Трое молодых петербуржцев предстанут скоро перед судом по обвинению в торговле анаболическими стероидами. Для питерского Управления Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков это безусловный успех. Тем более что, по свидетельству специалистов, раньше в нашем городе за такое вообще ни разу никого не привлекали к уголовной ответственности.
В Петербурге будет очередной судебный прецедент. Трое молодых петербуржцев предстанут скоро перед судом по обвинению в торговле анаболическими стероидами. Для питерского Управления Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков это безусловный успех. Тем более что, по свидетельству специалистов, раньше в нашем городе за такое вообще ни разу никого не привлекали к уголовной ответственности. Но остаются и вопросы: почему этот бизнес процветает так, будто данное уголовное дело не только первое, но и последнее?
Если набрать в поисковой системе «Яндекса» словосочетание «анаболические стероиды», то сразу же вылезет около 400 объявлений, из которых не менее 50 – петербургские. Система проста: вы связываетесь с автором сообщения по электронной почте и оставляете заявку. Говорят, сразу заказывать анаболические стероиды не стоить, могут не продать. Сначала лучше купить что-нибудь «легкое». Чаще всего товар оплачивается двумя способами – виртуальными деньгами или наложенным платежом. Во втором случае нужно прийти на почту и сделать перевод. Когда продавец получает деньги, он высылает товар. В среднем курс приёма анаболических стероидов для увеличения мышечной массы на 1 сантиметр стоит около 2 тысяч рублей.
Виртуальный рынок этих препаратов довольно свежий. А в начале 2000-х в Петербурге он только начинался, и Леша Александров, как рассказывает его отец, был одним из нескольких, кто сумел организовать полноценный интернет-магазин, который имел полный спектр необходимых услуг. Сам Леша сначала согласился встретиться с нами, но потом передумал.
По словам адвоката Александрова, Лидии Катт, ее подзащитного и двух его приятелей задержали 11 апреля 2006 года. Одного парня оставили на подписке. А Лешу и второго его знакомого поместили в изолятор на Лебедева и выпустили только через 8 месяцев. Сейчас все они знакомятся с материалами дела.
Следствие вменяет троим молодым людям незаконную торговлю анаболическими стероидами, содержащими сильнодействующие вещества. Оплата поступала наличными, наложенным платежом или электронным способом по системе безналичного расчета «Яндекс. Деньги». Контрольные закупки подтвердили, что ребята торговали анаболом и винстролом. Оба препарата содержат сильнодействующие вещества. В первое время товар для продажи поставлялся московским дилером. Позже были организованы прямые поставки. Молодые люди получали деньги и отправляли товар под своими фамилиями. Параллельно использовался чужой утерянный паспорт. В следствии полагают, что оборот от этой деятельности составил около 8 миллионов рублей.
Лидия Эдуардовна считает претензии правоохранительных органов к своему подзащитному бессмысленными придирками:
– Алексей не знал и не мог знать, что в винстроле содержится сильнодействующее вещество. В составе на упаковках препаратов этого не указано. Чтобы нарастить мышцы (для спортсменов ни для кого не секрет), употребляют «спортивную химию». Алексей сам качается, сам принимал этот препарат. Списки запрещенных к обороту веществ недоступны простым обывателям. Поэтому говорить о том, что ребята грубо преступили закон, на сегодняшний день рано.
Лидия Катт считает, что уголовное дело, в котором фигурирует Александров, появилось как следствие бездумного выполнения распоряжения «сверху»:
– Есть команда из Москвы: сильнодействующие! Где их взять? Спортивное питание. Где? Компьютеры, сайты. Там телефоны, люди – вытащи любого. Получилось так, что ткнули в Алексея. Не повезло парню. Фамилия у него Александров, наверное, по алфавиту начали. Стали его разрабатывать – торгует, не торгует. Выяснилось: торгует. Чем торгует – винстрол. В винстрол входит сильнодействующее. Есть контакт!
По словам отца Алексея, контрольные закупки анаболических стероидов проводились задолго до того, как его сын с товарищами попали в поле зрения правоохранительных органов. Просто расследованием уголовных дел, которые тогда возбуждались, никто не занимался. А теперь появилась возможность «повесить» все на троих молодых людей, даже если закупки проводились не на их сайтах. Хотя на самом деле, как говорит отец Александрова, деятельность сына и двух его приятелей никому не повредила и по уголовному делу нет ни одного пострадавшего:
– Эти вещества не так влияют, что отваливается печень или, как кто-то где-то писал, ноги. У всех все цело, все довольны. Существуют инструкции, по которым вредные вещества выводятся из организма.
