Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Низкий поклон. Долгожданная развязка на севере Петербурга уйдет под землю вместе с трамваем

Низкий поклон. Долгожданная развязка на севере Петербурга уйдет под землю вместе с трамваем

114 975

В Петербурге на общественные обсуждения представили проект планировки для строительства долгожданной Поклонногорской развязки. Этот непростой клубок упаковывают под землю вместе с рельсами.


Сам проект планировки для развязки на пересечении Поклонногорской улицы и проспектов Энгельса, Северного и Тореза разработал институт «Севзапинжтехнология». В него попадают 17 гектаров, все они на той самой Поклонной горе. То есть: «Высота холма составляет до 40 м, диаметр 550–600 м, склоны частично нивелированы при застройке. На западных склонах — сады и зоны отдыха, восточные склоны застроены 9–30-этажными современными жилыми зданиями 90-х и 2000-х годов постройки и несколькими старыми 1–3-этажными домами». Задача — связать уже перечисленные улицы, а также Выборгское шоссе, Есенина и Сикейроса.

В 2017 году была открыта первая очередь развязки — Поклонногорский путепровод, обеспечивающий дополнительную связь Выборгского и Приморского районов. Тогда же запустили проектирование второй очереди. Судьбу объекта обсуждали в начале прошлого года и называли ориентировочную стоимость строительства — почти 24 млрд. Однако определенности по срокам с тех пор не появилось, хотя сама развязка стабильно находилась в бюджетном разделе «Проектирование». О проекте планировки для второй очереди развязки стало известно в начале октября.

Пробки

В обосновании проекта много сопроводительной информации, от геодезической до метеорологической, эпичности в ней хватает: «Зимой с востока и юго-востока на территорию приходит холод выстывшего континента, а с запада тепло, накопленное морями». Но если ближе к земле — придется снести автосервис на Выборгском шоссе, частично переложить инженерные сети. Кроме того, не заладится жизнь у одной из АЗС: она окажется в пяти метрах от проезжей части, к тому же из-за строящегося тоннеля перепад высот составит десять метров — при таких условиях колонки работать не могут.

Для кого-то может оказаться сюрпризом, но здесь много чего охраняется от строительного вмешательства: это и прибрежный рельеф Суздальских озер, и визуальное направление на долину Верхнего Суздальского озера с привычным уклоном, и историческая планировочная структура (то есть сами существующие дороги). «В границах проектирования частично располагаются объекты всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: Выборгская дорога (шоссе)», — говорится в документации. Не говоря уже про скверы и парки, включая сад Юннатов: в них развязка не вторгается, но сети придется перекладывать и там.

«В месте пересечения (планируемого) автомобильного тоннеля транспортной развязки сооружения метрополитена расположены на глубине более 70 м от верха обделки до поверхности земли», — пишут проектировщики. Так что все еще придется согласовать с подземкой, дабы не навредить ничем перегону «Удельная» — «Озерки». В целом они называют транспортную обеспеченность Выборгского района удовлетворительной, благодаря этим станциям, а также «Парнасу» и «Проспекту Просвещения». «Однако территория района слишком велика, существующих станций метро явно недостаточно, — пишут в обосновании. — Владельцы личного автотранспорта, выезжая из района в центр города, вынуждены простаивать в длительных пробках. Имеющиеся развязки на выезде из северных районов не справляются с нагрузкой, и в час пик автотранспорт «стоит» на площади Мужества, Светлановской площади и площади Ленина».

Таблица. Уровень загрузки пересечения пр. Энгельса, Северного пр. и пр. Тореза

Собственно, перекресток на пересечении пр. Энгельса, Поклонногорской ул., пр. Тореза, Северного пр. и Выборгского шоссе является одним из самых сложных узлов на севере города.

«Неоднократная его реконструкция (каждые 3–5 лет), изменение режимов работы светофоров практически не меняют ситуации. Пропускная способность данного пересечения полностью исчерпана на участке пр. Энгельса, являющегося продолжением двух автомобильных федеральных дорог (а/д «Сортавала» Р-33 и а/д «Скандинавия» Е-95), в пределах данного пересечения наблюдаются автомобильные заторы, — сообщают в пояснительной записке. — Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрена пробивка продолжения Северного проспекта (одной из дуговых магистралей северной части города). Основным створом для устройства планируемой путепроводной развязки принята Поклонногорская улица».

Тоннели


Саму развязку строить будут в два этапа. Первый — тоннельный переход в створе Поклонногорской ул. и Северного пр., по две полосы движения в каждую сторону, протяженность составит почти километр. Встречные потоки разделены сплошной стеной, есть служебные проходы по бокам, но пешеходное движение запрещено, «организация велосипедного движения в границах рассматриваемой территории не предусматривается». «В рамках первого этапа строительства предусмотрены организация правого поворота с Поклонногорской ул. на пр. Энгельса, правого поворота со стороны Северного пр. на пр. Энгельса. Плановое положение трамвайных путей остается существующим», — уточняют в проекте.

Второй этап — это развязка на пересечении пр. Энгельса и Выборгского шоссе, а также тоннельные переходы в створе пр. Энгельса — Северный пр. и пр. Энгельса — пр. Тореза. Развязка предусматривает:

  • сдвижка оси Выборгского шоссе (направление в город) в сторону Суздальских озер;

  • Выборгское шоссе (направление в область) в районе пересечения с пр. Энгельса остается в существующих отметках;

  • направление пр. Энгельса (в город) в районе пересечения с Выборгским шоссе спускается под Выборгское шоссе вместе с трамвайными путями с устройством тоннеля и подпорных стенок. В этом узле предусматривается переустройство трамвайных путей.

На пересечении Энгельса, Тореза, Поклонногорской и Северного ждут такого развития событий:

  • пр. Энгельса и пр. Тореза остаются на существующих отметках;

  • устройство тоннельного перехода на направлении Выборгское шоссе — пр. Тореза с устройством подпорных стенок;

  • устройство тоннельного перехода на направлении Выборгское шоссе — Северный пр. с устройством подпорных стенок.

1 из 3


Конкретно назвать сроки или тем более стоимость этого огромного проекта сейчас сложно, упомянутые выше 24 млрд — информация устаревшая и приблизительная. Адресная инвестиционная программа, в рамках которой строят такие объекты, упакована в проект бюджета несколькими тематическим блоками, без разбивки на адреса. Но есть действующее постановление о пообъектном распределении средств внутри нее, его время от времени правят и подгоняют под принятый бюджет. Прямо сейчас вторая очередь Поклонногорской развязки там так и значится в главе «Проектирование» со сроком 2008–2024.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
97
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях