Город Больше надежда, чем вера. В Петербурге разворачивают стройку метро в двух направлениях

Больше надежда, чем вера. В Петербурге разворачивают стройку метро в двух направлениях

75 142
Больше надежда, чем вера. В Петербурге разворачивают стройку метро в двух направлениях | Источник: Сергей Коньков / «Фонтанка.ру»Больше надежда, чем вера. В Петербурге разворачивают стройку метро в двух направлениях | Источник: Сергей Коньков / «Фонтанка.ру»
Источник:

Сергей Коньков / «Фонтанка.ру»

Петербургские власти отчитались о небывалом — в городе одновременно работают пять проходческих щитов для тоннелей метро, а скоро будет шесть. С их помощью собираются смешивать коктейли из различных технологий строительства, но все, как обычно, упирается в проектирование.

Поговорим о Вере

На рекорд вышли накануне. Губернатор Александр Беглов с куском кембрийской глины в руках на глубине более 60 метров дал старт сразу двум щитам от площадки на Обводном канале, где строится Красносельско-Калининская (шестая, коричневая) линия метро и где появится станция «Каретная».

Первый участок Красносельско-Калининской линии «Казаковская» — «Путиловская» планируется — по крайней мере пока эти планы не отменяли — открыть в 2025 году. Проходка следующего участка от «Путиловской» до «Каретной» полноценно началась только что. На нем появятся станции «Броневая», «Заставская» и «Боровая», «Фонтанка» показывала, как они будут выглядеть. Недавно «Метрострой Северной столицы» выбрал подрядчика по строительству наклонных ходов к станциям.

Один — новый с Обуховского завода — пополз на юго-запад от будущей «Каретной» до «Путиловской». Это щит диаметром 5,6 метра, названный «Вера», он будет прокладывать один из двух тоннелей. Навстречу ему ползут два старых метростроевских щита 1975 и 1979 года: они строят два тоннеля на участке «Путиловская» — «Каретная». Один из них встретится с «Верой», другой — со вторым новым обуховским щитом, который вскоре составит ей компанию и пойдет параллельно. По словам Беглова, он тронется в путь в январе–феврале 2026-го.

На самом деле это «Вере» и ее пока безымянному товарищу требуется церемония запуска. Два старых щита на «Путиловской» уже давно были готовы копать, ждали разрешения на строительство участка. Его выдали только на днях.

Второй запущенный накануне щит чуть помоложе, 1990 года производства. Тут не до романтических наименований, он просто «щит номер шесть». Его реконструировали и также по слову губернатора отправили в рейс. Но не к «Путиловской» вместе с «Верой», а в обратном направлении — на север к будущему выходу со станции метро «Лиговский проспект-2» и одновременно — ко второму выходу со станции «Лиговский проспект».

«Фонтанка» подробно объясняла идею: открыть выход надо в 2028 году, так как он должен привести пассажиров к строящемуся терминалу ВСМ Петербург-Москва. Пока речь идет именно о том, чтобы направить сюда людей с Лахтинско-Правобережной (четвертой, оранжевой) линии; коричневая же линия дойдет сюда полноценной станцией «Лиговский проспект-2» позже. Но один тоннель туда надо строить сразу по-взрослому, с камерами съездов. Этим и займется 35-летний щит.

«Такая порода, видите, какая твердая, — говорил Беглов журналистам. — Мы вгрызаемся в нее, чтобы проложить метро. Сегодня работает уже пять щитов, такого никогда не было в нашем городе».

Может показаться, что губернатор обсчитался, но нет. На коричневой линии теперь работают четыре щита и ожидают пятый. Но одновременно строится Невско-Василеостровская (третья, зеленая) линия метро от «Беговой» до «Каменки». Это полный антипод истории на юго-западе. Если там один участок линии прокладывают четыре щита (два тоннеля по два комплекса на каждом навстречу друг другу), то здесь — один.

