
Визит таможенников в популярный магазин электроники PiterGSM на 2-й Советской завершился его закрытием. Вместо документов на товар сотрудники обнаружили лишь подозрительно низкие цены и полное отсутствие объяснений. Теперь магазину грозит конфискация техники — как минимум на 100 млн рублей. Реальный масштаб пока неизвестен. Плюс — огромные штрафы и конец многолетней схемы. Все вопросы — к индивидуальному предпринимателю Малыгаеву, но ответов пока нет.
6 тысяч единиц товара без документов
Сотрудники трех подразделений таможни региона пришли накануне в магазин PiterGSM в центре Петербурга, стало известно «Фонтанке». Сотрудников учреждения интересовали не столько сами торговые помещения и склад. С предписанием на руках они попросили продавцов предъявить документы на продукцию, декларации и сертификаты соответствия. А также объяснить рекордно низкие цены на электронику по сравнению с аналогичной во всех остальных магазинах города. Ни документов, ни разъяснений сотрудники таможни так и не дождались.



Далее последовала процедура, предписанная в таких случаях Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и действующим законодательством РФ: осмотр товара, пересчет и составление протокола. За световой день проверяющие успели разобраться едва ли с половиной ассортимента. К ночи в протоколе значилось порядка 3 тысяч единиц дорогостоящего товара из магазина и столько же со склада, общая сумма перевалила за 100 млн рублей.
Прямо сейчас, с утра вторника, сотрудники таможни подсчитывают остатки товара. Не нужно объяснять, что затем последует: конфискация, штраф, экспертиза и доначисление таможенных платежей.
Слово «контрабанда» (а точнее, «Уклонение от уплаты таможенных платежей»), за которым следуют уже уголовные вопросы, пока официально не звучит. Возможно, обойдется приостановкой деятельности магазина, внесением в реестр недобросовестных участников ВЭД и блокировкой дальнейших операций с импортом.
Стоит отметить, что с утра во вторник магазин уже бездействует. На его официальном сайте красным цветом горит плашка: «По техническим причинам магазин временно не работает», а всем клиентам, кто намеревался совершить покупку, сотрудники приносят извинения за предоставленные неудобства.
С аналогичными вопросами таможенники приходили в магазин и в 2022 году, правда, после этого магазин продолжил работать и радовать петербуржцев дешевыми телефонами.
«Дешевле, чем везде»
Магазин PiterGSM на 2-й Советской улице петербуржцы знают с нулевых. «17 лет с вами!» — заявляет вывеска на его сайте. Что там было с ценами на заре создания, уже не суть. Гораздо интереснее, что в последние годы магазин действительно славится рекордно низкими ценами на электронику и бытовую технику.
К примеру, флагманский Apple iPhone 16 Pro Max на 256 ГБ, судя по данным сайта, здесь можно было купить за 101 тысячу рублей, в то же время у официалов в re-store та же трубка обойдется в 126 тысяч по промоцене и в 137 — по полной. Разница в 26 тысяч рублей — это, на минуточку, четверть средней зарплаты по Петербургу в 2025 году (средняя 108 тысяч, по данным Росстата). Ну, или плюс-минус размер НДС.
Не задумываясь о причинах столь разительного отличия в расценках, покупатели магазин жаловали. В окружении корреспондента «Фонтанки» нашлось немало людей, кто хоть раз становился его клиентом.
— Дешевле, чем везде, техника работает, все документы дали, — пожимали опрошенные плечами.
Точка пестрит восторженными отзывами и на ресурсе «Яндекс.Карты». Впрочем, недовольство тоже встречалось, хотя и гораздо реже. Как правило, жалуются на механизм продаж. Схема по нынешним временам и правда необычная — привычных витрин нет, товар выдавали со склада.
