. Вы эту страну могли бы рассматривать как регионального конкурента?
- Сомневаюсь. Нет-нет, всегда пожалуйста. Неплохая страна, и лично я буду только рад, если больше россиян заглянет в Таллин - отличный город. Здесь нет какой-то конкуренции. Если же речь идет о выдаче шенгенских виз, то я даже был бы доволен, если бы Эстония сняла с нас часть нагрузки. К тому же, многие туристы могут за какой-то час съездить на пароме из Таллина в Хельсинки - и это тоже будет прекрасно.