«Метро 2033» Дмитрий Глуховский написал в свои 24. Роман стал бестселлером, продан тиражом 300 тысяч, у него множество фан-клубов и интернет-групп. Новый роман «Метро 2034» автор сначала выкладывал по главам в интернете, но финал приключений героев подземки был обнародован только в книге… Обозреватель «Фонтанки» встретился с одним из самых успешных писателей нового поколения, 29-летним Дмитрием Глуховским.
- Дмитрий, как Вы полагаете, чем зацепили читателя, особенно молодого, Ваши фантастические романы?
- Просто многим молодым людям тесны те идеалы и масштабы, что предлагает нынешний век. Даже перспектива зарабатывать тысячу долларов в месяц, а затем три, пять, десять, их не вдохновляет. И отдельная квартира в Москве, дом на Рублевке, путешествие на курорт Бали не отражают их мечты. Мир, где все измеряется деньгами, скучноват. А «Метро 2033» (действие происходит в московской подземке после ядерного удара. – Прим. Авт.) позволило прикоснуться к другой среде, где все создается заново, все чувства обострены, любовь и ненависть, добро и зло являются в первозданном виде, бушуют страсти, есть место настоящей любви… И они с головой окунулись в этот мир.
- Гонорары нынче в книжном мире не столь велики, чтобы жить только писательским трудом… Чем зарабатываете на хлеб?
- Я окончил в Иерусалиме факультет журналистики, работал в Германии, Франции, в 2006-м вернулся в Москву. Два года был корреспондентом, потом руководителем редакции интернет-вещания новостного телеканала «Russia Today». Сейчас веду ежедневные трехчасовые эфиры на «Радио Маяк».
Но подхожу к такому моменту, когда надо выбирать. Если и в дальнейшем относиться к книжкам как к хобби, вряд ли будет получаться больше, чем один роман в три-четыре года. Нужно остановиться, отдышаться, в общем, напитаться какими-то новыми впечатлениями, прежде чем браться за новую книгу. Но пока я просто уйду в отпуск. Я безумно устал, так как весь последний год безотрывно, без выходных, не только писал «Метро 2034», но занимался продюсированием этого проекта.
- Сам свою книгу продюсировал? Лихо!
- Мои книги изначально – интернет-проекты. Появляется сайт, на котором по мере написания книги происходит размещение текста в интерактивном взаимодействии с читателями. Написал главу – выложил, написал еще одну – выложил… Когда до финала оставалось пять-шесть глав, мы остановились. А вскоре на прилавках появилась книга «Метро 2034». По договоренности с издательством полный текст не может появиться на сайте раньше, чем через три месяца после выхода книги. Помимо сайта есть саундтрек, который пишет известный музыкант Дельфин. Есть и картинная галерея, другие составляющие сайта, которые нужно разработать, и это стоит усилий, денег, времени.
- Все это взвалили на свои плечи?
- Просто я посмотрел, как все это работает у коллег, и понял, что не стоит целиком полагаться на других. Я действительно серьезно стараюсь работать над текстом, драматургией, стараюсь совершенствоваться как автор. Но мне не все равно, что дальше произойдет. За полгода существования сайта в интернете около полумиллиона человек зашли на страницу, многие возвращались, чтобы увидеть продолжение, развитие истории. И вот теперь – книга, как продолжение интернет-сериала.
- То есть наивны те авторы, что говорят: мы не можем выложить текст в инет, потому что потом книгу читать не будут…
- Ничего общего с сегодняшней реальностью такое мнение не имеет! Ну, может быть, полмиллиона прочитали в интернете, а книгу купят только двести тысяч. Но двести тысяч по нынешним временам тоже гигантский тираж.
- Осталось Вам только самому издавать свои книги!
- Вы будете смеяться, но я собирался это делать. Потому что не видел никакой причины, почему бы самостоятельно себя не выпустить, если все остальное, что делает обычно издательство за автора, я уже подготовил.
- И что изменило Ваше решение?
- Кризис. Кроме того, поступило достойное предложение от издательства. К тому же я дико устал. К концу февраля, когда заканчивал книгу, был совершенно выжатый. Да и на сей раз этот пресловутый интерактив, то есть взаимодействие с читателями в интернете, сыграл не самую положительную роль. Хотя роман «Метро 2034» внешне похож на «Метро 2033», но книга получилась совершенно другой. Фактически я сам отошел от жанра, который выбрал в первой книге. И за это схватил неслабо от поклонников первой книжки. Они-то ждали клонирования героев и повествований, но пять лет спустя мне совсем не хотелось повторяться. Литература для меня, прежде всего, самореализация, ни в коем случае - не ремесло.
- Вы пишите о людях, выживших после ядерной войны, замурованных в московской подземке… Но насколько реальна в наше время ядерная война?
- Не знаю, насколько реальна. Могу сказать, что я в нее не верю. Но факты говорят, что она куда более реальна, чем в 60-х и 70-х годах. Просто сейчас человечество привыкло к этой мысли и расслабилось…
- Действительно ли Вашей книгой заинтересовался Голливуд, о чем Вы поведали на встречах с читателями в Петербурге?
- Есть черновики контрактов. Было бы здорово к июню подписать документы, продать права, чтобы в течение, скажем, трех лет фильм был снят.
- После всемирного успеха «Миллионера из трущоб», снятого голливудскими кинематографистами в Индии, впору поверить и в реальность блокбастера, снятого в московской подземке!
- «Миллионер из трущоб» сокрушил многие стереотипы. Оказалось, фильм может быть снят не в Америке, но взять 8 «Оскаров»… Зрителям порядком надоело смотреть, как разрушают Манхэттен, пора уже взяться за Москву (улыбается). Да и в Москве такое метро красивое - есть что снимать, не то что в западных подземках. Я уж не говорю о том, что в случае ядерного удара по Манхэттену, от метро ничего не останется – там оно не задумывалось как бомбоубежище. А наше выдержит!
- Идея замешать темы метро и ядерной войны – Ваше ноу-хау?
- Каждому мальчику или девочке свойственно фантазировать – что было бы, если бы город опустел, если бы время остановилось – фильмы на эти сюжеты каждый год выходят. Многие нынче увлекаются ролевыми играми, а у меня на одной станции фашисты, на другой - коммунисты, на третьей еще кто-то. По «Метро 2034» вскоре выйдет компьютерная игра, над которой работает украинская команда, та же, что сделала «S.T.A.L.K.E.R», к тому же они издаются еще и с американцами – как мировой релиз.
- А Ваши книги переведены на другие языки?
- В Германии «Метро 2034» издан в декабре прошлого года тиражом 40 тысяч. В мае выходит испанская версия, осенью – английская.
- Фантастика… Да Вы счастливчик, Дима!
- Но я ничего особенного еще не сделал. Я далек от отношения к писателям как к небожителям, властителям дум и так далее. Но и называть себя «раскрученным ничтожеством» не позволю.
Михаил Антонов, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего