Сергей Боярский вышел из тени отца-актера осенью прошлого года, когда попал в предвыборные списки партии власти. Заставил о себе говорить, получив назначение на пост советника губернатора Георгия Полтавченко. Удивил своим назначением на пост гендиректора телеканала «Санкт-Петербург». В интервью «Фонтанке» Боярский-мл. рассказал, почему никогда не пригласит в эфир Алексея Навального и за что уволит журналиста. И заявил, что называть его сыном Д’Артаньяна по меньшей мере странно.
«Фонтанка»: - Правда ли, что первое совещание, которое вы провели в должности руководителя канала «Санкт-Петербург», касалось цензуры? Что ее не будет, что можно будет смело критиковать власть, что губернатор любит критику и дал на нее добро?
Сергей Боярский: - Не было такого. Первое совещание было просто представлением. Мне представили десять новых лиц - руководителей дирекции и отделов. Я с трудом запомнил имена. Первые три-четыре дня я провел в авральном потоке информации. Я никогда такого никому не говорил. У нас телеканал со стопроцентным государственным участием, но по структуре мы ОАО. Что касается критики, то я считаю, что разумная подача информации должна присутствовать во всех СМИ. Вне зависимости от того, кому канал принадлежит. У нас все должно быть объективно: по-хорошему, по-петербургски, в выдержанном стиле.
«Ф»: - Что по вашему понятию объективность?
С.Б.: - Объективность – это подача ситуации с разных сторон. Во-первых, скорость. Объективность и актуальность очень связаны между собой. Если мы будем говорить о какой-то новости послезавтра, то она потеряет и объективность, и актуальность. Наши каналы – 5-й канал, 100ТВ и РЕН ТВ - уже стали большими и крепкими. Они больше похожи на федеральные каналы, поэтому Петербургу необходим свой канал. Моя первоочередная задача - развернуть наше внутреннее телевизионное пространство внутрь Петербурга.
«Ф»: - А сейчас канал куда смотрит?
С.Б.: - У нас есть разные продукты. Достаточно большое количество эфира занимает покупной контент – фильмы и сериалы. Их должно становиться меньше, чтобы мы могли уделять больше времени городским проблемам и информации. Я не исключаю появления разного формата передач. К сожалению, когда я пришел, у нас новости были без ведущих. Сейчас я вернул ведущих в новости на 19.00 и 21.30. Все-таки классический вариант подачи информации, когда новостной блок ведет человек, гораздо привычнее для восприятия людей. Особенно в Петербурге. Формат "Евроньюс", который у нас сейчас, не совсем для меня понятен.
«Ф»: - Когда зрители увидят новый контент?
С.Б.: - Мы арендуем две студии на улице Чапыгина. И что мне досталось в наследство, с тем и приходится сейчас работать. Я, если очень захочу через месяц выпустить ток-шоу в новых декорациях, не смогу. Это просто физически невозможно с точки зрения бюджета. У нас есть дневная передача «День города». Ее формат предполагает приглашать в студию представителей органов исполнительной власти Петербурга - глав районов и комитетов. Я не исключаю появления в эфире разных мнений. Мы не хотим быть рафинадом. Нас тогда не поймут и не будут смотреть.
«Ф»: - Городские власти в курсе ваших планов о том, как вы себе представляете эфир канала?
С.Б.: - В целом я надеюсь, что меня в Смольном услышат и я найду поддержку того, что мы не должны быть рафинированным каналом. Черных списков спикеров у нас нет.
«Ф»: - Таким образом, Алексей Навальный сможет к вам прийти на эфир?
С.Б.: - Нет. Не приглашу его. У него достаточно каналов связи с внешним миром. Есть много СМИ, которые его ждут, и радиостанции в том числе. Тем более что это совершенно не петербургский персонаж. Я же вам говорю про то, что мы будем говорить о том, что происходит в Петербурге.
«Ф»: - Тогда кого из петербургских оппозиционеров пригласите?
