Этический кодекс госслужащего бурно обсуждают депутаты. Проект документа разработан в Российской академии государственной службы при президенте РФ. Единая система запретов, ограничений, обязанностей и дозволений призвана способствовать еще и национальному плану противодействия коррупции. Вот лишь некоторые выдержки будущего этикета: добросовестный чиновник должен быть «политически нейтральным» и одновременно лояльным по отношению к «политическому большинству, находящемуся у власти».
Божье для кесаря
Этические нормы поведения чиновника уместились в преамбулу и семь статей. Первая «заповедь» – «интересы государства, а через него общества, в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности госслужащего». Так же, как для христиан практически всех конфессий главная добродетель – «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим».
Госслужащий также обязан проявлять уважение к личности, соблюдать принцип законности в своих действиях и принцип лояльности по отношению ко всем ветвям власти, ко всем государственным институтам, законодательно утвержденным общественным институтам и партиям, к политическому большинству, находящемуся у власти, к другим госслужащим. И не произносить «Имя Бога напрасно»: чиновникам запрещено выступать в СМИ, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и политики госоргана.
Не совсем понятно, как такая лояльность может сочетаться с требованием политической нейтральности в поведении государственного служащего. Также чиновнику указано «избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с госвластью» (бюрократическая версия «не прелюбодействуй»). Ослушаться госслужащий вправе, если приказ руководителя противоречит Конституции России и Декларации прав человека. В этом случае долг чиновника – протестовать против такого распоряжения посредством обращения в органы юстиции, общественные организации и печать.
В роли судов инквизиции должны выступать специальные этические комиссии, которые планируют создавать в госслужбах из «наиболее уважаемых сотрудников», представителей администрации, профсоюзов, общественных деятелей. Они будут вправе порицать госслужащих за аморальное поведение, а также ставить вопрос о применении различных мер наказания, в том числе увольнения.
Закон есть закон
Не совсем понятен смысл этого этического кодекса – все требования к поведению чиновника отражены в действующей уже четыре года статье 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Она содержит аж 14 «заповедей», включая требование и политического, социального и религиозного нейтралитета, и приоритета соблюдения и защиты прав и свобод человека, и так далее. Кроме того, более чем в 30 федеральных ведомствах созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В их состав входят и независимые эксперты.
Таким образом, ничего принципиально нового проект этического кодекса не содержит. А декларационные нормы создают почву для злоупотребления: как для продвижения действительно коррумпированного чиновника, так и для увольнения и дискредитации самого честного служащего. Например, кто такие «лица, вступившие в конфликт с госвластью»? Нарушители правил дорожного движения, опальные олигархи, террористы? Должно ли из этого следовать, что чиновник не вправе контактировать с кем-либо из оппозиционеров, по определению конфликтующих с властью? Должны ли выводы о «конфликте» подтверждаться судебным решением? Иначе нарушается конституционный принцип презумпции невиновности, а значит, исходя из предлагаемой этической нормы, чиновник обязан будет протестовать против такого решения. Вряд ли кто-либо отважится защищать, например, Усаму бен Ладана или иных международных террористов, против которых никаких судебных решений не принималось.
Городская аморалка
Очередной проект этического регламента напоминает Моральный кодекс строителя коммунизма, который содержал аж 12 «заповедей». Теперь лозунг о «нетерпимости к национальной и расовой неприязни» заменили на политическую нейтральность, а «нетерпимость к врагам коммунизма» – на бойкот «конфликтующих с властью». Требования к поведению в быту (взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и т.п.) исключены.
В Санкт-Петербурге продолжается работа над «Нравственным Кодексом Петербуржца», проект которого летом поддержала вице-губернатор Санкт-Петербурга Людмила Косткина. Инициатива принадлежит самопровозглашенному «Общественному совету по социальной рекламе». На своем сайте авторы рассказывают о новых победах в деле создания кодекса.
Например, 28 ноября с текстом документа ознакомился и поддержал коллектив ГУЗ «Городского центра медицинской профилактики». Согласно проекту этого документа, например, «истинный Петербуржец бережно относится к собственному здоровью и здоровью граждан, ведет здоровый образ жизни и вдохновляет на это других». Нарушителей (вероятно, всех, кто курит или не чистит зубы) ждет уставный суд. Меры наказания для «неистинных» граждан, проживающих в городе Святого Петра, пока не разработаны.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру
У госслужащих будет все по этикету
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