Президент ЗАО "Футбольный клуб "Зенит" Виталий Мутко обратился к губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву с просьбой передать клубу стадион "Петровский". Губернатор дал новое поручение разобраться в ситуации, но, по всей видимости, стадион отдавать не собирается.
Виталий Мутко рассказал о проблеме со стадионом и о футбольном бизнесе.
-- Чем закончилась последняя встреча с губернатором по поводу передачи стадиона?
- Мы попросили отдать стадион в доверительное управление, если город не хочет отдавать его полностью. Он дал очередное поручение г-ну Назарову ( председатель КУГИ).
Сегодня клуб оставляем 50% вырученных за билеты средств стадиону (выручка с матча составляет около 800 тыс. рублей), потому что стадион является юридическим лицом, ГУПом. Использование средств "Зенит" не контролирует.
Это бесконечный вопрос. Сейчас на совете директоров все больше поднимается вопрос строительства собственного стадиона.
-- Сколько он будет стоить?
- Если говорить о реконструкции "Петровского", проект которой у нас есть, будет стоить $23 млн. Это будет стадион вместимостью 45.000 мест, все удобства, еще несколько мостов. Нас просто очень устраивает это место. Оно удобнее, чем Крестовский остров.
Такая арена, отвечающая требованиям УЕФА украсила бы город и просто необходима, если мы хотим иметь в городе сильный клуб.
-- На каких условиях Вы хотите получить стадион "Петровский"?
Передать клубу в доверительное управление на 49 лет. Второе условие - чтобы 50% прибыли четко шли на реконструкцию стадиона. Поставить срок реконструкции.
Если "Зенит" оттуда уходит, то стадион сразу банкрот. Мы владеем театральной труппой, но сцены не имеем. Мы должны заниматься популяризацией, повышением мастерства этой труппы, ставить новые постановки, но спектакль поставить негде.
Вы представляете, если бы Мариинский театр не имел бы сцены и Гергиев арендовал бы ДК Горького? Так, кстати, в свое время сделал "Ювентус". В Турине муниципальный стадион. Им надоело, и они уехали играть за 100 километров в другой город.
Мы можем тоже поехать играть в Новгород или Псков. Но что скажут люди? В Турине все просто было. Пришли люди к мэрии и сказали: "Отдайте стадион клубу". Сразу отдали.
Здесь прописные истины приходится доказывать. Причем это единственный город, который так относится к своей команде. И не отказывают, и не отдают. Видимо, всех все устраивает.
--Вы не против отдать акции городу за стадион?
- Я не против, но знаю, что через какое-то время клуба не будет. Это будет как волейбольный "Автомобилист", баскетбольный "Спартак" или хоккейный СКА, пока там хозяева не пришли.
Из бюджета не умеют давать, льгот спорту никаких нет.
В правительстве Собчака это было элементарно, когда мы в бюджете имели строчку "Поддержка игровых команд". В Волгограде "Ротор" имеет 40 млн руб. из бюджета области, в Саратове "Сокол" - 30 млн руб, в Самаре - $1,5 млн. В Махачкале, Владикавказе, Новороссийске - почти все из бюджета.
В Москве клубы сильные, потому что мэр Лужков - хозяин. Он дал льготы. Куда не приедешь, просто стыдно за город. Почему губернатора Титова в Самаре так поддерживают болельщики, если он для клуба делает все сейчас. За бюджетные деньги отремонтируют стадион и клубу отдадут. Вот это подход.
-- "Газпром" подтверждает намерение продолжать сотрудничество с "Зенитом"?
- У нас с "Газпромом" ясное и понятное сотрудничество. Во-первых, "Газпром" является акционером "Зенита". Во-вторых, "Газпром" по договору до 2003 года является генеральным спонсором.
Иллюзии, что мы живем за счет "газпромовских денег" не соответствуют действительности. Бюджет клуба этот контракт покрывает примерно на треть. Остальное клуб зарабатывает сам.
Сегодня у нас есть предложения на генеральное спонсорство. Все исследования показывают, что узнаваемость "Газпрома" очень высока. 77% болельщиков знают "Газпром" как генерального спонсора, 67% сказали, что отношение к "Газпрому" изменилось в лучшую сторону после того, как он стал генеральным спонсором. Об этом я говорил 21 июля с новым главой "Газпрома" Алексеем Миллером и получил поддержку. Мы - не просители денег.
-- Вы не считаете, что "Газпрому" реклама не нужна?
- С точки зрения бизнеса, может быть, и нет. Но есть социальные аспекты. Здесь намного глубже вопрос, чем чисто коммерческий. Мы улучшаем социальный облик "Газпрома", говорим о том, что это не только монополист, но и компания, занимающаяся социальным благополучием общества, развитием культуры и спорта.
-- Каков бюджет "Зенита" на 2001 год?
- Консолидированный бюджет клуба составляет 127,5 млн рублей по доходам. По расходам - 186,5 млн руб. Дефицит - 59 млн рублей. Он будет покрываться путем активной работы клуба при поддержке акционеров.
