перейти к публикации
73 комментария к публикации

28 нанометров к 2027 году: Николай Суетин о том, как глобализация привела к монополизации, и о производстве микроэлектроники в России

24 октября 2023, 15:56
Гость
Гость
27 октября 2023, 10:52
Да, давайте производить ( собирать из китайских комплектующих) " свои" компьютеры, ноуты, смартфоны. в них установим свои отсталые процессоры, установим корявую операционную систему. Запретим импорт. Цены естественно взлетят, так как конкуренции не будет. И затем можно уже не запрещать всякий там Ютюб, Телеграмм и прочее. Их просто будет невозможно будет установить на это "чудо" отечественной электроники.
Гость
26 октября 2023, 20:00
Если изобретать,то ничего не получится,даже китайцы это понимают,поэтому воруют,копируют,взламывают чужое. Чем собственно до этого занимался СССР.
Гость
26 октября 2023, 12:36
У меня 12нм smart phone (умный телефон). 2018 года выпуска. 28 ни к 2027😂
Гость
25 октября 2023, 19:02
30 лет спали и деньги на черный день откладывали за бугром у врагов теперь спохватились когда ни денег ни заводов
Гость
25 октября 2023, 13:51
Сколково уже показало, что основные из достижения - это освоение бюджета! Основной "освоитель" с подельниками в бегах... А начинать нужно, таки да, с кадров. Самая главная проблема - СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНО ПЛАТИТЬ, а не бусами отдариваться!!! Это проблема всех отраслей России. Но пока у власти либерасты, а они как тараканы, везде, НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ! Сталин ставил задачу "пробежать" 50 лет отставания за 5 и... "травил" разных тараканов, мешающих процессу. В итоге СССР пробежал дистанцию! Нынешние бегут уже 32 года, а воз и ныне недалеко ушел...
Гость
25 октября 2023, 17:00
простите, а Сталин платил специалистам??? А то читал, что многие выдающиеся конструкторы работали в заключении... и следуя вашей логике вопрос - Путин либерал?
Гость
25 октября 2023, 18:14
Сталин не отказывался от сотрудничества с мировым капитализмом, покупая в США (в первую очередь) заводы под ключ. А платил за это советский народ своей нищетой и голодом
280332134

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

25 октября 2023, 13:44
"Но особист Суетин Неутомимый наш Нанометры приметил И взял на карандаш.." (почти по Высоцкому)))
Гость
25 октября 2023, 13:26
Много сказано, но на вопрос о том, кто будет работать на вот это вот всё, ответа нет. А так ремонт Провала может продолжаться бесконечно, такая вот национальная идея.
Гость
25 октября 2023, 09:23
Высокотехнологичные области это в первую очередь специалисты. Где они предпочтут работать понятно и так. Поэтому и отставание будет всегда, и вот таким вот ужасающим.
Гость
25 октября 2023, 09:47
Не только. Одними специалистами современную фабрику никак не создать.
Гость
25 октября 2023, 08:38
Никто уже ни во что не верит ,т.к. знают реальную ситуацию . Заимствование китайских технологий и оборудования только приведёт к новой зависимости ,т.к.у них свои интересы ..
Гость
25 октября 2023, 07:57
У нас есть академик Рамзан , он все знает и все сделает.
Гость
25 октября 2023, 03:54
Эх вернуть бы нам Чубайса и Вованов дружбан обогнал бы всех .
Danik

