Финансы 100 лет Маргарет Тэтчер — низвергательнице британского социализма

100 лет Маргарет Тэтчер — низвергательнице британского социализма

8 237
100 лет Маргарет Тэтчер — низвергательнице британского социализма  | Источник: ИТАР-ТАСС / Архив100 лет Маргарет Тэтчер — низвергательнице британского социализма  | Источник: ИТАР-ТАСС / Архив
Источник:

ИТАР-ТАСС / Архив

13 октября исполняется 100 лет со дня рождения Маргарет Тэтчер — «железной леди» Британии, первой женщины на посту премьера.

Наивный наш человек спросит: а разве в Великобритании был социализм? Его наивности не стоит удивляться, ибо он привык считать (как ему сказали), что социализм — это СССР и так называемые братские страны. В Западной же Европе — гримасы капитализма.

На самом деле после II мировой войны и Западная Европа оказалась втянута в социализм. Но это был тот социализм, о котором в свое время говорили меньшевики, путь к которому открыт лишь самым развитым капстранам через социал-реформизм. Большевики, сделавшие ставку на мировую революцию, громили их как ренегатов и оппортунистов. И разгромили. Однако в России, а не в Великобритании.

У последней была долгая история социалистического движения. Началась она с Фабианского общества, названного по имени римского полководца Фабия Кунктатора (Кунктатор — это полученное им прозвище за выбранную неспешную тактику борьбы с Карфагеном и означает «медлительный»). Из его идей выросла Лейбористская партия, которая получила возможность провести просоциалистические реформы, победив на выборах 1945 г. возглавляемых Уинстоном Черчиллем консерваторов.

Началась широкая волна национализации. Банки, гражданская авиация, горнодобывающая промышленность, телекоммуникации, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, электроэнергетика и газовая промышленность, металлургия. Всего было национализировано примерно 20% экономики страны. Как ни странно, вернувшиеся к власти в 1951 г. консерваторы все это сохранили.

Не меньшей бедой были и британские профсоюзы, которые особенно разошлись в 70-е гг. прошлого века. Постоянные забастовки с требованиями повышения заработной платы раскрутили инфляционную спираль «зарплаты — цены». К моменту прихода к власти консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер в 1979 г. инфляция измерялась двузначной цифрой. Бюджет был вынужден дотировать убыточные госпредприятия. Дело дошло до того, что потребовалась помощь МВФ, доселе никогда не предоставлявшаяся ни одной развитой стране. Гостей Лондона встречали неубранный мусор и гаснущее электричество. Казалось, что ситуация безвыходная.

Однако она была таковой только в случае продолжения строительства «социализма с британским лицом». Для того чтобы в полной мере оценить заслуги Тэтчер, следует заметить, что предыдущее консервативное правительство, Эдварда Хита (1970–1974), со слов Тэтчер, «почти реализовало самую радикальную форму социализма». Вот тебе и консерваторы! Но совсем не таким консерватором была Тэтчер.

Приватизация. Если читатель думает, что моду на нее ввел Анатолий Чубайс, то жестоко ошибается. К тому времени, когда Тэтчер покинула пост премьер-министра в 1990 г., государственный сектор только в промышленности сократился на 60%. Были приватизированы также British Airways, British Telecom и Royal Mail. Примерно каждый четвертый житель стал владельцем акций. И — внимание! — государственное жилье было продано арендаторам, что создало миллионы домовладельцев (потом в России повторили этот ход, но отдали жилье бесплатно).

Профсоюзы. Тут развернулась настоящая война. Во главе ее шли профсоюзы шахтеров. При этом три четверти шахт работали в убыток. Забастовщики не соглашались на компромиссы и вели себя очень агрессивно. Забастовка длилась год. Все предыдущие правительства не выдерживали давления шахтеров и месяц. Тэтчер же дождалась, пока у профсоюза кончились деньги. Итог: власть профсоюзов была сломлена — в год ухода ее с поста премьер-министра число членов профсоюзов сократилось на треть по сравнению с годом вступления в должность и их политическое влияние заметно ослабло. Кто сейчас встречает упоминание британских профсоюзов в заголовках новостей?

Дерегуляция. Вред рыночной экономике приносят не только государственные предприятия, но и избыточное регулирование. Тэтчер отменила валютный контроль и контроль за движением капиталов, ограничения на деятельность иностранных банков. В результате этих и ряда других мер Лондонская фондовая биржа стала вторым мировым финансовым центром, лишь немного уступая Нью-Йоркской.