Дело в том, что на зеленой линии задействован единственный метростроевский двухпутный щит «Надежда», диаметром вдвое больше, чем та же «Вера». Он сразу строит один большой тоннель под оба направления движения поездов, а не два отдельных. Так что да, номинально сейчас и правда пять щитов строят метро в Петербурге, а скоро (когда от «Каретной» к «Путиловской» пойдет параллельно «Вере» еще один обуховский) будет шесть.

Жителям, которые не согласны мерилом работы считать усталость, конечно, лучше бы предъявить новые станции, а не щиты, но процесс пошел. В каких-то мечтах можно было бы навстречу «Надежде» запустить такую же, к примеру, «Любовь» (неоригинально, но принцип наименования у метростроевцев тоже понятен) и радикально ускорить все. Но даже однопутные щиты — штучный товар, что уж говорить про большие.

Фиолетовый Ла-Манш

По словам главы «Метростроя Северной Столицы» Дмитрия Васильева, тоннель на зеленой линии закончат сооружать в феврале. После этого «Надежда» освободится, и ее можно будет перекидывать на новые участки. Но это должен быть специфический проект. Ту же коричневую линию в обозримой перспективе будут строить однопутными тоннелями, и только за «Полюстровским проспектом» их могут «свести» в один. А это, простите, не 2026 год. И вообще хорошо, если ближайшее десятилетие. В теории, двухпутный щит можно использовать на еще одном неблизком по срокам участке — оранжевой линии за «Морским фасадом» к «Лахте». Или на участках к депо — например, за «Кудрово».

Но это прикидки, а Васильев был конкретен: «Надежду» перекинут на Фрунзенско-Приморскую (пятую, фиолетовую) линию. Недавно реанимировали (по крайней мере на уровне проектной документации) ее продление от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта». Однако предположить, что именно туда отправится «Надежда», мешает несколько обстоятельств. Во-первых, там уже построен однопутный задел примерно до Ольховой улицы. Во-вторых, и «Комендантский проспект», и будущий «Шуваловский проспект» — станции глубокого заложения с островной платформой; соединять их двухпутным тоннелем — такого в России еще не делали.

Между тем город уже заглядывает дальше, за «Шуваловский проспект». «Фонтанка» рассказывала о спорах вокруг этого участка до «Коломяжской» и «пропавшей» с него станции «Каменка» (не путать с зеленой станцией «Каменка», которую как раз строят). Может показаться, что они преждевременны. Но вообще-то эксперты и раньше говорили, что идея построить только «Шуваловский проспект» уже не актуальна, так как новое жилье «уползло» на север, и строить надо сразу весь хвост до «Коломяжской».

По данным «Фонтанки», у «Метростроя Северной столицы» концептуально план именно такой. Понятно, что разобьют на контракты, но, по сути, фиолетовый участок начнут строить с двух сторон: двухпутным участком от «Комендантского проспекта» на север и однопутным от «Коломяжской» на юг. Вот на втором и ждут «Надежду»: она начнет заглубляться от наземной «Коломяжской» до мелкой «Магистрали 31» и пройдет часть пути до глубокого «Шуваловского проспекта».

Для того, чтобы начать строительство двухпутного участка, нужно будет соорудить монтажную камеру и построить шахту № 609 (примерно на пересечении Комендантского и Глухарской). Это от полутора до двух лет, так что к тому времени освободится пара щитов из тех, что сейчас тронулись на коричневой линии.

«Надежду», как можно судить по словам Васильева, начнут перевозить в стартовый котлован для фиолетовой линии примерно с середины следующего года (с учетом разукомплектации). Если предположить, что все проекты планировки и сами проекты без сучка и задоринки пройдут экспертизу и будут запущены в стройку, то «Надежда» свой двухпутный участок пройдет даже раньше и придет в демонтажную камеру еще до того, как к ней доберутся однопутные тоннели. В районе этой камеры они и перейдут в двухпутный.

Это — как хотят. Какие средства и на какие станции на практике заложены в трехлетний бюджет Петербурга — читайте здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE12
Смех
TYPE_HAPPY39
Удивление
TYPE_SURPRISED1
Гнев
TYPE_ANGRY10
Печаль
TYPE_SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
105
Гость
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5