На новой выставке в Музее истории религии представят иконы, гравюры, скульптуры — изображения Богоматери, характерные для православной и католической культур. Около тридцати экспонатов зрителям представят впервые.
Среди ключевых экспонатов «Ликов Богоматери» — акварельный рисунок фрагмента римских катакомб «Поклонение волхвов»
Посетители смогут проследить иконографию Богоматери со времен раннего христианства до наших дней, проанализировать отличия восточнохристианских образов от западных.
Музей напоминает о греческом предании, согласно которому первые изображения Богоматери, созданные евангелистом Лукой, стали иконографическими типами: «Оранта» («Моление»), «Елеуса» («Умиление»), «Одигитрия» («Путеводительница»). Эти образы были уже в раннехристианской живописи катакомб и затем распространились в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Русские мастера создавали иконы по подобию византийских, и один из самых почитаемых образов, «Богоматерь Владимирскую», в XII веке привез владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский. Он же утвердил праздник Покрова, и Богоматерь стала восприниматься покровительницей русских земель, люди поверили в чудотворность икон с изображением Богородицы.
На христианском Западе Богоматерь почиталась как матерь всех верующих и заступница христиан. До XIII века восточный и западный канон были едины, а потом в католическом искусстве появились заметные отличия, которые иногда называют сдвигом в сторону «реалистичности». Благодаря разнообразию образов Богоматери в католическом искусстве на выставке можно будет увидеть более тридцати иконографий Мадонны. Впрочем, известно, что правители и аристократы Западной Европы в качестве молельных образов по-прежнему ценили византийские иконы.
Выставка «Лики Богоматери» пройдет в Музее истории религии с