Наверное, о степени вреда, который наносят человеку анаболические стероиды, можно спорить, но это – научная сторона вопроса. Есть объективная реальность: продажа анаболических стероидов, содержащих сильнодействующие вещества, без рецепта врача запрещена. Статья 234 Уголовного кодекса («незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта») предусматривает аж до 8 лет лишения свободы. Поэтому, естественно, возникает вопрос: а чего остальных-то не трогают? Предложения того же самого, за что скоро будут судить Александрова и его товарищей, в Интернете исчисляются десятками. Создаётся впечатление, что даже в этой сфере навести полноценный порядок нашей правоохранительной системе не по зубам.
Дарья Высоцкая,
Герман Петров
Павел Бадыров: «Это делается, чтобы отчитаться о работе…»
Анаболические стероиды употребляют миллионы, как в большом, так и в массовом спорте. В большом спорте это делается осознанно, ради высоких результатов. Там велик соблазн использовать все средства ради борьбы за медали высшего достоинства, пусть даже ценой собственного здоровья. В массовом же спорте люди зачастую применяют их от незнания возможных последствий. Внятные, авторитетные сведения о побочных эффектах применения анаболических стероидов труднодоступны. Такого мнения придерживается Павел Бадыров, генеральный директор фитнес-клуба «Лидер Спорт», известный спортсмен и актер.
– Оборот сильнодействующих веществ, к которым и относятся анаболические стероиды, законодательно нормирован. И по закону они могут быть приобретены лишь в аптеке (да и то не в каждой) и только по рецепту врача. Поэтому любой незаконный оборот (купля, продажа) анаболических стероидов наказуем. Но для того, чтобы за что-то наказывать, неплохо бы создать условия, чтобы человек знал суть запрета, – говорит Павел Бадыров. – Отнесли какую-то группу медикаментов к сильнодействующим средствам, запрещенным к незаконному обороту, – надо, чтобы этот список был доступен. Как можно требовать от человека соблюдения закона, если он не может узнать, что законно, а что нет?
– Расскажите, как действуют анаболические стероиды.
– Механизм действия один и тот же – вмешательство в эндокринную систему, путем изменения гормонального баланса через введение извне производных мужского полового гормона (тестостерона). Мужской половой гормон и его производные влияют на целый ряд процессов, протекающих в организме, в том числе на анаболизм (увеличение массы тела, в том числе за счет мышечной ткани).
– Можно предположить, что это неполезно, если применяется не в лечебных целях…
– Как правило, все лекарства наряду с основным эффектом (ради которого их и применяют) имеют ряд побочных. И анаболические стероиды не исключение. Поэтому, когда врач принимает решение о применении анаболических стероидов, он отдает себе отчет в том, что вред от побочных эффектов в данном конкретном случае оправдан ради решения более серьезного вопроса. Применение же лекарств не для лечения – алогично. Чем и когда аукнется такое применение препарата, крайне сложно предсказать. К сожалению, серьезной информации о вреде использования анаболических стероидов мало, и она затеряна среди моря традиционных «страшилок» о влиянии этих препаратов на печень и потенцию.
– Кстати, применение анаболических стероидов распространено не только в большом спорте…
– Парадоксально, но это так. Если спортсмен серьезного уровня приносит в жертву свое здоровье ради победы, которая является смыслом его жизни, то представители массового спорта занимаются спортом в том числе и для здоровья. А жертвовать здоровьем в процессе оздоровительных занятий, как минимум, алогично! Что изменится, если такой любитель поднял на 10 кэгэ больше? Он ни чемпионом мира при этом не стал, ни карьеры не сделал, ни обеспечил себя и близких материально. Он просто немного потешил свое самолюбие… И ради этого рисковать здоровьем? Такому «спортсмену» нужен психоаналитик…
– Как вы считаете, если стали возбуждаться уголовные дела о незаконном обороте сильнодействующих средств, в этой сфере будет больше порядка?
– Думаю, что делается это, к сожалению, не для того, чтобы справиться с ситуацией, а просто чтобы на примере отдельно взятых уголовных дел отчитаться о ведущейся борьбе…
Полностью статью читайте в газете «Ваш Тайный советник» от 25 июня 2007 года.