— Сначала необходимо зайти на сайт, определиться с товаром и сделать заказ онлайн. После позвонить в магазин и уточнить наличие товара, чтобы не ехать вхолостую. У вас будет номер заказа. Затем приехать в магазин и в терминале электронной очереди ввести номер заказа. Запастись терпением, дождаться своей очереди и совершить покупку, — в отзывах делилась лайфхаками Екатерина.
Ожидание очереди, по свидетельству нескольких покупателей, могло растянуться на часы.
Только за наличку и без осмотра
Другой отличительный, и не менее любопытный момент — магазин работал только за наличный расчет. «Взять необходимую сумму наличными», — напоминала в своей инструкции та же Екатерина.
— Хотел приобрести MacBook, в магазине выяснилось, что возможно купить только за наличные. Продавец сказала: «Иди снимай, безналичным расчетом нельзя», — недоумевал Евгений.
Хотя тут же, перед продавцом, отмечал он, стоял терминал.
Недовольство вызывал и сервис.
— Купили планшет, с самого начала начал греться, поддержка отвечает через раз, никаких советов, как устранить проблему, я не получила. Мне было сказано, что планшет «греется от моих данных». Сказали привозить в центр на диагностику, вернули со словами «все нормально». И он опять греется. Менять планшет мне отказались, в итоге деньги оказались просто выброшенными на гаджет, который может нормально только воспроизводить YouTube, — возмущалась Алиса.
— Заказал с доставкой товаров на 230 к. Привезли. После вскрытия и тестирования выяснилось, что у наушников Apple люфт на крышке. Мне сказали: «Привозите, мы отправим на диагностику, и сколько это займет времени — неизвестно». На вопрос, как они компенсируют мне неудобства, был в вежливой форме послан, — негодовал Никита.
— Пришли покупать Dyson Airstrait. Проверить нельзя. Распаковать транспортировочную упаковку нельзя, что звучит даже как бред. Проверить можно только после оплаты и ни в коем случае не в стенах магазина, — делился Дмитрий.
Он предположил, что яростное сопротивление проверке может быть вызвано вопросами к оригинальности товара.
Просил привезти iPhone из-за границы
С самого старта магазина за ним стоял петербуржец Михаил Малыгаев. Ему же принадлежит торговая марка и логотип магазина. Его же имя значится и на кассовых чеках (по крайней мере, так было еще в апреле). Однако СПАРК за ним не видит крупной компании с оборотом в миллиарды или хотя бы в сотни миллионов, как можно было бы ожидать. Все оформлено на ИП.
Единственное ООО, где Малыгаев значится бенефициаром и генеральным директором, называется «Косто», занимается рекламой, а последняя отчетность, имеющаяся в системе, сдана с нулевыми показателями.
По свидетельству окружения предпринимателя, известно, что Малыгаев начинал с того, что просил знакомых привезти из-за границы пару iPhone для перепродажи. Со временем масштабы увеличивались, а сам он обзаводился связями. Прорыв случился, отмечали они, когда бизнесмен вложился в рекламу на «Яндексе».
В 2016-м Малыгаев заявлял о старте бизнеса в сфере питания (благо при регистрации ИП в 2012 году этот вид деятельности он предусмотрительно указал) — собирался запускать по туристическим местам Петербурга фуд-трак и кормить всех желающих фастфудом. Проект действительно просуществовал какое-то время и даже засветился на знаковых городских фестивалях.
Однако сегодня телефон ресторана на колесах безмолвствует, а последний пост в его соцсетях датирован 2018 годом. Страница самого Малыгаева во «ВКонтакте» от любопытных закрыта. Журналист «Фонтанки» постучался к предпринимателю в друзья, но к моменту публикации запросы остались без ответов.
Вернется ли изъятый товар в магазин, пока большой вопрос: для этого кто-то должен выплатить доначисленное таможней. Официального владельца PiterGSM найти не могут. Вероятнее всего, выяснила «Фонтанка», в России его уже нет.
Наталья Вязовкина, Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»