«Во всех незначительных делах важен стиль, а не искренность», говорил, как известно, Оскар Уайльд. Британец Дункан Уорд, снявший вышедший в прокат фильм под названием «Буги-вуги» (не про поп-музыку, как можно было бы подумать, а про современное искусство), проявил похвальное беспокойство о собственном стиле (легкомысленно-ядовитом) и пренебрег искренностью, оставив ее простакам и дилетантам.
Актерский состав «Буги-вуги» украсили Джиллиан Андерсон, Стеллан Скарсгорд, Кристофер Ли, Алан Камминг, Аманда Сейфрид, Хизер Грэм и Шарлотта Рэмплинг (хотя для любого фильма хватило бы ее одной), также на протяжении фильма в искренних порывах не замеченные. Но сказать, что их блистательное участие спасло картину, значило бы нанести искренности поистине смертельный удар.
Лондон. Наши дни. Одна похожая на лесбиянку девица (это, наверное, потому что она лесбиянка) снимает другую девицу на маленькую видеокамеру. Объект ругается нехорошими английскими словами, что-то про растрепанные чувства (видимо, собственные) и эгоизм «великого художника» (видимо, девицы с камерой), и в гневе выбегает из дома. На припаркованную рядом машину сверху что-то падает. Летят стекла. «Великий художник» с завороженно-ошалелым выражением на мордочке продолжает снимать.
Лондон. Наши дни. По набережной Темзы резво катит на роликах юная блондинка в ультра-мини (Аманда Сейфрид). Вид сверху, вид сзади, вид снизу. Последний ракурс настолько увлекателен для оператора, что весь остальной девушкин путь снят именно оттуда. Краткая экскурсия «Виды Лондона из-под юбки Аманды Сейфрид». Вполне себе тема для современного искусства. Потому что девушка на розовых роликах пилит непосредственно в галерею как раз такого искусства.
В галерее (с видом из окна на лондонский «Огурец») восседает ее владелец по имени Арт (да, это игра слов), а рядышком мельтешит его симпатичная блондинка-помощница (Грэм). Арт (Дэнни Хьюстон) демонически-утробно похохатывает, соблазняя клиентов и раскручивая их на астрономические суммы, блондинка улыбается и примеряет (по картинке в интернете) новую грудь. Дела у галереи, стало быть, идут хорошо. Семья миллионеров-коллекционеров безумствует у очередного шедевра (на одном были, помнится, какие-то пятна, на другом представлены ну очень большие сиськи в смелой манере), Скарсгорд (миллионер) хищно облизывается, а Джиллиан Андерсон (супруга миллионера), эффектным рывком пытаясь избавиться от поднадоевшего образа агента Скалли, изображает всем своим красивым лицом что-то сатирически-конвульсивное. Впрочем, до фирменного волчьего оскала Шарлотты Рэмплинг ей далеко (а ведь Рэмплинг всего лишь играет ее мамашу, дающую дочери пару простых, но дельных советов насчет развода с этим жадным придурком).
…А в это время в другой части Лондона парализованный Кристофер Ли пытается противостоять своей без пяти минут вдове, норовящей продать поистине драгоценную вещь – шедевр абстрактной живописи, полотно Мондриана из серии «Буги-вуги». Пока Ли по-сарумановски грозно хмурит брови и не сводит глаз с любимой картины, остальная богема сосредоточилась на личной жизни. Кто-то с кем-то спит, кто-то кому-то изменяет, потом они меняются партнерами, кто-то нюхает кокаин, кто-то устраивает скандал, а кто-то снимает домашнее порно, и не так уж важно, что делала Джиллиан Андерсон в той кабинке в мужском туалете…
Вот она, уродливая физиономия художественной богемы и акул арт-рынка! И эти люди (запрещают нам ковырять в носу!) запрещают нам любоваться картиной Шишкина «Утро в сосновом лесу»! Позор! А у самих-то, у самих-то!.. В самом деле, «у самих-то» по части актуального искусства как-то не очень. Андерсон носится с какой-то громоздкой извилистой дурой («это не дура, это лошадь!», сказала бы Масяня), Скарсгорд в качестве арт-объекта дарит девушке кусок человеческой плоти – вырезанный у нее же, девушки, мерзкий отросток (правда, эффектно упаковывает его в стеклянную коробочку). Одно молодое дарование делает дурацкие «объекты» и трахает всё, что движется, другое молодое дарование снимает софт-порно, а в остальном не отстает от первого. В немыслимой суете снует между всеми ними жутко несчастный герой Алана Камминга, которого в тусовку не принимают, отчего он, преданный и отчаявшийся, выбрасывается из окна. Падая на ту самую машину в начале фильма – и таким образом все-таки попадая в историю актуального искусства, всему на свете предпочитающего эффектную смерть. В том числе – свою собственную: шедевр Мондриана (за которым охотилась половина персонажей фильма) тихо сгорает во время пожара.
И всё бы ничего. И традиционная британская сатира вновь оказалась бы на высоте (даже если не знать всех прототипов великолепно омерзительных персонажей – а заинтересованные британцы их знают). Но вот незадача – слишком уж «незначительным делом» посчитал режиссер Дункан Уорд современное искусство. И это – единственное, что он заявил в своем фильме совершенно искренне.
Лилия Шитенбург
«Фонтанка.ру»
Фото: IFC Films.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»