Бизнес Город Общество Круглые столы «Не муж подарил»: как женщины в Петербурге строят бизнес и ломают стереотипы

«Не муж подарил»: как женщины в Петербурге строят бизнес и ломают стереотипы

9 177
«Не муж подарил»: как женщины в Петербурге строят бизнес и ломают стереотипы | Источник: IStock.com/Chinnapong«Не муж подарил»: как женщины в Петербурге строят бизнес и ломают стереотипы | Источник: IStock.com/Chinnapong
Источник:

IStock.com/Chinnapong

Менее 30% всех малых и средних предприятий в мире принадлежат женщинам, а доступ к финансированию для них на 20–30% сложнее, чем для мужчин, — таковы данные Всемирного банка. В России, по данным ФНС, 41% предпринимателей — женщины. А исследование McKinsey сообщает, что 40% женщин сталкиваются с проблемами масштабирования бизнеса из-за различных ограничений и проблем.

Представительницы петербургского бизнес-сообщества, владелицы бизнеса в самых разных сферах — от салона до завода — собрались на круглом столе «Фонтанки» и рассказали об особенностях женского предпринимательства.

Источник: Михаил Огнев/ «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев/ «Фонтанка.ру»
Источник:

Михаил Огнев/ «Фонтанка.ру»

Мужское и женское

Деление отраслей на чисто мужские и женские все больше размывается. Можно продолжать считать, например, образование традиционно женской сферой, однако здесь работает достаточно много мужчин. Как отметила Ольга Владимирская, учредитель и директор ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа „Экспресс“», директор центра ДПО АНЭКС, никаких проблем и дисбаланса на работе не возникало.

— Опыт административной работы в государственной школе очень помог в управлении, — говорит она. — А кто находится в подчинении — мужчина или женщина, — не имеет значения. Сейчас у нас в организации 58 человек, из них восемь мужчин.

Куда сложнее, по ее словам, другая проблема — взаимодействия с официальными органами. И вот у нее нет гендерной принадлежности. Вопросы взаимодействия с государственными структурами возникают постоянно, но решаются не всегда так быстро, как хочется.

— Любого официального ответа приходится ждать по 2−3 месяца, меня это раздражает и напрягает, — говорит она. — А вопросы возникают постоянно, ведь мы все время расширяемся. У нас сначала была маленькая школа, сейчас уже четыре этажа в школе на Звенигородской улице. Со всем остальным как-то справляемся, но есть неизбежные вопросы, которые требуют взаимодействия с чиновниками.

— Наш регион позволяет бизнесу для женщин процветать: мы географически ближе к Европе, где атмосфера в этом плане более свободная, — продолжила Дарья Шаченок, генеральный директор ООО «Авто Менеджмент». — Я поездила по нашим регионам и могу сказать, что, особенно к югу, ситуация резко меняется: появляется больше и препонов, и каких-то шовинистических настроений. И то, что мы здесь в прекрасных условиях, показывает статистика: Петербург наравне с Москвой, Московской областью и Краснодарским краем входит в ТОП-регионов по количеству женщин — руководителей в бизнесе. В последнее время почему-то везде говорят про женский бизнес, но мне непонятно это гендерное различие. Скорее, надо говорить о разделении компаний по методу управления — бирюзовые, красные… Причем любая эта схема может управляться женщинами. Однако Россия также входит и в тройку лидеров по гендерным различиям в зарплатах, и тут стоит задуматься, почему это происходит. Я слышала как-то версию, что мужчинам платят за их потенциал, а женщинам — за опыт. Тогда непонятно, почему реальный опыт стоит дешевле ожиданий.

<p>Дарья Шаченок</p><p>Дарья Шаченок</p>

Россия входит в тройку лидеров по гендерным различиям в зарплатах, и тут стоит задуматься, почему это происходит

Дарья Шаченок

генеральный директор ООО «Авто Менеджмент»

— Раз мы претендуем на равенство с мужчинами, то не можем претендовать на какую-то особую поддержку, — продолжила Екатерина Агапова, генеральный директор клиники эстетической медицины DEGA. — В нашей стране, слава богу, не сталкиваемся с такими проблемами, как женщины в других странах. И речь не только про Восток — на Западе тоже есть свои проблемы. Например, «стеклянный потолок», то есть предел женского карьерного роста, — это как раз западный термин. Треть компаний в мире возглавляют женщины, но в России таких компаний больше 40%, причем они более устойчивы. Как участник нескольких бизнес-клубов, где 70–80% мужчины, скажу, что женщинам всегда достаточно много оказывается уважения и поддержки, но при этом есть и несколько несерьезное отношение. У меня клиника на 130 сотрудников, мы восемь лет на рынке. И поначалу многие считали, что у меня какой-то «салон красоты» — есть стереотип, что руководить салоном несложно. И только после визита в клинику люди меняли мнение, когда видели все своими глазами.