С.Б.: - В рабочем порядке можем обсуждать с ними их появление. Давайте я не буду вам отвечать конкретно по персонажам. Я не согласен, что рейтинг зарабатывается только критикой. Все эти разговоры про свободные СМИ я считаю в пользу бедных. У нас свободы слова хоть отбавляй. Если включить «Эхо Москвы», то иногда может стать плохо от того, насколько там порой бестактно и резко отзываются гости и некоторые ведущие о государственном строе, о правительстве и персонально о руководителе страны. Если вы считаете, что это здорово, я так не считаю. Объективно подавать информацию мы будем, но допускать откровенного хамства и перетягивания одеяла на какую-то из сторон не позволю.
«Ф»: - Какую задачу перед вами поставили, когда утверждали на должность генерального директора? Перевести канал на самоокупаемость? Или он так и продолжит жить на субсидии из бюджета?
С.Б.: - Свой нос буду совать везде. Задачи вывести канал на самоокупаемость нет. Тем не менее это один из показателей работы. Мы - социальный канал и обязаны показывать то, чего нет на коммерческом телевидении. Если спорт, то это будет городской спорт. Естественно, мы не будем транслировать дворовые спортивные соревнования. Но я хочу, чтобы люди знали, что такие соревнования происходят, и ребята, которые на них побеждают, приложив к этому не меньше усилий, чем профессиональные спортсмены, понимали, что на них обращает внимание телевидение, хоть и местное.
«Ф»: - Любые планы предполагают траты. В связи с этим насколько увеличится субсидирование канала из городского бюджета?
С.Б.: - На сегодня действую в рамках того бюджета, который был заложен на этот год. За его пределы выступать не буду. Я надеюсь, что единственный городской канал не оставят без финансирования, но ни о каком глобальном увеличении финансирования в десятки раз речи не идет. В том бюджете, который есть сейчас, существовать можно. Если нам будут добавлять, то будем тратить все до копейки на контент, на развитие собственного производства.
«Ф»: - Канал выходит в кабеле. Когда мы увидим его в эфирной частоте?
С.Б.: - Не скрою, что это наша голубая мечта, но это огромный и тяжелый путь. В России тестируется так называемый мультиплекс, это уже третья история. Мы будем отвечать вызовам времени, работать для того, чтобы расширять нашу аудиторию любыми возможными способами. Но скажу честно, что нет приоритетной задачи: либо частота, либо ничего. Особенно с тем объемом производства, который мы на сегодняшний день можем зрителю предоставить. Другое дело, что выбор кабельных каналов огромен. Выбрать из них «Санкт-Петербург» можно будет тогда, когда канал начнет отвечать тем потребностям, которые человек хочет получить.
«Ф»: - Как вам поступило предложение возглавить канал?
С.Б.: - Я не буду вам сейчас рассказывать всей подноготной. Не надо искать черную кошку в темной комнате. Ее там нет. У меня действительно состоялся разговор о назначении. Он состоялся 27 июля, накануне совета директоров. Я быстро принял решение и был утвержден этим же днем.
«Ф»: - Поинтересовались, почему именно вас выбрали?
С.Б.: - Нет. Не спросил. Но себе сказал, что справлюсь.
«Ф»: - С апреля этого года вы работали в Смольном на посту советника губернатора. Занимались координацией и развитием работы городских пресс-служб. Что удалось сделать за такой короткий срок?
С.Б.: - У меня не было задачи свернуть горы, выстрелить или выделиться. Я работал на своем месте и с самоотдачей. Принял участие в создании нового сайта правительства, в подготовке конкурса на печатные СМИ, познакомился со всеми пресс-службами, посещал различные мероприятия. За три месяца побывал во всех районах, участвовал в семинарах. Есть хорошая команда профессионалов, которых надо просто объединить. Я очень рад, что именно этим и занимался на посту советника, потому что сейчас для меня это будет большим подспорьем, учитывая, каким образом я хотел бы использовать районное информационное пространство.
«Ф»: - Со Смольным вы не распрощались, оставшись там на должности советника губернатора, но уже на общественных началах. Для чего это было нужно, какие обязанности выполняете на посту?
С.Б.: - Обязанностей нет. Есть возможность советоваться с губернатором и принимать посильное участие в жизни Петербурга.
«Ф»: - В прошлом году вы баллотировались в ЗакС от «Единой России». Чем вас очаровала именно эта партия?
