Любите ли вы получать подарки? Вернее так: любите ли вы получать что-либо на халяву? «То есть — даром», как говорила одна манерная сова? Понятно. Кто бы сомневался… Точно не припомню, когда это случилось в первый раз. В масштабах вечности – относительно недавно. Но именно с той поры в соседнем универсаме мне регулярно пытаются что-нибудь подарить. Принцип такой: я у них покупаю, а они мне за это, соответственно, дарят.
— …Давеча заехал в кондитерскую: смотрите, что удумали.
Строка из великого Расина — на торте.
— Какая прелесть!
— Пошлость!!!
Диалог из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»
Любите ли вы получать подарки? Вернее так: любите ли вы получать что-либо на халяву? «То есть — даром», как говорила одна манерная сова? Понятно. Кто бы сомневался…
Точно не припомню, когда это случилось в первый раз. В масштабах вечности – относительно недавно. Но именно с той поры в соседнем универсаме мне регулярно пытаются что-нибудь подарить. Принцип такой: я у них покупаю, а они мне за это, соответственно, дарят. За упаковку пива — бокал, за сигареты — зажигалку, за две банки кофе — чашку (почему-то одну). В какой-то момент стало интересно: с чего бы это вдруг знакомые продавцы, ранее в миндальничестве и прочих сантиментах не замеченные, кинулись «спешить делать добро»?
Знакомый рекламщик объяснил, что рынок сегодня забит однотипными товарами, а следовательно, имеет место лютая конкуренция между производителями. В этой ситуации наиболее эффективно работают те инструменты рекламного воздействия на потребителей, которые (далее дословно): «позволяют персонифицировано донести уникальное торговое предложение до покупателя». Короче, иллюзия уникальности товара достигается конкретикой прикладываемой к нему подарочной дешевой фигни. Причем последняя на первый взгляд обладает всеми признаками несомненной полезности.
Схема в принципе понятная. Когда на прилавке лежит пять одинаково накрахмаленных реинкарнаций колбасы «Докторская», невольно сделаешь выбор либо в пользу самого благозвучного названия производителя, или поведешься на привязанный к шпагатному хвостику эксклюзивный подарок. Но то материи земные, можно даже сказать физиологические. В связи с этим весьма удивительно наблюдать за тем, как аналогичные рекламные принципы, не мудрствуя лукаво, распространяются и на во многом интимную сферу классической литературы. В самом деле — что пять сортов «Докторской», что пять томиков «Анны Карениной» от конкурирующих издательств — принципиальной разницы в подходе к продажам нет. Закон менеджера по продажам: если вы умеете классно впаривать колготки-дезодоранты, значит, сможете продавать и самолеты.
А вообще, я это всё к тому, что среди магазинов, торгующих периодикой, изрядно расплодившихся в питерском метрополитене, в настоящее время проходит уникальная акция: купив книгу Сергея Довлатова «Зона (Записки надзирателя)» за смешную сумму в 99 рублей, вдобавок вы получаете еще и шоколадку KitKat. Со слоганом «Перерыв — это поэзия работы».
Стильно и с большой любовью оформленный Митьком Флоренычем трехтомник еще не столь широко известного Сергея Довлатова впервые был издан в 1995 году. С тех пор само это издание с общим тиражом под триста тысяч экземпляров сделалось классическим, а уж за нынешний довлатовский статус «литературного небожителя» — просто разговора нет.
Зайдите сегодня в любой мало-мальски приличный книжный магазин — разномастных книжиц Довлатова, любых цветов и переплетов, наберется на целую полку, не меньше. И как тут, скажите на милость, конкурировать? Ясное дело, без «китикета» никуда. Вот только несправедливо: к какому-нибудь «Колобку» или там к «Смешарикам» шоколадка не полагается, а к «Зоне», в которой «дерутся заточенными рашпилями, едят собак и насилуют коз», — пожалуйста. Притом, что читателя этого произведения логичнее было бы одаривать махрой. Или «индюхой». Той самой пачкой чая, за которую в «Зоне» могли убить. А самый оптимальный вариант такой: купил книжку Довлатова, пошел из магазина прочь, а на выходе тебе стакан наливают. Дескать, выпей, любезный, в память и за упокой грешной души Сергея Донатовича…
Акция «Два в одном, или Одной духовной пищей сыт не будешь» стартовала в прошлую субботу. Специально поинтересовался у кассира и та призналась, что непосредственно в их торговой точке в паре с халявными шоколадками довлатовская «Зона» пошла гораздо веселее…
В этом месте заместитель директора АЖУРа Евгений Вышенков обязательно спросил бы: «О чем эта история, дружище?» А, к примеру, небезызвестный сетевой деятель Гоблин (Дмитрий Пучков) столь же предсказуемо ответил: «Это реклама шоколада, розничной торговой сети и любви к чтению».
Сам Довлатов уже всё сказал. В частности, что «путь к добродетели лежит через уродство». Вот только сталкиваясь с ежедневными проявлениями уродства как в высоких сферах, так и на приземленно-обывательском уровне, отчего-то невольно начинаешь сомневаться в том, что кривая действительно вывезет. По крайней мере туда, куда надо.