
Школьник из Москвы Максим Иванников сенсационно победил 16-го чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена на онлайн-турнире «Титульный вторник». В интервью отделу спорта «Фонтанки» мать юного шахматиста Юлия Иванникова рассказала об эмоциях сына после такого успеха и о том, почему он никогда не тратит призовые на глупости.
Партия завершилась победой 15-летнего Максима на 33-м ходу: Магнус Карлсен, игравший чёрными, сдался. Турнир под названием «Титульный вторник» проходит еженедельно на платформе chess.com. В России сайт заблокирован с 2022 года по требованию Генпрокуратуры. Принять участие в турнире могут только игроки с официальными международными званиями. Максим Иванников имеет статус кандидата в мастера и рейтинг 2184 по версии FIDE. Карлсен, на счету у которого 2837 очков, занимает первое место в мировом рейтинге.
Магнус Карлсен — один из сильнейших шахматистов в истории. Стал гроссмейстером в 13 лет, а в 2013 году завоевал звание 16-го чемпиона мира, победив Вишванатана Ананда. Удерживал титул чемпиона мира по классическим шахматам до 2023 года, пять раз выигрывал матч за шахматную корону. Его рекордный рейтинг 2882 остаётся самым высоким в истории шахмат. Он многократный чемпион мира не только в классике, но и в быстрых и молниеносных шахматах.
В 2022 году Карлсен объявил, что отказывается от участия в матче за звание чемпиона мира, объяснив решение отсутствием внутренней мотивации. Он подчеркнул, что уже добился всего, о чём мечтал в классических шахматах, и не чувствует спортивного вызова в повторной защите титула. После этого Карлсен сосредоточился на участии в коммерческих турнирах, онлайн-играх и развитии собственных проектов в шахматной индустрии.
— Удивились такому результату матча? — разговариваем с матерью Максима на следующий день.
— Очень удивилась. Хотя понимали: это онлайн-турнир, блиц — и в таких партиях всё может случиться. Можно и случайно выиграть, и случайно проиграть. Но для Максима это, конечно, огромный стимул. Он в полном восторге. Тем более у него скоро важный турнир — поедем в Москву, он будет играть среди мужчин. Победа над Магнусом, конечно, подбросила мотивации.
— Было заранее известно, что он будет играть против Карлсена?
— Нет, он просто каждую неделю участвует в этом турнире — по вторникам. Мы даже не знали, что ему попадётся Карлсен. Там случайно выпадают соперники. Максим играет регулярно, потому что сейчас у него звание кандидата в мастера спорта — международного, и такие турниры для него уже в порядке вещей.
— А шахматисты уровня Карлсена там часто участвуют?
— Да, довольно часто. Там и Хикару Накамура играет, и Ханс Ниманн, и вот теперь Карлсен. Много очень сильных, известных шахматистов — настоящие легенды.
— А до этого ему уже выпадали соперники такого уровня?
— Да, бывало. Но раньше не складывалось. А вчера — это, конечно, был полный восторг.
— Максим же играл из дома?
— Да, из дома, за стационарным компьютером.
— Обычно в такие моменты следите за игрой?
— Я стараюсь вообще не отвлекать. Это же всё напряжённо, матчи проходят под камерами, там ещё система читер-контроля — всё отслеживается. Поэтому я ухожу, не сижу рядом. Если он проигрывает — начинает нервничать. Я стараюсь не мешать, не быть рядом. Так что он прибежал с этой новостью ко мне уже потом, когда был перерыв.
— И что он после такого сказал вам первым делом?
— Он пришёл с такими ошарашенными глазами и говорит: «Представляешь, с кем я сейчас сыграл?» Я говорю: «Нет, не представляю». А он: «С Магнусом Карлсеном!» Я ему: «Ну и как? Хотя бы достойно партия прошла?» А он: «Я выиграл! Я всё время вёл по позиции — и выиграл». Ну, я ему сказала: молодец, главное, чтобы это не была разовая история.