— Я тоже со стороны государства не вижу никаких препонов, — продолжила Оксана Колеганова, основатель сети салонов My Thai. — Бьюти-сфера, включая массаж и спа, по большей степени женская территория, но именно в тайской спа-истории есть собственники как мужчины, так и женщины. Проблема в другом: у меня перед глазами стоит известная картинка, где деловые мужчины и женщины изображены спринтерами на дорожке, только мужчины бегут на пустых полосах, а на дороге перед женщинами стоят препятствия в виде гладильных досок, сушилок для белья, плиты и т. п. То есть мы бежим в других условиях, и при ведении бизнеса у женщины все равно больше задач, так как надо сочетать все это с семьей. Женщина больше расфокусирована, но это не делает ее менее успешной.

— Наверное, каждый, кто начинал свой бизнес, сталкивался с обесцениванием — начиная от близкого круга, семьи, подруг, друзей и заканчивая любыми непрошеными советчиками, — говорит Ольга Артеменко, основатель агентства по продвижению и PR, студии подкастов «Конечно, да». — Я решила открываться в 2022 году, и только ленивый не пытался меня отговорить. И я сильно сомневалась, но сделала этот шаг. Прошло больше трех лет, и я вижу, что люди, которые меня отговаривали, так и остались на своих местах. Сейчас, когда ко мне приходят в продвижение женщины-предпринимательницы, они все очень уверены в себе, четко знают, чего они хотят и зачем. Но практически каждая третья признается, что испытывает давление со стороны партнеров-мужчин, хотя изначально договоренности были о равноправии: особенно это касается сферы спорта, общественного питания, ретейла. Это выражается в попытках продавить позицию, где важно приложить больше привычных усилий, или же напротив, «съехать», найти отговорку в ответ на предложенную идею. Много сил у женщин уходит на преодоление этого сопротивления.

Анжела Цапко, основатель и владелица детских садов «ЛУЧИК», поликлиника «ЛУЧ-Мед», благотворительного фонда «МЫ-ЗА!», привела статистику, согласно которой 38% россиян считают, что пол не влияет на бизнес, а вот 48% делят профессиональные сферы на мужские и женские.

<p>Анжела Цапко</p><p>Анжела Цапко</p>

Государство не разделяет бизнес на мужской и женский — и правильно делает.

Анжела Цапко

основатель и владелица детских садов «ЛУЧИК», поликлиника «ЛУЧ-Мед», благотворительного фонда «МЫ-ЗА!»

— Я считаю, что это стереотипы людей, которые абсолютно не относятся к миру бизнеса, — добавила эксперт. — Как руководитель нескольких организаций не вижу проблемы дисбаланса в государственной помощи — скорее есть проблемы внутри бизнеса. Я руководитель регионального отделения ассамблеи женщин-руководителей России — и каждый год, проводя конкурсы, слушаю новых конкурсантов, которых направляют губернаторы. Я поражаюсь, насколько на женских плечах лежит мужской труд — это фабрики, громадные машиностроительные заводы, сельское хозяйство, цветная металлургия. Поэтому государство не разделяет бизнес на мужской и женский — и правильно делает. Адресная поддержка оказывается по отраслям: например, образование, IT, туризм и так далее.

Екатерина Савицкая, сооснователь и бренд-менеджер косметического бренда Booster Bar, владеет и вторым, «мужским», бизнесом — производство изделий из алюминия, прямая печать на алюминии, фрезеровка. В последние годы она занимается бизнес-коучингом и видит, с какими проблемами бизнеса приходят как мужчины, так и женщины.