Налоги. До Тэтчер Великобритания была страной с самой высокой предельной налоговой ставкой для физлиц (98%). Помню, как еще студентом читал в британской прессе (по газете английских коммунистов Morning Star мы сдавали переводы) о том, как солист гремевшей тогда группы Led Zeppelin Роберт Плант просчитался с днями пребывания в родной стране и в ужасе прямо в аэропорту развернулся и помчался на первый попавшийся самолет, вылетавший за пределы Туманного Альбиона. Верхняя ставка налога была снижена до 40%. Однако и в низших разрядах она сократилась с 33% до 25%.

Государственные финансы. Снижение ставок привело первоначально к обострению дефицита госбюджета. Пришлось повысить НДС с 12,5% до 15% (не до 22%, как сейчас в России). Однако, несмотря на ангажированные расчеты левых экономистов — Тома Пикетти и его последователей, — кривая Лаффера все-таки работает. Можно снизить налоговые ставки, но в сумме по абсолютной величине собрать больше налогов. И это блестяще доказало правление Тэтчер. В 1978 г. дефицит составлял 4,4% ВВП. Десятилетие спустя наблюдался профицит — невиданное ныне явление, — равный 1,6% ВВП. Государственный долг сократился с 54,6% ВВП в 1980 г. до 40,1% ВВП в 1989 г.

Благосостояние. О массе новых владельцев акций и жилья уже упоминали. В то же время положительно отразились реформы и на реальных зарплатах промышленных рабочих. За период с 1979 г. по 1994 г. (правление консерваторов продолжалось до 1997 г.) они выросли на 25,8%, тогда как в Германии и Франции за тот же период на 2,5% и 1,8% соответственно.

Наследие Тэтчер сказалось на дерадикализации британских социалистов. Лейбористская партия, правящая в 1997–2007 гг., внесла изменения в свою программу British Road to Socialism (Британский путь к социализму) и больше не требовала национализации. Все, что успели приватизировать консерваторы за 18 лет правления, осталось приватизированным. На прорыночные позиции перешли и немецкие социал-демократы под руководством Герхарда Шрёдера.

Тэтчер дала толчок приватизации во всем мире. Правительства более чем 100 стран запустили программы приватизации, приватизировав государственные предприятия более чем на 3,3 трлн долларов. Большое влияние британская приватизация оказала и на приватизацию в постсоциалистических странах, в том числе и России. И уж не вина Тэтчер, что в России частная собственность оказалась по большей части лишь маскировочным халатом для неформального государственного (бюрократического) владения активами.

Что привело Тэтчер к неудаче в 1990 г.? В частности, многие отмечают попытку введения poll tax (налога на избирателя), который в заданной сумме обязан был платить каждый зарегистрированный избиратель независимо ни от чего. Люди стали «выписывать» себя из списка избирателей, и заодно поднялись невероятные по своей массовости протесты. Для сохранения доминирования консерваторов в Палате общин Тэтчер пришлось подать в отставку.

Тем не менее не будем все сводить к этому эпизоду. Народ готов терпеть прорыночного реформатора только относительно короткий период, призывая его к власти лишь тогда, когда все в экономике хуже некуда. Все испробовано и ничего не помогает. Но как только самое тяжелое остается позади и появляются ростки благополучия, народ расслабляется и снова ищет того, кто начнет обещать и давать ему незаработанные блага.

Сегодня снова наблюдается острый кризис социального государства, отягощенный нашествием незаконных мигрантов. Лейбористское правительство Кира Стармера демонстрирует полную некомпетентность и беспомощность. Явится ли спасительница в лице новой «железной леди», как называли Тэтчер? Не уверен.

Новый лидер консерваторов — чернокожая Кеми Баденок — демонстрирует склонность к трампизму. Однако вряд ли такая позиция будет популярна у избирателей. Кроме того, у нее есть сильный конкурент почти на том же электоральном поле — новообразованная партия Reform UK Найджела Фараджа. Впрочем, британское общество ныне пребывает в таком плачевном состоянии, переживая раскол и непримиримость, что всякое может произойти. Следующие выборы будут интересными.

Завершая, можно сказать, что если бы Тэтчер видела нынешние корчи Британии, она, конечно бы, сильно расстроилась. Не о такой стране она мечтала, не ради такой страны сражалась 11 лет с левыми радикалами и побеждала. Однако вряд ли все было зря. Самое главное: она осталась символом возвращения к нормальности, от которого разного рода «политкорректным» и озабоченным тотальным контролем политиканам становится не по себе. А это уже много.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE68
Смех
TYPE_HAPPY5
Удивление
TYPE_SURPRISED3
Гнев
TYPE_ANGRY10
Печаль
TYPE_SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
146
Гость
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5