В Северной столице сформировался настоящий рай для бригад угонщиков, работающих по дорогим иномаркам, считают страховщики. Каждый элемент угона отточен до мелочей, при этом участники преступления в случае провала зачастую отделываются испугом или легким наказанием. Доказать умысел похищения с целью продажи можно только поймав угонщика в момент передачи денег. Иначе его поступок, оказывается, был вызван «желанием покататься».
По статистике страховщиков, в Петербурге в сутки угоняют около 25 машин на общую стоимость 4 миллиона рублей. В 2006 году было 8703 угона; в этом году за первое полугодие - 4223. Только половина «железных коней» возвращаются к прежнему владельцу. Причем, если дорогие кредитные иномарки застрахованы почти поголовно, то владельцы отечественных машин пренебрегают такой защитой.
Страховщики сетуют, что угонам «потакает» и российское законодательство, разделяющее понятия "угон" и "автомобильная кража". Этим пробелом в законе пользуются мошенники, даже если их поймают с поличным. И если за кражу автомобиля преступника могут посадить в тюрьму на 5 лет, то наказание за угон чаще всего условно, говорит Анатолий Жбанов, руководитель службы экономический безопасности ОАО СК "Русский мир".
Нельзя сказать, что власть остается безучастной. В сентябре внести поправки в Уголовный кодекс предложили депутаты Калининградской областной думы - наказание за угон автомобиля должно составлять 5 лет лишения свободы. Если угонщик несовершеннолетний, предлагается увеличить штраф за угон автомобилей до 250 тысяч рублей. «Мы приветствуем такие изменения в законодательстве, но необходимо ужесточить положения УК, чтобы завладение чужим имуществом, неважно, кем и в каких целях это было сделано, считалось недопустимым и преследовалось по закону», - утверждает Анатолий Жбанов.
Не менее остра ситуация со страховыми мошенниками. «Проблема «лжеугонов» будет оставаться неразрешенной по ряду причин, - считает директор по экономической безопасности СОАО "Регион" Владимир Хомяков. - Самая главная преграда в борьбе с мошенниками – действующая в стране судебная система. Создается впечатление, что скоро за угоны будут не срок давать, а приз. Даже не слишком внимательный человек, наверняка, отметил, что мошенники получают лишь штрафы, в крайнем случае, условные сроки».
Три года назад лидерами по угонам были Chevrolet-Niva, Audi, BMW (особенно Х5), VW Passat, Mercedes, Toyota. Сейчас к ним прибавились Toyota Land Cruiser; Lexus, Mitsubishi Lancer, Ford Focus; Mazda 3, а вот популярность Toyota Camry и Chevrolet-Niva у угонщиков снизилась.
В некоторых компаниях страховые тарифы доходят до 15-20% от стоимости машины, их зачастую называют «заградительными» - расценки невыгодны и для страховщиков (снижается спрос на услугу), и для автовладельцев (доплачивать едва ли не четверть стоимости). Другие фирмы просто отказываются заключать договоры с владельцами машин «группы риска». Если число угонов по определенной марке резко возрастает, страховщики усиливают требования по защите автомобиля и корректируют тарифы. Но по риску «угон», как правило, даже в самых тяжелых случаях тариф не превышает 7%.
Источник: «Ренессанс страхование»
Как это бывает
В Петербурге уже давно угоны дорогих иномарок происходят по обкатанной схеме. В страховой компании «РК Гарант» «Фонтанке» рассказали, что данные по машинам, чаще всего, поступают угонщикам от «прикормленных» сотрудников МРЭО, либо жертву ищут по госномеру. Сопоставить серию номеров с датой регистрации в ГАИ не составляет проблем, а спрос на свеженькие авто, месяц-другой после покупки, всегда велик.
После того, как «жертва» взята на мушку, в дело вступает второй злоумышленник. Он взламывает защиту: спутниковую систему, механику и пр. Представители охранных компаний называют свою работу с криминалом «гонкой вооружений». Причем, отмычки у угонщиков зачастую появляются еще до поступления новых устройств в массовую продажу. Взлом «железного коня» подпадает под 166 статью УК (завладение транспортным средством без цели хищения), с символическим наказанием как за хулиганство.
Третий вор заводит автомобиль, если на этом этапе его ловят, то грабитель отделывается легким испугом. Диалог с милиционерами выглядит так: «увидели с Васей машину с открытой дверью, решил на спор завести ее». Четвертый «боец» перегоняет авто, причем все чаще воры используют в качестве прикрытия эвакуатор. Наконец, ворованный объект доставляется в гараж. На случай прокола у очередного сообщника всегда есть оправдание. Владелец гаража запасные ключи якобы потерял, машина не его, отпечатков, естественно, нет, зато есть бумага, что «нашел и иду сдавать». Уже затем в работу включаются специалисты по перебивке VIN номеров и изготовители фальшивых документов.
Георгий Карчик
Фонтанка.ру
Бич угонов бьет страховщиков
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