
В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
После убийства Павла I полотна передали из замка в Академию художеств, а оттуда в середине XIX века — в Эрмитаж, где реставраторы более прочно натянули их на подрамники и заделали прорывы. В 1897 году «Взятие Казани» и «Призвание Михаила Фёдоровича» передали в Русский музей, а когда в 1990-е Михайловский замок стал частью комплекса ГРМ, встал вопрос о возвращении картин в зал, для которого они были созданы. Ну а чтобы вернуть, полотна надо привести в порядок, ведь полноценной реставрации за примерно 225 лет они не знали.
Композиции Угрюмова парные, но выглядят по-разному: «Взятие Казани» темнее и «шершавее», «Призвание Михаила Фёдоровича» ярче, блестит и всё в трещинках. Впрочем, «трещинок» хватает на обеих вещах, только вот появились они в силу разных причин. И конечно, в ходе химических, лабораторных и технологических исследований специалисты уже узнали некоторые секреты картин.
«Особенно это касается „Призвания Михаила Фёдоровича“, — показывает руководитель проекта реставрации картин Угрюмова, ведущий художник-реставратор станковой масляной живописи Русского музея Ольга Клёнова. — В Третьяковской галерее хранится эскиз этой работы, где в качестве фона выступает не иконостас, как в данном случае, а портик с тонкими колоннами коринфского ордера. И мы нашли в нашем полотне на уровне рисунка и, возможно, гризайльно прописанных капителей следы того замысла. Между тем вы видите, что художник остановился на изображении иконостаса, и красочный слой выглядит абсолютно единым, как будто написано alla prima (за один сеанс. — Прим. ред.). В этом большое мастерство художника».

Картина Григория Угрюмова «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года»
«Взятие Казани», по словам Ольги Юрьевны, в худшем состоянии. Кроме того, картина выглядит темнее и «суше» из-за грунта, который использовал художник. Возможно, «Взятие Казани» Угрюмов писал первым и ему не понравилось, как коричневый грунт с добавлением мела и гипса делает живопись «жухлой», вбирая масло, и он решил в следующей работе использовать более дорогой масляный грунт цвета слоновой кости со свинцовыми белилами. Поэтому и стареют картины по-разному, и у каждой свои «болячки».

«Взятие Казани 2 октября 1552 года»
«На картине „Взятие Казани“ есть очень серьезные повреждения красочного слоя в виде сседаний, это такие приподнятые „грядки“, которые постепенно обрушаются. Они появляются из-за „сжимания“ масла и его выпирания наверх, — продолжает Ольга Клёнова. — С картиной это происходит давно, и некоторые участки уже тонировали, поэтому сейчас тонировки стали видны. Чтобы устранить сседания, мы будем применять новейшую методику, разработанную в ГосНИИР (НИИ Реставрации) в Москве. Она предполагает использование синтетического клея: мы уже применяли ее в работе с другими картинами, она хорошо себя зарекомендовала».
Для того чтобы клей попал, куда нужно, картину необходимо расчистить от слоев старых пожелтевших лаков. Их только на памяти Ольги Клёновой в XXI веке нанесли два — перед выставками, чтобы картина выглядела посвежее. Возможно, есть и слой лака, которым вещь покрыли при реставрации в Эрмитаже в XIX столетии. Далее, под лаками и красочным слоем, разные не только грунты, но и холсты.
Холст, на котором написано «Призвание Михаила Фёдоровича», хуже по качеству, и «трещинки», которые всякий зритель видит невооруженным глазом, — это изломы. Ведь главный процесс «внутреннего старения» картин — окисление. Окисляются лаки с натуральной смолой в составе, окисляются натуральные растительные масла и окисляется холст, так как он состоит из натуральных растительных волокон. В случае с «Призванием Михаила Фёдоровича», по словам Ольги Клёновой, речь не о том, что грунт покрывает холст, а о том, что грунт в холст вжился. Масляный грунт на дистанции ведет себя жестко: масло впитывается в холст, это делает картину хрупкой, в полотне возникают прорехи.






После расчистки и заполнения специальным клеем трещинок в красочном слое специалисты укрепят живопись, удалят пластыри с тыльной стороны и реставрационные кромки, дублируют холсты. Новые полотна уже прибыли в музей, как и подрамник размером пять на шесть метров. Также в зале открытой реставрации по-прежнему находится комплекс «Орбита» — разработка Третьяковской галереи, которую изготовили специально для Русского музея. В ГТГ таких комплексов, по словам Ольги Клёновой, уже пять или шесть. Они максимально удобны для реставраторов: эргономичны, оснащены ультрафиолетовым светом и даже магнитами для инструментов, которые таким образом не падают, даже если вырвались из рук.
«Никому скальпель на ногу не упадет», — комментирует чудеса техники Ольга Юрьевна. Интересно, что «Орбита» не предполагает подъем более чем на три метра. Ольга Клёнова поясняет, что для работы на высоте больше трех метров музейным специалистам нужно разрешение медицинской комиссии, которое есть даже не у всех такелажников. Поэтому картины высотой 510 см будут поворачивать набок, чтобы реставраторы могли работать со всей поверхностью.
Полотна Угрюмова — академические, масштабные, выстроенные, фантазийно-исторические и так по-разному «повзрослевшие» — после реставрации вновь образуют пару в Воскресенском зале Михайловского замка. Именно для того чтобы они хорошо смотрелись вместе, реставраторы будут приводить их к «общему знаменателю». Процесс займет два года: начнут с «Призвания Михаила Фёдоровича», а в феврале 2026 года приступят к «Взятию Казани». Ну а после картины вернутся в Воскресенский зал — тот самый, который Винченцо Бренна спроектировал для балов и официальных приемов и в котором в марте 1801 года тело Павла I выставили для прощания.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».
















