
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» на вечной стоянке в Мурманске
«Ленин» — первый в мире атомный ледокол, построенный в Советском Союзе. Прорыв в арктической навигации. Судно спустили на воду в 1957 году, назвали в честь вождя пролетариата, революционера Владимира Ленина. В конце прошлого года ледокол отметил 65-й день рождения. Наши мурманские коллеги побывали на борту судна.
За свою долгую службу «Ленин» проделал огромную работу, прокладывая путь для торговых судов и обеспечивая доступ к ресурсам Крайнего Севера. Он сыграл важную роль в развитии Северного морского пути, став ключевым элементом советской транспортной системы.


Основные характеристики:
длина — 134 метра;
ширина — 27,6 метра;
водоизмещение — около 16 000 тонн;
скорость хода — до 18 узлов (около 33 км/ч).
Энергетическая установка — ядерная, состоящая из двух реакторов ОК-150 мощностью 32,4 МВт каждый. Благодаря ей ледокол мог работать без дозаправки топливом длительное время, что значительно увеличивало его автономность.
Читайте электронный путеводитель по регионам Серебряного ожерелья России от «Фонтанки». Рассказываем, что посмотреть, где остановиться, где попробовать местную кухню и что привезти домой в качестве сувенира.
«Внутри ядерного реактора находятся специальные стержни, которые контролируют процесс деления урана и вырабатывают огромное количество энергии. Реактор похож на большой цилиндр с множеством трубок и проводов», — рассказали нам сотрудники ледокола.



Идея строительства атомного ледокола возникла в середине 1950-х годов, когда стало ясно, что традиционные дизельные двигатели не справляются с тяжелыми условиями Арктики. Проектирование началось в 1953 году, а строительство велось на Адмиралтейском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).




Ледокол «Ленин» начал свою службу в 1959 году и проработал до 1989 года. За это время он прошел более 654 400 морских миль, провел через льды более 3700 судов и сыграл важную роль в освоении Северного морского пути.


Атомный ледокол «Ленин» стал символом технического прогресса СССР и доказал возможность безопасного и эффективного использования атомной энергии в мирных целях. Его создание открыло новую эру в арктическом судоходстве и заложило основу для последующих поколений атомных ледоколов.




Сегодня «Ленин» уже не используется в качестве действующего судна, но продолжает оставаться важным памятником инженерной мысли и символичным напоминанием о достижениях прошлого. Он находится на вечной стоянке в Мурманске и функционирует как музей. Открыт для посетителей, которые могут ознакомиться с его историей и вкладом в развитие арктических исследований и транспорта.
Тем не менее Россия сохраняет лидирующие позиции в области строительства и эксплуатации ледокольного флота. Сейчас в составе российского ледокольного флота находится 41 судно, среди которых 34 дизель-электрических и 7 атомных ледоколов. Общая мощность всей флотилии составляет около 700 МВт. Наиболее мощные в мире ледоколы сегодня — это суда нового поколения проекта 22220: «Арктика», «Урал» и «Сибирь», каждый из которых обладает мощностью 60 МВт.
Рядом с такой мощной махиной чувствуешь себя маленьким и незначительным. Сложно представить, сколько нужно знаний и труда, чтобы создать такое. Сам реактор находится в отдельном помещении, в которое запускают строго по очереди.



Стоимость экскурсии на ледокол «Ленин» варьируется в зависимости от типа билета и программы посещения. Примерные цены на экскурсию составляют:
взрослый билет — 500–800 рублей;
детский билет (до 16 лет) — 250–400 рублей;
студенты и пенсионеры — возможны скидки при предъявлении соответствующего документа.
Ледокол продолжал служить более 20 лет и был исключен из состава «Атомфлота» лишь в 1989 году.
Раз в десять лет «Ленин» ровно на месяц буксируют с морского вокзала в док ПД-3, который находится в акватории местного порта. Там ледокол ремонтируют: красят корпусную часть, надстройку и приводят в порядок донно-бортовую арматуру. На работы уходит 10 тонн лакокрасочных материалов и около 200 тонн абразивного материала.















