Премьер российского правительства Владимир Путин посмотрел во вторник на Западный скоростной диаметр. Впечатлившись уже сделанным участком в 3,5 километра, он дал денег на строительство еще 5,6 километра магистрали. Вместе с городскими деньгами всего получилось больше 27 миллиардов. Чиновники утверждают, что это — с учетом сокращения затрат.
Глава федерального правительства Владимир Путин огласил решение, о котором говорили с конца марта текущего года, — из федерального бюджета на два года будут выделены 20,6 миллиарда рублей на строительство второй очереди ЗСД. Городское софинансирование составит 6,7 миллиарда. Таким образом, стоимость одного километра трассы составит 4,8 миллиарда рублей.
Чиновники утверждают, что стоимость проекта ЗСД при софинансировании центра и региона уже удалось сократить на 15% и планируется снизить еще на 10-15%. Напомним, что по госэкспертизе стоимость проекта II очереди ЗСД составила 35 млрд рублей. А из федерального и городского бюджета выделяется на проект порядка 27 млрд. Разницу планируется сэкономить в ходе конкурса на осуществление работ.
Удешевление проекта удастся достичь за счет снижения цен на металл и стройматериалы - уточнила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Она сообщила, что сейчас ведутся переговоры с «Кировским заводом» с тем, чтобы часть трассы прошла через его территорию по земле - таким образом удастся сократить эстакадную часть магистрали. А это также скорректирует стоимость.
Окупаться затраты будут только после 2010 года, когда второй участок будет сдан в эксплуатацию. Предполагаемая стоимость проезда оценивается в 70 рублей. Однако, как уточнила губернатор Петербурга, она будет корректироваться. «Уже сегодня по введенному участку проезжает 10 тысяч автомобилей в сутки. Трасса востребована. Стоимость в 70 рублей будет корректироваться, но не обязательно в сторону завышения, а для того, чтобы она была и приемлема, и приносила доход», - сказала Валентина Матвиенко.
На строительстве II очереди ЗСД планируется занять 3,5 — 4 тысячи человек, а в сопутствующих отраслях, связанных с производством строительных материалов и прочим, еще 2 — 2,5 тысячи.
Напомним, когда возник вопрос о стоимости проезда, сначала говорили, что цена должна быть сопоставима со стоимостью банки пива, ну или, на русский манер, рюмки водки. Назывались также суммы в 100 рублей для легковых автомобилей и 150-300 — для грузовых. В конце прошлого года уже говорили о 55 рублях.
К слову, согласно данным на октябрь 2008 года, которые сообщает «ВН» со ссылкой на представителя федерального Министерства транспорта, строительства и городского развития в Берлине Веру Моосмайер, средняя стоимость одного километра трассы в Германии составляет 8 миллионов евро. Разброс стоимости варьируется от 5 миллионов евро до 14 миллионов. То есть максимальная стоимость немецких магистралей даже по нынешнему курсу евро составляет порядка 616 миллионов рублей. Причем, как отмечает издание, такие расценки относятся именно к автобанам. Просто хорошие федеральные автотрассы стоят, естественно, дешевле.
Для сравнения издание приводит крайние примеры стоимости строительства автобанов в странах Европы. Самые дорогие - в Швейцарии: здесь стоимость сооружения километра таких магистралей принята за 24 млн евро. Польское министерство инфраструктуры согласилось со средней стоимостью автобанов в размере 5,6 млн евро (консалтинговые компании оценили ее в 4,6-5,2 млн евро).
Приводят в СМИ и другие данные. Систему дорог Interstate Highway System в США (90 тысяч километров, 10 тысяч из которых - платные) создали за 17 лет (1956 - 1973 год). Ее стоимость - 129 млрд долларов. Каждый километр обошелся в среднем в 1,4 млн долларов. Для сравнения: в Норвегии строительство 35 километров дороги обходится в 3 млрд крон (500 млн долларов), километр стоит более 14 млн. В Китае на создание 850 километров современного шоссе было потрачено 600 млн долларов - около 700 тысяч долларов каждый километр.
По данным ogoniok.com, всего в мире насчитывается более 23 млн километров дорог. Из них 140 тысяч километров - платные. За удовольствие ездить по современным, удобным, в разы более безопасным дорогам со скоростью более 100 км/ч платят в 30 странах мира.
Планы на будущее
Пока ЗАС реализуется за счет бюджетных средств. Но с 2011 года планируется объявить концессионный конкурс на вторую часть проекта ЗСД. Напомним, что и нынешний этап планировалось реализовать с помощью концессионера. В июне прошлого года состоялся конкурс, в котором выиграл консорциум «ЗСД Невский меридиан», включающий немецкие Hochtief и Strabag, французскую Bouygues, голландскую Egis, «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Мостоотряд № 19». Предполагалось, что этот инвестор вложит в строительство скоростной магистрали 5 миллиардов долларов, то есть 50% от всей ее стоимости.
Но уже в декабре 2008 года появилась информация, что из-за кризиса банки отказывают концессионеру в кредитах. Компании признались в неспособности финансировать стройку. Возник вопрос: не «заморозить» ли ЗСД до лучших времен. Вопрос с его строительством висел буквально на волоске до начала апреля, когда в Минфине все-таки было завизировано решение о выделении федеральных средств.
Как объяснила во вторник после совещания с Владимиром Путиным Валентина Матвиенко, консорциум настаивал на пересмотре финансовых условий. Если бы город пошел на это, то стоимость проекта выросла бы. Кроме этого, город не может страховать финансовые риски. Договор был приостановлен по обоюдному согласию сторон.
Справка:
Строительство Западного скоростного диаметра началось в сентябре 2005 года. В октябре 2008 было открыто рабочее движение на участке I очереди ЗСД (вывод транспорта из 3 и 4 районов Большого морского порта).
В настоящее время, одновременно с рабочим движением транспорта и эксплуатацией этого участка, завершается строительство I очереди - заканчиваются работы по съездам северного направления, по переносу Лиговского канала в новое русло, восстановление пассажирских платформ железнодорожной станции «Ленинский проспект». До 30 июня 2009 года должны быть завершены технические и косметические виды работ.
Стоимость строительства I очереди составляет 17 млрд рублей, в том числе стоимость освобождения территорий от гаражей и переустройства инженерии 3,5 млрд.
Планируется, что участок II очереди 2,6 км от Краснопутиловской до Благодатной может быть введен в строй в сжатые сроки - откроют его во 2-м квартале 2010 года. Рассматриваются возможности упрощения технических решений и снижения стоимости.
Западный диаметр по проекту должен связать Большой морской порт Санкт-Петербурга, будущие новостройки «Морского фасада» на Васильевском острове и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Число полос составит 6-8, транспортных развязок - 15, расчетная скорость движения - 120 км/ч.
Александра Медведева,
«Фонтанка.ру»