— На старте, на мой взгляд, женщинам сложнее, отчасти поэтому их процент в бизнесе меньше, — считает она. — Начинающего свое дело мужчину поддерживают все, к женскому же старту бизнеса относятся скептически. И давайте будем честны: женщина мужчину в его начинании поддержит всегда, а вот в обратном направлении поддержка идет далеко не в 100% случаев. И этот психологический аспект максимально влияет на баланс женщин в бизнесе. Кроме того, много женских бизнесов просто не входят в статистику — это хобби, какой-то хендмейд, выпечка, мастер-классы, то есть как будто «не настоящий», где команда, масштабирование, рост.

<p>Екатерина Савицкая</p><p>Екатерина Савицкая</p>

Женщина мужчину в его начинании поддержит всегда, а вот в обратном направлении поддержка идет далеко не в 100% случаев

Екатерина Савицкая

сооснователь и бренд-менеджер косметического бренда Booster Bar

Также эксперт в своей практике столкнулась с тем, что женщинам бывает сложнее управлять мужчинами, так как не все они могут принять руководство от женщины. Это не общая картина, но есть женщины-предприниматели, которым это тяжело дается.

— Конечно, мы разные. Женщины начинают бизнес не потому, что хотят кому-то что-то доказать. Скорее, они хотят что-то сделать для людей, для мира, реализовать свои мечты, — продолжила Екатерина Савицкая. — Мужчина же хочет доказать, победить, завоевать. Что касается масштабирования, здесь мяч на стороне женщин за счет их гибкости, готовности к помощи и изменениям, к признанию ошибок. Именно женщины на старте бизнеса чаще обращаются за поддержкой к психологам, коучам, они готовы обучаться, пробовать новое. Мужчины на это идут тяжелее.

— Если честно, жаловаться вообще не на что, — продолжила Юлия Филиппова, основатель и генеральный директор клиники «Центр подологии». — И я не сталкивалась никогда с особым отношением или поблажками мне как предпринимателю — ни от коллег, ни от проверяющих органов, ни от банков, ни от поставщиков. Но в рамках общения в социуме встречала некоторые стереотипы. Все эти вопросы: «Неужели у тебя свой бизнес? А откуда? Кто тебе его подарил?» — выдают устойчивое общественное убеждение, что бизнес женщина может только получить от мужчины: отца, мужа, партнера. Почему-то это первый вопрос, который задают, хотя человеку с собственным делом можно задать миллион других.

<p>Юлия Филиппова</p><p>Юлия Филиппова</p>

Все эти вопросы: «Неужели у тебя свой бизнес? А откуда? Кто тебе его подарил?» — выдают устойчивое общественное убеждение, что бизнес женщина может только получить от мужчины.

Юлия Филиппова

Основатель и генеральный директор клиники «Центр подологии»

Евгения Кудрина, сооснователь бренда KANE Professional, подчеркнула: в круге предпринимателей не задают вопросов, кто женщине подарил бизнес, потому что знают — даже если его и подарили, не факт, что этот бизнес получится.

— Мы занимаемся производством косметики. В бьюти-бизнесе я 20 лет, и здесь всегда было больше женщин, — говорит она. — У нас очень большая дилерская сеть по России, и когда собственники салонов красоты собираются вместе, я вижу: чем дальше регион, тем картина сложнее. На периферии в небольших городах женщины в бизнесе чаще всего сталкиваются с отсутствием поддержки семьи, обесцениванием мужьями и очень сильной конкуренцией, в том числе и женской. И в этом году я впервые услышала от мужчины заявление, что он должен зарабатывать больше, аргументируя это тем, что он же содержит семью, у него дети, ипотека. Даже в крупных корпорациях девушки — топ-менеджеры нередко говорят о том, что их гонорары и премии меньше, а рост внутри компании в основном мужской. И кто-то якобы это объясняет тем, что с мужчинами проще работать за счет их эмоциональной стабильности.

Эмоциональная нестабильность — это тоже стереотип, потому что мужчины точно так же нервничают, только меньше это проявляют, в итоге убивая здоровье раньше времени, полагает Виктория Нестерова, владелец и генеральный директор АО «Фирма Изотерм». По ее словам, просто есть люди, способные к бизнесу, есть неспособные, есть талантливые, а есть слабые, трусливые, мелкие, неумные, неинтересные. И это могут быть как женщины, так и мужчины.

Виктория занимается производством приборов отопления: медно-алюминиевые конвекторы, трубчатые радиаторы, чиллеры, драй-кулеры — всё, что отапливает и охлаждает жилые дома и промышленные объекты. Заводу с более чем 1,2 млрд рублей оборота тридцать пять лет, и она возглавляет его больше десяти. В своей отрасли Виктория является единственной женщиной — владелицей завода.