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

25 октября 2023, 00:36
Кроме оборудования нужно абсолютно ВСЁ! Химия, расходники, заводы,... и люди, которые на этом умеют работать, и люди, которые умеют ими руководить! Их нет! Есть болтуны, эксперды, блогеры, специалисты в болтовне и осваиванию денег из бюджета! О чем говорить, если в городе уничтожаются производства, типа, Светланы, а стране уничтожаются организации в виде Академии наук и её институтов! Зайдите в любой бывший институт АН - без слез не взглянешь на научные подразделения, зато дирекция и бюрократия там цветёт и в деньгах.
Гость
24 октября 2023, 22:51
Товарищ не лучится излишним оптимизмом, а так, "путь в 1000 ри" ... Вот только запал у нашей политической системы короткий, подуют иные ветры и деньги резко кончатся. "Плавали, знаем". А меж тем разработка последней технологии транзисторов от идеи до рабочего инженерного образца у лидеров заняла (точнее займет, ибо не закончена) 25 лет (с 2000 года).
Гость
24 октября 2023, 20:25
Про США - враньё. Сейчас строят фабрики для выпуска чипов по самым новым техпроцессам. Всего-то по 100 миллиардов у.е.
Гость
24 октября 2023, 20:19
Бла, бла бла …….Есть, конечно же, отрасли, в которых мы очень отстали, например микроэлектроника, которая много лет была недофинансирована. Мировой прогресс в этой области прошел семимильными шагами мимо нас, и здесь догонять крайне сложно…… бла, бла, бла
Гость
24 октября 2023, 20:16
Раньше были НПО и вполне успешно решали задачи внедрения научных разработок
Гость
24 октября 2023, 19:30
Интересно, что о себестоимости будущих российских микросхем вообще разговора нет, типа это и не важно. Вот сколько будет стоить российский сотовый телефон с российским процессором, российским экраном, и всем остальным российским? Я понимаю, военные деньги могут не считать, но потребители в средствах ограничены.
Гость
24 октября 2023, 18:24
У меня трехлетний лаптоп с 5 нм чипом. Шесть поколений, говорите? Ну ну
Гость
24 октября 2023, 19:58
Если говорить о параметрах техпроцесса, то 4, строго говоря, поколения (у интела - 22-14-10-7 нм). Кстати, эти строки я набираю на старичке, выпущенном в 2010 году, с 32-нм техпроцессом, который вполне себе еще ничего.
280243811

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 20:45
Гость
24 октября 2023, 19:58
Если говорить о параметрах техпроцесса, то 4, строго говоря, поколения (у интела - 22-14-10-7 нм). Кстати, эти строки я набираю на старичке, выпущенном в 2010 году, с 32-нм техпроцессом, который вполне себе еще ничего.
У меня вообще ноут ещё голландского производства (когда Нидерланды перестали производить ноуты?) Я купила его в интернете в 2012 году как самого дешёвого на то время, за 10 тыр, которые мне тогда подарил блогер тогдашнего фонтанковского блога. Здоровья и счастья ему постоянно желаю. Майкрософт и Гугл меня продолжают обслуживать. Им тоже процветания и всяческих благ))
Гость
24 октября 2023, 22:59
24 октября 2023, 20:45
У меня вообще ноут ещё голландского производства (когда Нидерланды перестали производить ноуты?) Я купила его в интернете в 2012 году как самого дешёвого на то время, за 10 тыр, которые мне тогда подарил блогер тогдашнего фонтанковского блога. Здоровья и счастья ему постоянно желаю. Майкрософт и Гугл меня продолжают обслуживать. Им тоже процветания и всяческих благ))
Ну дело такое, если модель удачная и привыкли, там менять - все равно что старую разношенную обув на новую, пусть и самую растехнологичную. На работе у меня соотв. эпохе агрегаты, у дочик тоже. Но вот с этим старичком, у которого уже и пластмасса крошится, и шлейфы искрят, мне как-то уютно, как в старых шлепанцах, да и то сказать, давно мы с ним, земной шарик вместе облетели раз 6, ни разу не подвел, как я его выброшу :)
Гость
24 октября 2023, 17:20
Надо вернуть Чубайса - без него не получитЬся..
Гость
24 октября 2023, 17:10
Врать и воровать .
Ingriman

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 16:52
Интересное интервью, спасибо. Все ответы приправлены нотками оптимизма, но без излишнего шапкозакидательства. Многое уже сделано в импортозамещение, еще больше предстоит. Работаем.
Гость
24 октября 2023, 17:16
Ещё десять тысяч вёдер, и золотой ключик у вас в руках. Если новая вода не будет поступать.
Alex000

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 17:18
Работаете. А толку нету.
James Cook