-- Какое место занимает "Зенит" по бюджету в Высшей лиге?
- Мне сложно сказать. "Зенит" - единственный клуб, который публикует свой бюджет, не скрывает цифр. При лицензировании клубов - мы самый богатый клуб, потому что приносим истинный бюджет. А все показывают $3 млн, так как это минимальный бюджет по регламенту.
"Торпедо-ЗИЛ" купило летом 12 футболистов. Минимальная цена футболиста - $100 тыс. "Спартак" купил Василюка из Белоруссии - $1,5 млн. ЦСКА, по моим самым скромным подсчетам, потратил $6 млн на покупку футболистов.
Я считаю, что средний бюджет клуба составляет $4-5 млн. Лидеры - "Локомотив" и "Спартак" - располагают $8-12 млн. Это без капитальных вложений. "Локомотиву" МПС строит прекрасный стадион стоимостью $40 млн. "Спартаку" "Лукойл" строит тренировочную базу ($15-17 млн).
"Зенит" строит базу на собственные средства. В этом году планируем потратить 20 млн рублей. Мы надстроили этаж, перевели ребят в одноместные номера, построили свою котельную, надо сделать газификацию, провести водопровод. Только в инженерное обеспечение территории в Удельной, где мы живем, надо вложить 5-7 млн рублей.
На следующий год будет другой этап. Мы хотели бы видеть на базе 4 тренировочных поля, манеж, восстановительный и тренажерный центры.
Как акционерной компании, я не вижу, кто нам может помочь. О городе я вообще не говорю, это отдельная песня.
-- Самим заработать нереально?
- Реалии таковы, что билет на матч стоит $3-5. То есть $300 тыс. за сезон можно заработать. Мы имеем $50-70 тыс. с телевидения и на рекламе можем заработать $400-500 тыс. Получается $1 млн. А как же необходимые $6-8 млн? Значит, нужен еще внефутбольный доход.
Классический вид дохода в футболе - телевизионные права. В России сегодня они ничтожны. Мы имеем пять минут рекламного времени, под которые еще должны найти рекламодателя.
Любой турецкий клуб получает от телетрансляций до $5 млн в год. У нас это только развивается. Права на показ матча со "Спартаком" мы продали за $20 тыс.
Это, конечно, мало, но, поймите, что это только начало. Если продавать билеты по $50, выручать $2-3 млн на телевизионных правах, мы бы имели $15-20 млн плюс трансферы, возможность зарабатывать на еврокубках.
-- То есть клубы должны быть акционерными обществами?
- Да, с ясными, понятными владельцами и бюджетом. А то мы принимаем закон об отмывании денег, а что в футболе творится? Вы хоть одну сумму сделки знаете и кто за это заплатил? И никогда не узнаете.
У "Зенита" платит клуб. Когда мы у сочинской "Жемчужины" покупали Деменко, мы брали кредит и я могу четко сказать, что стоимость Деменко - $950 тыс. Есть трансферный лист, "платежка", через бухгалтерию все проведено. Вот в чем смысл европейского клуба.
На Западе трансферный контракт футболиста закладывают в банке, и клуб может взять кредит. Кто мне даст кредит под контракт Поповича?
Сегодня, когда мы берем кредит, мы просим одного из акционеров дать залог. Потому что у "Зенита" активов пока 5 млн рублей: база, два автобуса. Футболисты же пока не являются активами.
-- Новые акционеры у клуба планируются?
- Организационная часть программы развития клуба говорит о том, что клуб должен до 2005 года превратиться в ОАО с числом в несколько тысяч акционеров. Мы начали в 1993 году с двух акционеров. Сегодня число акционеров - 13.
Эмиссия является одним из способов покрытия дефицита бюджета. Поэтому будут эмиссии, а, значит, новые акционеры.
-- Как продаются товары с символикой "Зенита"?
- На 2001 год мы поставили задачу получить по этой статье 1 млн рублей. Эта сумма уже перекрыта и на следующий год будет значительно увеличена.
Есть серьезный рост реализации таких товаров как шарфы, майки, флаги и т.д. Продукты с символикой "Зенита": хлеб, пиво, фисташки, пельмени, майонез. Сейчас начали шоколад выпускать с фабрикой им. Крупской. В разработке несколько других товаров.
-- Почему матч "Зенит-Спартак" не был проведен на стадионе им. Кирова (70.000 мест)?
- У нас договор с "Петровским". Стадион Кирова нужно реанимировать. Инженерные системы не годны, не работают туалеты.
-- Будет ли Петровский народный банк после смены собственника продавать 12% акций "Зенита"?
- Скорее всего, да. Сейчас этот вопрос обсуждается.
-- Заплатил ли "Сент-Этьенн" очередной платеж по трансферу Александра Панова?