— Мы работаем от Калининграда до Владивостока и со всеми странами СНГ, — рассказала она. — При этом переговоры в Узбекистане, в Казахстане, с представителями Турции должны учитывать менталитет и национальные особенности. Например, турецких менеджеров шокирует, что глава завода — женщина.

— Мы живем в прекрасное время, когда у женщины есть выбор, — считает эксперт. — Убеждение «не мать — значит, не человек» уходит, позволяя женщине решать, чему посвятить свою жизнь и чему учиться. При этом сильные и умные женщины прекрасно совмещают и материнство, и работу.

По словам Виктории Нестеровой, женщине руководить мужским коллективом не так уж сложно. Она это знает точно: у нее в компании 86% мужчин. Главное — точно понимать: мужчина любит конкретные указания и четко действует, мужчина-подчиненный — это твой партнер.

— Мужчине очень важно уважать тебя как профессионала, — пояснила она. — И точно понимать, что ты не слабая и, если случаются форс-мажоры (например, когда в дверь стучит условная прокуратура), ты не закрываешь глаза и не падаешь в обморок, а первая идешь открывать дверь этой проблеме. Мужчины любят соревноваться, это тоже крайне важно использовать. Ну и главное — это управление на доверии и уважении.

<p>Виктория Нестерова</p><p>Виктория Нестерова</p>

Любой крутой руководитель, хоть женщина, хоть мужчина — никто без команды, партнеров, заказчиков и поставщиков.

Виктория Нестерова

владелец и генеральный директор АО «Фирма Изотерм»

— В современном бизнесе решает не гендер, а компетенции, лидерские качества и энергия, — уверена Лилия Кренцлер, управляющий партнер ГК «Эн-Системс». — В России, где реализуются масштабные инфраструктурные и промышленные проекты, важны профессионализм, способность мыслить стратегически и вести за собой команду. Современный бизнес развивается в мире, где технологии стремительно меняют правила игры, рынки становятся взаимозависимыми, а общество ценит не только прибыль, но и устойчивость, ценности, внимание к экологии и человеку. Важно умение создавать работающие системы и формировать команду, которая способна решать задачи любой сложности. Для меня как руководителя ключевое — не останавливаться в развитии, постоянно учиться и открывать новые горизонты для себя и команды.

Семейный баланс

Можно посочувствовать женщинам, в которых в самом начале не верили их близкие, говорит Ольга Владимирская. Потому что семья может стать не препятствием, а настоящей помощью в реальных бизнес-трудностях.

— Я открывала школу в 1998 году, через две недели случился дефолт, — говорит она. — Мой муж стал соучредителем, и оба сына тоже прошли все это вместе со мной. Мы поднимали школу вчетвером, не без проблем, но постепенно все наладилось. Сейчас к нам пришел работать внук, который заканчивает аспирантуру и будет директором школы — я передаю ему все дела. В нашем коллективе нет большого количества мужчин, но ему удалось привлечь молодых учителей. При этом у нас есть учитель, который работает уже 27 лет. Конечно, образование — не такой «настоящий» бизнес, но и управление в этой сфере требует необходимых знаний: я тоже закончила школу менеджмента и занималась маркетингом.

<p>Ольга Владимирская</p><p>Ольга Владимирская</p>

В целом нужно и можно выстраивать баланс без антагонизма между бытом и работой.

Ольга Владимирская

учредитель и директор ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа „Экспресс“», директор центра ДПО АНЭКС

— Во-первых, если правильно организовать свой день, можно успеть все, — говорит Виктория Нестерова. — Когда меня спрашивают, как я все успеваю, мне непонятно, чем можно заниматься, чтобы не успевать. Во-вторых, я не делаю то, чего не хочу. Если не хочу заниматься уборками и глажками, для этого есть специально обученные люди. И я могу себе это позволить, у меня есть помощники по хозяйству, что освобождает огромное количество времени. Еще лет семь назад мне могли сказать, что я «барыня», раз нанимаю помощниц, а сейчас это уже не «барыня», а необходимость при физическом отсутствии времени: когда ты на заводе в 8:30 — и неизвестно, когда твой день закончится.

— Я считаю, что как решишь, так и будет, — добавляет Юлия Филиппова. — Мне лично всё, чему я научилась в бизнесе, в семье только помогает: способность организовать разные процессы, делегировать, расставлять приоритеты. Если не быть начальником всегда и везде, а только частично применять эти навыки, это только плюс. И я не считаю, что невозможность совместить разные сферы жизни — это какая-то проблема. Есть много женщин, у которых нет никакого бизнеса, но им не удаётся выстраивать коммуникационные процессы в социуме или в семье.

— Я помню момент, когда четко ощутила баланс в позиции «семья или работа» и расставила приоритеты, исходя из ситуации. Я растила ребенка одна, и мне приходилось ее сажать на автобус до школы, так как нужно было быть в редакции очень рано утром, — продолжила Ольга Артеменко. — Да, прожив этот опыт, дочь стала самостоятельнее, а главное, поняла, почему так происходило. Я все чаще вижу: когда женщины в бизнесе решают перейти на следующий этап и масштабироваться, у них растет тревога: как успевать все в жизни? Слава богу, бирюзовая культура мягкого сопровождения все заметнее внедряется в производства и сильно на них влияет. Как и на поколение зумеров, которые хотят, чтобы на работе было удобно и она не заменяла собой всю остальную жизнь. И я смотрю на них — разве они не правы? На фоне этого буйства энергии от созидания, когда развиваются новые проекты, растет бизнес, скучные, однообразные задачи про уборку, стирку и готовку просто делегируются — это нормально.

— Наверное, все зависит и от самоорганизации, и от того, какие дети и семья, — говорит Оксана Колеганова. — Мой бизнес начал развиваться в первом декрете, и ребёнок был очень спокойный, у меня было время на всё. По мере роста детей огромное количество времени высвобождается. При структурировании задач у тебя есть время и на работу, и на себя, и на семью. И чем больше стаж, тем больше этого времени. Я и почитать, и поработать люблю одинаково — это все и называется жизнь. И при этом не могу быть только в семье или только в работе.

<p>Оксана Колеганова</p><p>Оксана Колеганова</p>

Я не могу быть только в семье или только в работе.

Оксана Колеганова

основатель сети салонов My Thai

— Если подумать, мой час времени стоит гораздо больше, чем час наемных помощников по дому, — говорит Екатерина Агапова. — И, конечно, я активно пользуюсь их услугами. Считаю, что и для мужа, и для детей очень важно видеть ценность женщины не в борщах и уборке. Дети с удовольствием и гордостью рассказывают своим однокурсникам, одноклассникам и друзьям не про пироги, а про то, чем мама занимается на работе. Мне хочется видеть результат своей работы: я закончила проект, я увидела результат, я приступаю к новому. В домашних делах этого результата нет никогда: посуда снова испачкается, еда съедается и так далее. Считаю, что очень важно показывать пример нашим детям, в том числе и девочкам, важности занятия именно любимым делом. Более того, стоит донести до них, как опасно становиться полностью зависимыми от партнера домохозяйками. И при этом я могу сказать, что семья — это очень большая поддержка нам, женщинам в бизнесе.

— Мне повезло, потому что вся моя семья в бизнесе, — продолжила Анжела Цапко. — То есть у нас семейное дело, и даже есть такая награда от Законодательного собрания Ленинградской области. Это правильный подход для того, чтобы передать бизнес и чтобы последующие поколения его продолжили. Нужно вовлекать детей как можно раньше — и я нередко беру внучку на работу. Она видит становление новых проектов и иногда играет в руководителя.

Речь стоит вести не столько о совмещении семьи и бизнеса, но и о том, как одно влияет на другое.

— С начала моего бизнеса по лизингу машин и автобусов в 2015 году показатели каждый год росли, — рассказала Дарья Шаченок. — Но в 2018 году вдруг случилась просадка. И поскольку у меня всё автоматизировано и оцифровано, я просто посмотрела на объёмы. Было плюс 20–30% ежегодно, а в 2018 году я увидела провал на 30%. Партнеры спрашивают: а что случилось? А просто в том году я родила и отказывалась от крупных международных мероприятий, выбрав материнство. При этом ни разу не пожалела. Со стороны проводить время с ребенком казалось таким естественным, а для бизнеса это стало достаточно существенным падением. Но, тем не менее, потом все восстановилось.

