С этнической преступностью и национал-экстремизмом обещают скоро покончить, только не в реальной жизни, а на страницах газет и на телеэкранах. Во время недавних парламентских слушаний спикер Мосгордумы Владимир Платонов озвучил идею - запретить средствам массовой информации касаться национальности лиц, подозреваемых в преступлении или пострадавших от такового. По словам парламентария, проект поправок к федеральным законам будет подготовлен еще до Нового года и в случае принятия позволит снизить градус общественной напряженности. Национальный вопрос для уголовных расследований неуместен, считают столичные законотворцы.
У милицейского руководства и миграционных чиновников на этот счет, похоже, свое мнение. В середине прошлого месяца глава МВД Рашид Нургалиев озвучил статистику, согласно которой количество совершенных иностранцами преступлений за последние пятнадцать лет возросло в сто тридцать раз. В 2006 году, по словам министра, иностранцами на территории России совершено 46 тысяч преступлений, что в четыре раза превышает количество преступлений, совершенных россиянами в отношении иностранцев. Не менее удручающие цифры недавно приводил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, который заявил, что на территории России нарушает закон каждый сотый гражданин Грузии и каждый 140-й гражданин Азербайджана.
Правда, насчет гигантского, 130-кратно подскочившего импорта преступности – это, мягко говоря, загнули для убедительности. Умопомрачительный рост чужестранного криминала объясняется просто: у МВД пятнадцать лет назад, во время беловежского раздела империи, была еще другая статистика, общесоюзная. Жители ближнего зарубежья иностранцами тогда не считались.
Однако и счет «4:0» во взаимных правонарушениях зарубежных гостей и аборигенов выглядит тоже неслабо. И можно ожидать, что «неудобные» данные в случае принятия нового закона будут прятать подальше от глаз неразумной публики, под гриф «Для служебного пользования».
Обратите внимание, в этой мрачной статистике нет ни слова о национальности преступников или жертв. Говорится о гражданах России и других стран. И если руководствоваться политкорректным принципом «как бы чего не вышло», нужно наложить табу не только на племенную принадлежность, но и на упоминание гражданства. И еще нужно запретить показ в милицейской хронике лиц с «неславянской» внешностью. Далее можно добавлять любые запреты в меру изобретательности.
Судя по высказываниям чиновников из петербургского правительства, дело как раз к тому и идет, чтобы пресечь в криминальном контексте упоминание гражданства.
Одно из соображений, по которым лоббируется новый запрет, – это желание повысить имидж России, ее туристическую привлекательность. Согласно распространенному стереотипу, на количество зарубежных гостей отрицательно влияют не столько нападения аборигенов, сколько сообщения об этом в прессе. «Чем меньше мы об этом будем говорить, тем лучше», - заявила в конце сентября заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам петербургского правительства Марианна Орджоникидзе.
Правда, рейтинг златоглавой или северной столицы как объекта для туризма зависит не столько от российской прессы, сколько от статистики страховок, выплачиваемых пострадавшим от нападений. Но неприятную действительность можно подправлять по-разному. Можно бороться с преступностью, а можно – с вестями о ней. Разбей термометр, и у тебя не будет горячки.
Дмитрий Полянский
Полный вариант этого текста читайте в газете «Ваш тайный советник» от 11 декабря 2006 года.