С.Б.: - «Единую Россию» выбрал по идеологическим соображениям. Потому что остальные хуже, на мой субъективный взгляд. Правда, сейчас мое членство в партии приостановлено. Сделал это, когда стал советником губернатора. От «Единой России» баллотироваться сложнее. Особенно после тех нападок и шквала негатива, который был вылит на партию, и порой, надо сказать, что заслуженно. В «Единой России» существует такая система - надо победить в праймериз. Я победил и стал официальным кандидатом в депутаты. В этой партии больше кандидатов и больше конкуренции на одно место. Со своим рейтингом в 20% я, возможно, был бы первым в ЛДПР. Но в итоге не срослось. Судьба отвернула меня от ЗакСа.
«Ф»: - Вы следите за тем, что о вас пишут в СМИ? Какую неправду о себе прочитали?
С.Б.: - По роду своей деятельности мне приходится читать, но ничего нового там не нахожу. Я вообще был удивлен пристальному вниманию к своей персоне после назначения на должность генерального директора телеканала. Половина СМИ, когда я пришел на «Санкт-Петербург», написали, что я теперь работаю на 5-м канале, чем, наверное, напугали его руководство. Если серьезно, то все эти эпитеты про сына Д’Артаньяна настолько уже избиты. И мне даже иногда странно читать, что наш питерский журналистский брат не может изобрести ничего нового. Вы сами-то понимаете, что пишете? Сын Д’Артаньяна! Это выдуманный персонаж!
«Ф»: - Это единственное, что вас смутило?
С.Б.: - Не буду делать рекламы некоторым нашим полужелтым изданиям. Многие перевирают названия компаний, в которых я был учредителем. Перевирают ту конфликтную ситуацию, когда я боролся за свою собственность. Это история с торговым комплексом «Южный полюс». Перевирают те выдуманные конфликты, которые были на выборах. Наглая ложь, которая тиражируется кучкой вот этих полу-СМИ. На это надо просто не реагировать.
«Ф»: - Вы честный человек?
С.Б.: - Да. Я очень дорожу тем, что смотрю на себя в зеркало честно и открыто. Можно обмануть кого угодно, но только не себя. Я стараюсь жить так, чтобы мне было комфортно с самим собой. Никому не делаю зла. Главное - делать свое дело, созидать. Ни о чем не жалеть и никогда не загадывать далеко вперед.
«Ф»: - Что вам не нравится в себе и в людях?
С.Б.: - В себе много чего не нравится - я самокритичен. В людях - глупость, склонность к наживе, хамство.
«Ф»: - За что уволите журналиста с телеканала «Санкт-Петербург»?
С.Б.: - За недобросовестное выполнение своей работы. Я не люблю, когда люди занимаются не своим делом. Причем я уволю не для того, чтобы сделать ему плохо. Пусть он найдет себя на другом месте. Я считаю, что на работу надо приходить с радостью и делать свое дело. Если приходишь через пень колоду, ругаешь руководство, своих коллег, то тогда, видимо, приятель, тебе не место здесь, тебе надо заниматься продажей контейнеров или в авиацию пойти.
«Ф»: - Вы считаете себя талантливым бизнесменом?
С.Б.: - Не считаю. Потому что, если бы был в русской реальности талантливым бизнесменом, то, наверное, жил бы в Англии, в бегах. Если серьезно, то считаю себя порядочным бизнесменом.
«Ф»: - Перед тем как прийти в Смольный, вам пришлось передать свои доли в бизнесе в доверительное управление. Теперь вы не чиновник. Вернулись свое обратно?
С.Б.: - Я оставил все, как есть, потому что это было серьезное решение. Зачем все сейчас переигрывать назад? Мне здесь некогда заниматься делами своих компаний. Занимаюсь только телеканалом, на все остальное у меня есть доверенные лица.
"Ф": - Значит ли это, что вы не оставили планов работать во власти или через пять лет снова попытаться стать депутатом?
С.Б.: - Далеко никогда не заглядываю. Я вижу себя здесь и сейчас. Пока силы, знания и рвение будут приносить пользу телеканалу, я буду здесь. Дальше буду решать не я — это не мой канал, — а совет директоров, который или продлит мои полномочия или нет.
Беседовал Денис Аксенов,
«Фонтанка.ру»