Комитеты правительства Петербурга охватила общая болезнь: их покидают заместители председателей, а никто новый на их место не приходит. Рекордсменом является комитет по инвестициям, где у главы вообще нет ни одного зама. По два зама осталось в комитетах по транспорту и по вопросам законности. А комитет по культуре и вовсе уже восемь месяцев работает без утвержденного главы.
Болезнь, которая охватила Смольный, совсем не соответствует общепринятому мнению о том, что быть чиновником в нашей стране выгодно. Комитеты городского правительства массово покидают заместители председателей, а поиск новых сотрудников затягивается на месяцы. Символом этой проблемы, безусловно, является комитет по инвестициям. В настоящее время в ведомстве, которое курирует такие проекты, как строительство нового терминала в Пулково или ЗСД, нет ни одного зампреда.
До последнего времени у главы комитета Ирины Бабюк было два помощника – Олег Лысков и Владислав Бальский. Однако в феврале Смольный покинул Лысков, причем одновременно вместе с начальниками пяти отделов из шести. А недавно ушел и Бальский, проработав на своей должности лишь несколько месяцев. Как рассказали «Фонтанке» в самом комитете, фигуры новых замов в настоящее время уже согласовываются. Однако факт остается фактом – пока Ирина Бабюк, назначенная главой осенью 2012 года, вынуждена трудиться сразу за несколько человек.
Как утверждают собеседники в Смольном, чиновники массово покидают комитет из-за того, что новых инвестиционных проектов в последнее время не запускается, и заниматься специалистам, которые при предыдущем главе Алексее Чичканове буквально ночевали на работе, особенно нечем. Кроме того, не все смогли найти личный контакт с новым председателем.
А вот комитет по транспорту лишился чиновников по другим причинам. В середине февраля сотрудники ФСБ прямо из кабинета увели первого зампреда Игоря Маилова. Сначала сообщалось, что он был арестован в связи с расследованием «дела о валидаторах», однако впоследствии оказалось, что следователей интересуют несколько иные эпизоды его деятельности. Какие – неизвестно: чекисты умеют хранить молчание.
Прошло несколько недель, и комитет покинул его долгожитель – зампред Дмитрий Знаменский. Он, скорее всего, просто устал от госслужбы, так как до транспортного ведомства трудился еще зампредом в комитете по печати. По информации «Фонтанки», ему поступило выгодное предложение продолжить карьеру в коммерческой структуре. И так в комитете по транспорту, который курирует деятельность всего наземного транспорта в городе, метро и аквабусов, осталось только два зама.
Эта странная болезнь выкосила и чиновников из комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности: как указано на официальном сайте Смольного, из четырех замов там осталось только двое – Александр Романов и Александр Шевченко. На их плечах теперь лежит обязанность по взаимодействию с силовиками, а главное – по материальному обеспечению мировых судей и подразделений противопожарной службы города.
Только три зампреда из пяти в настоящее время работают в комитете по строительству: как говорят в ведомстве, первый зампред Виталий Жданов ушел в связи с переходом на другое место службы, Виктор Московских – из-за истечения срока контракта.
Наконец, уже несколько месяцев комитет по благоустройству не может найти четвертого зама по экономике вместо ушедшей Ольги Ромашовой.
Впрочем, все эти примеры меркнут на фоне ситуации в комитете по культуре, где с августа 2012 года нет председателя. Его обязанности исполняет Борис Илларионов, у которого до декабря был лишь один зам Юлия Васютина. Недавно, по информации «Фонтанки», Илларионов написал заявление об уходе и ушел в отпуск, однако по возвращении из него он заявил нашему изданию, что никуда уходить не собирается. Любопытный терминологический штрих: во время отпуска Илларионова ведомством руководила Юлия Васютина, то есть фактически была «исполняющим обязанности и. о.».
Кстати, с лета 2012 года в исполняющих обязанности ходит Антон Рудницкий – глава ГКУ «Организатор перевозок», подведомственного комитету по транспорту. Напомним, что его предшественник Владимир Михайлов был арестован ФСБ и до последнего времени находился в СИЗО. Почти полгода, с весны 2012 года, работал с приставкой «и. о.» и директор «Горэлектротранса» Михаил Мочалов. Однако в декабре эта эпопея завершилась, и главным по трамваям и троллейбусам стал Василий Остряков.
Отметим также, что неспешно появляются зампреды и в новых комитетах, созданных с 1 января 2013 года вместо КЭРППиТа. Хотя этому есть вполне юридическое объяснение: в большинстве из них штатная численность была утверждена совсем недавно. Особняком выделяется комитет по развитию туризма, где весь январь не было даже председателя, и только месяц назад им стал Александр Шапкин. Теоретически ему могла бы помочь бывший начальник Управления по туризму комитета по инвестициям Марианна Орджоникидзе, однако она находится в 72-дневном отпуске и, по информации «Фонтанки», не вернется из него на госслужбу.
О причинах такого кадрового голода эксперты, наблюдающие за тем, что происходит в Смольном, придерживаются разных мнений. Некоторые, например, считают, что госслужба в Петербурге перестала быть популярной после развернутой губернатором борьбы за чистоту рядов.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»