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 17:37
А по другому он ответить и не мог, иначе сразу бы сняли с должности, как минимум
Гость
24 октября 2023, 16:37
Чтобы наладить производство микросхем по новым технологиям, надо сначала наладить производство оборудования для производства микросхем по новым технологиям, а для этого нужно наладить производство оборудования для производства оборудования .... И так далее. Суть в том, что надо либо быть интегральной частью мировой экономики и пользоваться достижениями других, либо возвращаться к натуральному хозяйству в масштабах страны.
Гость
24 октября 2023, 16:53
Правильно, чтобы построить дом надо сначала научиться производить гвозди, топоры и молотки.
Гость
24 октября 2023, 17:02
Гость
24 октября 2023, 16:53
Правильно, чтобы построить дом надо сначала научиться производить гвозди, топоры и молотки.
... электродрели, болгарки, лазерные уровни, подъемные краны, грузовики, плитку, краску, обои, ламинат, сантехнику, холодильники, электроплиты, посудомоечные машины, стиральные машины, кондиционеры, и многое многое многое другое. Либо просто сколотить хижину из г..на и палок.
Гость
24 октября 2023, 17:30
Это не НАШ путь! У нас импортное замещение - всё сделаем сами из г..на и палок и всё будет чиуи-пуки!
Гость
24 октября 2023, 16:34
Почему у Китайцев новый завод нельзя прям вывести с фундаментом? Чтобы прямо сейчас. У них есть 7 нанометров
Гость
24 октября 2023, 16:42
Нет у них 7 нм. Там иностранное оборудование и к оборудованию нужны химикаты, которые так же в Китае не делают. Кроме того у них брак такой огромный что теряется коммерческий смысл. Вы про Кирин видимо пишите. Это политика. Хуавей это типа российских якобы коммерческих компаний, аналог газпромов, ростелекомов, втб, и т.д. правда у Хуавей есть потрясающий результат, а наши даже этикетку не могут приклеить чтобы не отвалиллась.
Mimic

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 16:45
Только если вместе с китайцами. Вообще, зачем им такое продавать? Вот вы бы на их месте зачем бы продали? Только не пишите что-то идеологическое, у китайцев этого нет.
Гость
24 октября 2023, 16:46
Уже хотя бы потому, что там используется куча софта, который лицензируется для конкретного пользователя. То есть вы может быть и можете получить железяки, но софт для управления ими вы не получите.
Гость
24 октября 2023, 16:30
28нм к 2027 году?Нет смысла и начинать, мы отстали навсегда.
Гость
24 октября 2023, 16:51
То есть если у другого есть дворец, то хижину нет смысла строить и лучше жить на улице? Тут вопрос в другом: если лет через 5 России снова станут доступны блага цивилизации, то потуги освоить устаревшие технологии смысла не имеют. Если же все это лет на 30-50, то есть смысл строить хотя бы хижину.
Mimic

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 17:24
Гость
24 октября 2023, 16:51
То есть если у другого есть дворец, то хижину нет смысла строить и лучше жить на улице? Тут вопрос в другом: если лет через 5 России снова станут доступны блага цивилизации, то потуги освоить устаревшие технологии смысла не имеют. Если же все это лет на 30-50, то есть смысл строить хотя бы хижину.
Ну это не у России вопрос, а россиян. Вопрос о том, нужно ли им начинать на ближайшие 50-100 лет строить хижины из гна и палок, или же решить вопрос с теми, кто их привел к такому положению, хотя еще и 15 лет тому назад о таком даже помышлять было бы странно.
265840402

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

25 октября 2023, 13:12
Не жили хорошо, нечего и начинать? С многими задачами прекрасно справляются процессоры, изготовленные и по более старым техпроцессам. Лучше иметь своё, пусть и не самое передовое, чем полностью зависеть от завозного. Тем более, что какой-то задел у России есть. В мире только горстка стран, у которых вообще есть своя процессорная архитектура.
Гость
24 октября 2023, 16:20
Наворовались, господа? Развалили всё? Теперь о производстве микроэлектроники в России можете забыть. Даже если завтра вдруг начнёте строить микроэлектронную промышленность, даже если найдёте честных и грамотных инженеров, даже если поклянётесь не разворовывать бюджет страны - даже в этом гипотетическом случае положительный результат будет лет через шесть-семь, как минимум.
Гость
24 октября 2023, 16:19
Например, если посмотреть на компьютер и те программы, что в нем установлены, то практически все было от западных производителей. Замещать технику на китайское или отечественное, причем сразу - hardware & software - поздно пить боржоми, когда почки отвалились. Совершенно очевидно: Интегрироваться в общее течение цивилизации нужно, чтобы пользоваться совместно плодами прогресса. Сев. Корея обособилась, - изучайте, как делать не надо.
Заливщик голосовых планок*****

