
С 2026 года многим селлерам маркетплейсов придется платить сразу два налога, оба из которых называются НДС: обычный 22% и «импортный» 5% (для начала). Кроме, собственно, налоговых отчислений, у торговцев существенно возрастут расходы на администрирование и риски нарушений, что лишит их единственного конкурентного преимущества — экстремально низких цен.
Широко развившийся за последние пять лет бизнес по торговле на маркетплейсах, в котором работают сотни тысяч россиян и крутятся триллионы рублей, подходит к стадии взросления. Новые правила, формулируемые как маркетплейсами, так и государством, лишают мелкого интернет-лавочника преимуществ не только перед большими игроками, но и перед офлайновой торговлей в магазинах.
За этим неизбежно последует укрупнение этого рынка и трансформация, при которой главную роль на маркетплейсах станут играть относительно крупные торговцы, а у частников останутся лишь узкие ниши.
Справка
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка электронной коммерции в 2024 году вырос на 41% и достиг 9 трлн рублей. За 2023 и 2024 годы маркетплейсы Wildberries, OZON, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» обработали около 5 млрд заказов.
Подготовленный Министерством финансов РФ и уже внесенный в Госдуму законопроект предусматривает увеличение основной ставки НДС до 22%, а также признание плательщиками этого налога микропредприятий с годовым оборотом от 10 млн рублей («Фонтанка» подробно писала об этом). До сих пор эта обязанность была лишь у тех, кто наторговал за год больше чем на 60 млн.
Вторая гайка — отмена льготы для физлиц на ввоз зарубежных товаров. Сейчас любой гражданин может купить что-то за границей без уплаты пошлины, но исключительно для собственных нужд и в пределах 200 долларов. Однако Минфин на днях вынес на общественное обсуждение проект закона, по которому покупка через маркетплейс будет в любом случае облагаться налогом. Речь о так называемом импортном НДС, который сейчас платят все юрлица, ввозящие импортные товары для продажи в России, в том числе крупные ретейлеры. Именно они, кстати, уже много лет указывают на несправедливость этого положения вещей, из-за которых товары в магазинах оказываются заведомо дороже, чем на маркетплейсах.
Обманчивая упрощенка
Впервые НДС для применяющих упрощенную систему налогообложения ввели с начала этого года. Для компаний с годовым оборотом от 60 млн до 250 млн рублей установили льготную ставку в 5%, от 250 до 450 млн — 7%. Зарабатывающим менее 60 млн в год разрешили пока не платить один из самых обременительных и сложных налогов.
Причем представители финансового и фискального ведомств не отрицали, что в перспективе этот лимит может даже обнулиться — платить НДС обяжут всех. Но проводить такую шоковую реформу решено поэтапно: с будущего года вводится налогообложение добавленной стоимости компаний с годовой выручкой от 10 до 60 млн рублей. По оценке Минфина, это затронет 11,4% малого бизнеса, а доля уплачивающих НДС пользователей «упрощенки» увеличится в три раза. Денежный эффект для бюджета от этой меры — 200 млрд рублей.
Наиболее чувствительно реформа отразится на сфере торговли, которой занимается большинство малых предприятий. Выбрав льготную пятипроцентную ставку НДС, они лишаются права на вычет так называемого входного налога, уплаченного поставщикам продаваемых товаров или связанного с текущими затратами (за аренду, энергию, иные ресурсы). То есть налог на добавленную стоимость фактически превратится в налог с продаж, удерживаемый со всей выручки.
Безответственный посредник
Еще в более сложной ситуации окажутся селлеры — компании и индивидуальные предприниматели, торгующие через маркетплейсы. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на них приходится 67% электронной торговли.
Схема работы цифровых площадок крайне запутанна, условия меняются её владельцами порой несколько раз в месяц и в большинстве случаев ограничивают права селлеров. Юридически они выступают продавцами, хотя покупателей не видят и даже о них не знают (в отчетах персональные данные частных заказчиков или реквизиты корпоративных не раскрываются). Маркетплейс оказывает им — по бумагам — лишь информационные услуги и именно за них получает комиссию.
Налогооблагаемый доход селлера рассчитывается по принципу брутто: «В выручку включается вся стоимость проданных товаров без вычета комиссий или штрафов. Wildberries берёт от 5 до 30%, OZON и „Яндекс.Маркет“ — примерно 5-20%», — пояснил «Фонтанке» работающий на маркетплейсах директор мебельной фабрики Alderson Игорь Холкин.
На необходимость включать в выручку полную уплаченную покупателями стоимость товара указывает и руководитель корпоративной практики Nordic Star Антон Борисюк: «В то же время удерживаемые площадкой комиссии можно включить в расходы. А вот если компания применяет УСН и уплачивает налог с доходов, он определяется по принципу нетто — чистая поступившая на счет сумма после всех удержаний».
Таким образом, налоговая нагрузка для большинства селлеров возрастет в несколько раз и может сделать бизнес нерентабельным. Например: компания с годовым оборотом в 12 млн рублей применяет «упрощенку» по принципу «доход минус расходы» (15%), торговая наценка составляет 20%, столько же — комиссия маркетплейса. В настоящее время в бюджет она платит единый налог — примерно 6% от объема продаж. С 2026 года — за счет 5-процентного НДС отчисления увеличатся почти в два раза.