— Сами в шахматах разбираетесь?
— Я только знаю, как фигуры ходят. Это нас дедушка научил, когда Максиму было пять лет. Чисто случайно — просто показал, как играть. Мы сразу пошли в шахматный кружок, потом в школу, уже на платной основе. Потом Максим выиграл свой первый турнир, поехал на соревнования в Кострому, и нас пригласили в шахматную школу Анатолия Карпова. С тех пор там и учимся.
— Он вам потом рассказал, как партия проходила?
— Ну… для меня это, честно говоря, не очень понятно. Он больше с друзьями обсуждает, чем со мной. Я могу только покивать и сказать: «Молодец». А вот как они там быстро соображают, реагируют — для меня это загадка. Особенно в блице, когда всё очень быстро. Я вообще не представляю, как можно сориентироваться в цейтноте, когда времени в обрез. Я бы не смогла.
— Там есть возможность как-то пообщаться с соперником? Может, Карлсен ему что-то написал?
— Нет, вряд ли. Ну, мы обсуждали, конечно, победу. Но я не думаю, что такой шахматист, как Карлсен, будет что-то писать нашему Максиму. Сомневаюсь.
— Судя по новостям, ваш Максим на какое-то время стал самым известным шахматистом России.
— Ой, да! Он до сих пор под впечатлением. Тем более в школе уже узнали — и дети, и учителя. Конечно, он сейчас такой весь на подъёме.



— Не «зазвездится»?
— Нет, он у нас не такой. Совсем не звёздный мальчик. Сейчас у него впереди новые турниры, мы на них настраиваемся. Для него эта победа — скорее дополнительная мотивация, чем повод зазнаться.
— Хотя понятно, что там играло много именитых шахматистов. Но все-таки в итоге он занял лишь 122-е место.
— Да, тут он сильно расстроился. Ему ведь хочется выигрывать, а тут — такой результат. Для него это тяжело.
— Насколько дорого растить шахматиста?
— Сейчас — не так уж и дорого, если честно. Мы сейчас учимся в шахматной школе, и там всё бесплатно. И ещё недавно ввели правило — до 18 лет участие в турнирах тоже бесплатное. Это огромное подспорье, правда. Огромное спасибо Путину, что приняли такое решение, — это супер. А так, конечно, бывают траты. Особенно если это коммерческие турниры, не те, что идут через федерацию. Там уже всё за свой счёт — и перелёты, и проживание, и взносы.
— А через федерацию все бесплатно?
— Если это календарный турнир и он идёт по линии сборной, то всё оплачивают. Или хотя бы потом возвращают — и за билеты, и за гостиницу. Так что это тоже большая помощь. Но если говорить про коммерческие турниры — да, там уже всё на родителях.
— А до того, как вас взяли в школу Карпова, сколько платили за занятия?
— Для меня это было дорого. Особенно учитывая, что я одна воспитываю сына. Это было лет десять назад, но, по-моему, что-то около пяти тысяч в месяц. Сейчас даже не знаю, какие там расценки, мы давно ушли оттуда.
— Денежные призы сейчас уже бывают?
— Да, бывают. Он получает и призы, и медали, и кубки. Финансовые призы тоже есть, но, конечно, с них удерживают налоги. Но детям, если честно, важнее сама атрибутика — медали, подарки. Вот, например, в прошлом году он выиграл турнир «Шахматные звезды», и ему подарили такие шахматы… как в «Гарри Поттере» — они сами ходят. Очень впечатлился.
— Не бывает такого, что он выигрывает деньги и сразу говорит: «Мама, пошли купим телефон»?
— Нет, он у нас совсем не про это. Деньги мы обычно откладываем. Всё равно потом траты — сборы, поездки, перелёты. Так что всё идёт в дело. Он очень разумный в этом плане, не расточительный. Пока что, по крайней мере. Ещё не втянулся в эту взрослую сторону жизни.
— Сколько времени уходит на тренировки и подготовку?
— По-разному. Если турнир важный, то, конечно, времени уходит много. Но он учится в обычной школе, не в онлайн — как некоторые шахматисты, которые так экономят время. У нас всё как у всех: каждый день на занятия, потом уроки. Причём учится он в профильном математическом классе — там серьёзная нагрузка по математике, физике. Учёбу никто не отменял. Но шахматы только помогают: дисциплина, память, устный счёт — всё это развивает. У нас день расписан с утра до вечера. Нет времени ни на какие игрушки в телефоне, ни на улицу «погулять». Он всё время занят. Бездельничать просто некогда.

— Заставлять приходится или он сам горит?
— Нет, он фанат. Он в выходной может уехать в Центральный дом шахматиста и весь день там провести — для него это удовольствие. Когда кто-то из родственников говорит, что мы его детства лишили, он только смеётся. Вот если я говорю: «У тебя долги по школе — на турнир не поедешь», — это уже наказание. Он тут же всё закрывает, чтобы только его отпустили играть.
Беседовал Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»