- Контракт действует, $2,5 млн они заплатили в прошлом году, а дальше по графику на три года должны еще столько же. Один платеж на $700 тыс. подошел. Но у меня нет оснований считать, что "Сент-Этьенн" в итоге не заплатит.
Мы наняли адвоката. Недавно он меня проинформировал, что встречался с президентом клуба Аленом Бомпаром, и он его заверил в том, что в ближайшее время вопрос будет отрегулирован. Если не отрегулируем, то подадим в комитет по трансферам ФИФА, будем добиваться исполнения.
-- То есть конфликта с "Сент-Этьенном" нет?
- Нет, нормальный рабочий момент. Откровенно говоря, я думал, что французы более порядочны в бизнесе.
-- Как решать проблему предвзятого судейства?
- Это комплекс мер от воспитания судей, постепенного перевода их на профессиональную основу с соответствующей зарплатой.
-- Но вроде судьи и так неплохо получают...
- Я считаю, что мы идем правильным путем, чтобы судьям не давали "со стороны". Молодые судьи, которые хотят работать на перспективу, имеют очень хороший вариант. Они смогут получать 90 тыс. рублей за судейство одного матча. Останется 15 судей, и поверьте мне, весь этот шлак отпадет.
-- Сколько клубов в Высшей лиге занимаются грязными делами?
- Я думаю, 5-6 клубов в Высшей лиге стопроцентно занимаются. Результаты этих клубов необъективны. Опасность здесь идет от клубов, которые сами не зарабатывают деньги (они либо бюджетные, либо спонсорские).
Так называемым менеджерам этих клубов надо оправдать свое пребывание, а для этого им нужен результат любой ценой. Эти клубы очень опасны. Ты общаешься с президентом клуба (а он, как правило, либо вице-губернатор, либо мэр, либо крупный предприниматель), а он может всего этого и не знать. А вот менеджеру нужно любой ценой показать результат.
--Почему после первого круга у "Зенита" не было дозаявок?
- А зачем они? У нас, я считаю, одна из самых сильных команд в России. 8 человек играют в национальных сборных. Сила должна быть в стабильности, наигранности состава.
Работает наша система, "пирамида". Сегодня в дубле "Зенита" играют мальчишки 82-85 года рождения: Быстров, Васильев, Астафьев, Мещеряков. В "Зените-2" (наш фармклуб, бывший "Локомотив") играют 20-летние пацаны Акимов, Николаев, Иванов, Усов, Макаров.
Все для достижения успеха у нас есть.
-- Вы вели переговоры с Кириченко (нападающий "Ростсельмаша")?
- Кириченко продан уже давно. Это российская действительность. Кириченко продан, за него взяты деньги и на них существует "Ростсельмаш". По окончании сезона он будет, я думаю, в другом клубе.
Это вопрос трансферов. Многие футболисты принадлежат не клубам, а неизвестно кому. В этом опять отличие "Зенита". У нас все футболисты принадлежат клубу.
-- Вы согласны с тезисом, что в России нет хороших нападающих?
- Есть Кержаков, Попович. В Волгограде есть хороший парень Роман Павлюченко для нашей скоростной фланговой манеры игры. Нам он очень нравится, но "Ротор" не продает пока.
-- А Огородник (нападающий сборной Белоруссии) почему не играет в "Зените"?
- Играет за дубль. Пока не попадает в основной состав.
-- Что держит игроков в "Зените", если в Москве, допустим, платят больше?
- Цивилизованные отношения в клубе, уважение к футболистам. Их держит город, футбольная атмосфера. Можно получать в 2 раза больше, но жить в Элисте. Не все определяют деньги. А тех, кому главное деньги, давно уже в "Зените" нет.
-- Почему "Зенит" активно не продает футболистов?
- Есть две формулы продажи по отношению к ребятам. Первая - трудоустройство игроков, которые не проходят в "Зенит". Если мальчик играет в "Зените-2" 2-3 года и не проходит в "Зенит", то его уровень надо поднимать. Каждый год детская спортивная школа выпускает 15-20 человек.
Второе - трансферные контракты, с известными футболистами. В спортивном плане мы пока не можем сравниться с английским или испанским клубом. Вот Саше Панову сделали хорошее предложение. И мы согласились.
Такая работа ведется. В сезоне 2000 года мы отдали в российские клубы 8 футболистов (Худогов, Рогожин, Наумов и др.).
-- За счет чего в Москве столько клубов, если на них никто не ходит?
- За счет экономических возможностей. То, что никто не ходит - это уже другой вопрос. Футбол силен тогда, когда у него есть социальная основа.
Популярностью пользуются "Спартак", ЦСКА "Торпедо-ЗИЛ" и "Динамо".
- В 2001 году будем бороться за первое место?
- Будем делать все возможное, чтобы выигрывать каждый матч, а там придет и общий результат.
Подготовил Олег Анисимов.
Полный текст интервью Президента ЗАО "Футбольный клуб "Зенит" Виталий Мутко газете "Деловой Петербург" ("ДП" N133 от 30 июля 2001 года).