— Понятно стремление к гармонии, но есть моменты, когда ты развиваешь какой-то новый проект, горишь им. Вряд ли тебе в такое время хочется расслабиться, на танцы или почитать, — считает Евгения Кудрина. — Твой приоритет здесь, потом ты переключаешься на что-то другое. У меня есть определенное количество энергии, чтобы что-то сделать. Вот сейчас у нас масштабирование бизнеса, и я понимаю, что в данный момент там максимально включена. Через какое-то время эта энергия будет «выгружена» — смогу остановиться и погрузиться во что-то другое.

— Структурность и тайм-менеджмент прекрасно работают, но это вообще не мое. Люди разные, и я более хаотична, — поделилась Екатерина Савицкая. — Сначала я пыталась работать с психологами и коучами, чтобы справиться с прокрастинацией и неумением планировать, а потом решила жить с тем, что есть. Действительно, есть ассистенты и электронные инструменты, которые помогают структурировать мой день. И вообще, я заметила, что у женщин в бизнесе меняется мышление от «я должна» к «я хочу». Как будто бы невозможно делать то, что мы делаем, без баланса обязанностей и желаний. И было бы здорово, если бы все женщины к этому балансу приходили.

<p>Лилия Кренцлер</p><p>Лилия Кренцлер</p>

В современном бизнесе решает не гендер, а компетенции, лидерские качества и энергия

Лилия Кренцлер

управляющий партнер группы компаний «Эн-Системс»

— Стереотипы уходят в прошлое, — говорит Лилия Кренцлер. — Репутация и результаты всегда говорят громче. Главное — это профессионализм, умение брать ответственность и формировать стратегическое видение. Команда следует за тем, кто умеет принимать решения, объяснять их смысл. В этом проявляется стратег — не командир, а навигатор и вдохновитель. По мнению писателя и бизнес-консультанта Ицхака Адизеса, в современном мире женская энергия приобретает все большую важность, а мужская — утрачивает доминирующую позицию на протяжении многих веков.

Женская энергия — это не гендерный признак, а стиль мышления и поведения, ориентированный на объединение, созидание и заботу, в отличие от мужской энергии, где фокус на задачи и целеполагание. Автор считает, что в современном информационном обществе, где всё стремительно меняется, будущее за женской энергией, поскольку она способствует и созданию связей, и достижению результатов.

Их станет больше

Часть экспертов считает, что количество женщин в бизнесе вырастет естественным путем, другие — что этому процессу стоит помочь.

Если брать периоды десятилетий, то сейчас больше женщин в бизнесе, чем было 10 лет назад, а еще через 10 лет станет еще больше, отметила Оксана Колеганова.

— И первоочередным фактором, влияющим на формирование будущих бизнесменов, я считаю образование и личный пример, — добавила она. — Счастливые и успешные женщины в бизнесе — это жизненные примеры, на которые смотрят наши дети. И только хорошими примерами мы можем как-то на них повлиять.

Виктория Нестерова считает, что вообще ничего специально не надо делать. Есть люди, которые рождаются с определенными способностями, и раскрыть эти способности — задача системы образования. Однако требуется улучшать его качество: чтобы туда шли прекрасные педагоги на достойную зарплату, развивались профориентационные программы.

— Я очень много занимаюсь со школьниками профориентацией, приглашаю их к себе на завод, рассказываю и показываю, что промышленность — это круто, — продолжила она. — И каждый раз я отдельно обращаюсь к девочкам и прошу их ни в коем случае не планировать свою жизнь в зависимости от другого человека. Главное — собственная опора, образование, независимость, а заниматься каждая вольна, чем захочет. Когда я прихожу на открытые уроки в 9–11-е классы, обычно из 30 человек максимум трое точно знают, куда пойдут дальше. Как правило, они готовятся к этому с малолетства. Остальным еще надо помочь найти себя, в том числе и с помощью образовательной системы — с учетом имеющихся склонностей и талантов.

Ольга Владимирская напомнила о трех факторах развития личности: наследственность, среда и воспитание. Есть врожденные задатки, которые влияют на дальнейший путь, но ребенок находится в среде, на него влияют и близкие, и школа.