Бухгалтер, милый мой бухгалтер
К плательщикам НДС предъявляются новые требования по учету. По словам начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС Марины Бакчеевой, при превышении лимита (60 млн в этом году или 10 млн — в будущем) у компаний появляется много новых обязанностей.
«Нужно выставлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж, а при ведении посреднических услуг — журнал учета полученных и выставленных счетов. НДС уплачивается по итогам квартала тремя платежами каждый месяц. Ежемесячно по телекоммуникационным каналам связи [в электронном виде] представляется декларация. Если она подана на бумаге, то считается непредставленной», — пояснила Марина Бакчеева на конференции «Такском».
Консультанты утверждают, что оформлять каждый заказ не требуется. «При продаже товаров маркетплейсом физическим лицам счет-фактура селлером не выставляется, а в книге продаж реализация отражается одной строкой на основании отчета маркетплейса за месяц или квартал», — полагает советник налоговой практики Адвокатского бюро Q&A Александра Бирюкова.
«На основании отчета электронной площадки можно фиксировать весь объем реализации за период и выписывать один счет-фактуру», — констатирует партнер Адвокатского бюро CTL Павел Астапенко.
В отличие от Wildberries, OZON и «Яндекс.Маркет» работают с корпоративными покупателями. По закону являющийся плательщиком НДС продавец обязан фиксировать сделки с такими заказчиками в книге продаж и выставлять им счет-фактуру. Сегодня это обременение затрагивает незначительную часть селлеров, но с будущего года может стать общим.
По мнению Антона Борисюка, маркетплейс как агент должен самостоятельно выставлять счета-фактуры корпоративным заказчикам и передавать их копии продавцу. Который, в свою очередь, по итогам отчетного периода будет оформлять счет-фактуру для маркетплейса.
Экспериментальный режим
Альтернативных вариантов у селлеров немного. В отличие от офлайновой торговли, работающие с маркетплейсами индивидуальные предприниматели не вправе использовать патентную систему налогообложения.
Теоретически частные бизнесмены могут отказаться от статуса и продавать товары как самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход). Но только продукты собственного производства — заниматься посредничеством при таком оформлении бизнеса запрещено. Кроме того, годовой доход таких продавцов не должен превышать 2,4 млн рублей, тогда как зарабатывающие даже 10 млн рублей пока вправе не платить НДС.
Объявленная реформа может стимулировать переход компаний и индивидуальных предпринимателей на автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН). Этот специальный налоговый режим применяется в качестве эксперимента, но с этого года доступен в 69 субъектах Федерации (включая Петербург, Москву, Ленинградскую и другие области).
Ставки там чуть выше, чем на обычной «упрощенке»: 8% с дохода, 20% — с прибыли (доход минус расходы). Зато пользователи такой системы освобождаются от уплаты почти всех страховых взносов (так называемых зарплатных налогов), а также большей части отчетности. Вместе с тем ограничивается выручка (до 60 млн рублей год), стоимость основных средств (недвижимости, автомобилей и оборудования — до 150 млн рублей), а также персонала (не более 5 человек, включая внештатников).
Еще один плюс: введение НДС для пользователей АУСН с оборотом свыше 10 млн рублей пока не планируется.
«Законопроект, представленный Минфином в Госдуму, не предусматривает каких-либо изменений для налогоплательщиков АУСН по уплате НДС. Таким образом, в случае его принятия в такой редакции, применяющие этот экспериментальный режим компании с выручкой до 60 млн рублей не будут плательщиками НДС. Однако нельзя исключать, что ко второму чтению законопроекта в него внесут соответствующие изменения», — полагает Павел Астапенко.
Великая октябрьская платформенная революция
Закон о платформенной экономике, о котором так долго мечтали селлеры, был принят 31 июля и вступит в силу 1 октября 2026 года. Он впервые определяет понятие посреднической цифровой платформы (маркетплейса), партнера-продавца (селлера), карточки товара, гарантирует принципы добросовестности, равенства и запрета дискриминации («братства»).
Однако практически все условия взаимодействия с партнерами будут как и прежде определяться условиями договора, установление которых делегируется операторам платформ. Более того, маркетплейс может произвольно в одностороннем порядке менять такие условия. Единственное ограничение — предупреждать партнеров об ухудшающих их положение поправках не менее чем за полтора месяца. Государственный надзор за деятельностью цифровых платформ возлагается на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Крупнейшие маркетплейсы еще в феврале 2022 года по инициативе опять же ФАС подписали меморандум, «подтверждающий намерение следовать правилам разумности и добросовестности, направленным на формирование открытых, прозрачных, недискриминационных условий для пользователей». Однако с тех пор мастодонты рынка, в том числе Wildberries (в настоящее время ООО «РВС») и OZON (ООО «Интернет-решения»), его неоднократно нарушали.
Так, 2 октября экспертный совет антимонопольного ведомства усмотрел нарушения в очередных нововведениях Wildberries — механизме «Конструктор тарифов», позволяющем навязывать селлерам не нужные им дополнительные платные услуги, а также индекса остатка товара. Ранее ФАС выдала Wildberries и OZON предупреждения за непрозрачный механизм участия продавцов в автоакциях.