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 16:15
Неужели "дыру"(ТМ) в роснано(ТМ) нано-пластырем(ТМ) залепили?
Гость
24 октября 2023, 16:14
После слов "отстает на шесть поколений" не стал читать дальше. Автор абсолютно немпетентен. Что касается 28 нм в 2027 году, то похоже надеятся что или шах... или ишак..., ну вы поняли. В лучшем случае в 2027 году будет возможность купить у азиатов списанное оборудование 28 нм и мучится с ним так же как с купленным когда-то для 90 нм. В России была возможность работать со 180 нм, вроде на 130 замахивались, Невозможно за 5 лет пройти путь, который проходили за 50 лет, не останавливаясь. Китайцы больше 20 лет инвестировали в суверенный техпроцесс и получили только 28 нм и то с оговорками. Судя по всему на это оборудование и надеются. Из инженера можно сделать юриста, а из юриста инженера - никогда, запомните это. Тоже самое касается прочих -истов.
Гость
24 октября 2023, 16:37
К несчастью, у нас юристов делали из стукачей КГБ, а это - полная трагедия! Теперь этот юрист заливает свою совесть дорогим пойлом. Про честь я даже не заикаюсь, это атавизм навроде хвоста.
Гость
4 января 2024, 00:51
Согласен! У нас в НИИ когда приперло главбухом стал кандидат физмат наук и прекрасно справлялся
Гость
24 октября 2023, 16:11
Почему теперь на 6 поколений отстали? Что то не то происходит, ведь отставание есть результат малой скорости продвижения. Пока догонять будут, оне на месте стоять не станут. Поэтому вопрос состоит именно в скорости, в прогрессе. Менять надо движитель.
Гость
24 октября 2023, 16:06
Дочитал до фразы "Даже у таких компаний, как Apple, AMD, NVidia нет собственных фабрик — они производят все на одной тайваньской фабрике." Уровень компетенции господина Суетина, абсолютно не вызывает доверия, если даже в этом вопросе, он оперирует штампами с низкопробных шоу по телевизору.
280258424

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 17:09
Человек имел в виду процессоры. И тут он прав. Эти компании их проектируют, но не изготавливают.
never mind

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 18:07
24 октября 2023, 17:09
Человек имел в виду процессоры. И тут он прав. Эти компании их проектируют, но не изготавливают.
Могут и изготавливать. Тем более и оборудование проектировали европейцы. Просто в Китае дешевле.
Гость
24 октября 2023, 19:03
Видел тех задание от этого сколкова, стало понятно чем заняты они, примерно как и рыжего контора, а они дыру знатную пропилили
Гость
24 октября 2023, 16:05
Были советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире. Сейчас российские микросхемы - самые нематериально-духовные в мире.
Гость
24 октября 2023, 22:47
== Были советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире.== Советские микросхемы к концу 80-х изготавливались по полному циклу с задержкой от-но лидеров (в части техпроцесса) на 3-5 лет. Были у них, конечно и другие косяки. Но по факту вот так выходит. Т.е. и сравнивать нынешнее положение дел с позднесоветским даже не смешно.
260847121

Достижения

Твой первый

Твой первый

Написать первый комментарий

Первая десятка

Первая десятка

Написать 10 комментариев

Первая сотка

Первая сотка

Написать 100 комментариев

17 ноября 2023, 13:01
Гость
24 октября 2023, 22:47
== Были советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире.== Советские микросхемы к концу 80-х изготавливались по полному циклу с задержкой от-но лидеров (в части техпроцесса) на 3-5 лет. Были у них, конечно и другие косяки. Но по факту вот так выходит. Т.е. и сравнивать нынешнее положение дел с позднесоветским даже не смешно.
Гость, тогда под Воронежем была лаборатория, которая послойно копировала вражеские микроцацки, соответственно, с некоторой задержкой появлялись всякие «наши» вроде КР580ИК80- сейчас это куда как сложнее, секрет утерян. Кстати, наши нормально работали, у меня до сих пор россыпь осталась, иногда использую с ностальгическими чувствами :)
280296050

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

24 октября 2023, 16:00
Бензоколонка хилая с нищим населением, всем завозным даже нижним бельем и имперскими ничем не подкрепленными понтами
Гость
16 декабря 2023, 18:39
Это ты про себя
Гость