— В нашей школе мы решили выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и отказаться от классно-урочной системы, — рассказала она. — Тогда, в начале нулевых, у нас было немного сторонников, а сейчас эту систему используют достаточно часто. Мы помогаем детям выстроить собственную образовательную стратегию. Например, у нас появилась девочка, которая строит ракеты. Она собрала команду, нашла на помойке трубу — и собранная ими ракета победила в профильном конкурсе Роскосмоса. При этом она училась в классе с гуманитарным уклоном и очень там страдала. Развивать таких детей и направлять их талант в рамках классической классно-урочной системы крайне сложно. Но заметить склонности и поддержать их в первую очередь должны родители, а им сегодня все чаще не до детей — тут ипотеку бы выплатить. С этой девочкой пришел папа, он забрал ее из той среды и привел к нам. Ей очень повезло — сегодня она студентка Военмеха и занимается любимым делом.

Также эксперт рассказала об интересном тренде: сейчас очень много взрослых людей 30+ желают получить школьный аттестат и приходят для этого в школу.

— Чтобы поступить, например, в летные училища, нужен высокий средний балл, а у мальчишек он часто троечный, — добавила Ольга Владимирская. — Или женщины, отработавшие много лет парикмахерами, больше не выносят стоячую работу физически и хотят открыть свое дело. Но для него, например, нужно хотя бы среднее специальное медицинское образование, а поступить в колледж мешает школьный средний балл. Такая группа женщин и мужчин у нас есть уже четвертый год, мы их ведем.

— Как не каждый способен стать артистом балета, так и не каждый станет предпринимателем, — говорит Юлия Филиппова. — Кто-то, например, сразу начнёт с предпринимательства, кто-то пойдет туда из найма, кто-то поработает предпринимателем и опять уйдёт в наём. В общем, у каждого своя дорога — и нет никакого смысла в особых усилиях, чтобы было больше женщин-предпринимателей. Мне очень нравится, что сейчас очень много открытой информации. Доступно множество примеров, реальные проекты, можно посмотреть интервью, читать книги — найти вдохновение в чем угодно. Я думаю, что многие люди прекрасно себя реализуют в бизнесе даже при том, что у них нет перед глазами ярких примеров и каких-то особых условий, грантов и так далее.

<p>Екатерина Агапова </p><p>Екатерина Агапова </p>

Женщинам вряд ли стоит требовать что-то от государства, только потому, что они женщины.

Екатерина Агапова

генеральный директор и сооснователь клиники DEGA

Екатерина Агапова считает: все, что нужно, уже делается. Главное — изживаются общественные стереотипы.

— Мне нравится, что некоторые уважаемые учебные заведения создают специальные программы для женщин-предпринимателей. В том числе такая есть, например, в Сколково, 50% прошедших ее — это владелицы бизнеса, другая половина — топ-менеджеры. И наряду с навыками, которыми должна обладать предпринимательница, им еще рассказывают про то, как понять себя, как раскрыть свой потенциал и так далее. И, наверное, таких программ должно быть больше, потому что эмоциональный момент обучения крайне важен. Ну и, конечно, я с большой благодарностью отношусь к чисто женским бизнес-клубам, доступным независимо от оборота бизнеса.

Евгения Кудрина считает, что людям с предпринимательским потенциалом не хватает насмотренности и реального знания.

— Как бы ни было много крутых предпринимателей, которые дошли до каких-то оборотов, которые много лет на рынке, они на самом деле каждый день продолжают бороться со сложностями, — отмечает она. — Все привыкли видеть в соцсетях у блогеров успешный успех, но много кто приходит в предпринимательство и закрывается в первый год из-за неготовности к реальным проблемам. Чтобы получить от бизнеса какие-то «плюшки» — в основном свободу, за которой в него и идут, — надо понимать, что это не ковровая дорожка, а тернистый путь.

<p>Евгения Кудрина</p><p>Евгения Кудрина</p>

Прийти в бизнес не проблема — задержаться там проблема, причем для бизнесмена любого пола.

Евгения Кудрина

сооснователь бренда KANE Professional

Ольга Артеменко согласилась с тем, что среда и образование влияют на развитие в первую очередь.

— Два года назад я как продюсер и редактор проекта выпустила книгу Ольги Бармаш, лауреата Государственной премии РФ, «Архитектура и дети», — пояснила она. — Автор создала собственную методику, как архитектурными средствами изобразительного искусства воспитывать талантливых детей с художественными способностями. В архитектурной студии по этой методике дети учатся с 1985 года, и новые студии открываются по всему миру. И я заметила, что дети, окончившие такую программу, — другие: не только из-за развитого художественного мышления, но и потому, что из них получаются потрясающие управленцы. Они мыслят шире, видят сразу то, к чему мы приходили опытным путем. Я считаю, что такие вещи делают детей лучше и круче во всех смыслах.

И второй момент — эксперт считает, что пора перестать бояться говорить о себе и делиться опытом.

<p>Ольга Артеменко</p><p>Ольга Артеменко</p>

Важно «выходить наружу» и вводить моду на занятия теми профессиями, которые нравятся, а не престижными.

Ольга Артеменко

основатель агентства по продвижению и видеопродакшну «Конечно, да»

— Для этого я мечтаю открыть свою медиашколу и студию подкастов для подростков, — поделилась Ольга Артеменко. — Все мы так или иначе стесняемся проявить себя и рассказать о своем опыте. Но когда мы проговариваем вещи в кадре, то можем оценить себя в записи как человека со стороны. И рост с помощью камеры и записи виден сразу — и в том числе и в контексте бизнеса и продвижения.

— Я не согласна, что менять ничего не надо, — считает Дарья Шаченок. — А где мы бы сейчас были, если бы в Австрии не были посеяны зерна феминизма? Под лежачий камень вода не течет: все же нужно заявлять о себе и своих проблемах, иначе откуда государства будут знать, что нужно сделать? Нужно добиться, чтобы власти хотя бы спрашивали тех, кого их решения непосредственно касаются. А пока все чаще получается ситуация: «Мы вам помогаем, ну почему же вам не нравится?» Начните с вопроса: а чем помогать-то? У женского предпринимательства в России феноменальные успехи, оно развивается бешеными темпами. Но, тем не менее, всем женщинам вообще, а не только предпринимателям, помощь нужна на социальном и бытовом уровне: вопросы ипотеки, алиментов, образования — тут есть куда двигаться.

Екатерина Савицкая считает, что увеличение доли женщин в бизнесе, в том числе в высокотехнологичных проектах, неизбежно чисто статистически: женщин просто больше, чем мужчин. Социальный план сейчас таков, что действительно становится нормой приглашать клининг, ассистента, няню, домработницу или гувернантку. Это высвобождает женский ресурс «на законных основаниях». Детям, которые видят, что это нормально, будет легче сделать шаг в бизнес, потому что их не будут обременять навязанные стереотипы. И, возможно, лет через пять-десять соотношение в бизнесе будет с перевесом в пользу женщин.

— Когда моей компании было три года, режим работы 24 на 7 вымотал настолько, что я вынуждена была с выгоранием обращаться к психологу и хотела бросить любимый бизнес и продукт, у которого на тот момент было уже много поклонников, амбассадоров, — добавила эксперт. — Неумение делегировать на этом этапе я называю синдромом ИПэшника: мы не можем сделать шаг для роста и начать отдавать задачи, которых становится все больше. Те, кто не смог пройти этот этап, либо так и не выводят свой бизнес за рамки небольшого ИП, либо вовсе уходят с рынка, перегорев.

Анжела Цапко напомнила о важности профориентации как фактора раннего направления на бизнес-стезю.

— Если человек рождается с задатками, это видно уже в средней школе, а то и раньше, — говорит она. — Если ребенок — самородок, но родился не в той среде, мы его потеряем. И я думаю, что бизнес-образование надо начинать со школ, проводить бизнес-тренинги, выезды. После школы готовить бизнесменов уже поздно. Если 2–3 года заниматься с талантливым ребенком в школе, то и дальнейший выбор профессии, вуза, направления практически уже выдвинет его на путь предпринимательства.

По словам Лилии Кренцлер, задача государства — формировать равные условия и поддерживать инициативы, которые укрепляют экономику России. Речь идет о вкладе в будущее страны, и здесь решает не пол, а результат.

— Всё начинается с образования и практики, — полагает она. — Если девушки будут чаще видеть реальные примеры женщин в инженерии, науке, IT, они будут смелее идти в эти сферы. Разница между людьми часто в том, что одни ищут способы, другие — оправдания. Первые видят возможности, вторые — причины не действовать. Будущее нашей страны строят сильные лидеры — профессионалы, которые работают на развитие промышленности, транспорта, науки и социальных сфер. Акцент сместился от «женского» и «мужского» бизнеса к просто сильному бизнесу. Россия опирается на людей, обладающих внутренней силой, стратегическим видением и готовностью работать над достижением поставленных целей. Именно такие лидеры определяют лицо будущей экономики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE8
Смех
TYPE_HAPPY15
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5