Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Бизнес Общество Смешные деньги по серьезному делу. Петербуржец выиграл иск об утечке данных из «Яндекс.Еды»

Смешные деньги по серьезному делу. Петербуржец выиграл иск об утечке данных из «Яндекс.Еды»

11 964
Источник:

Петербуржец со второй попытки доказал в суде, что сервис «Яндекс.Еда» нарушил неприкосновенность его частной жизни, когда персональные данные и вкусовые предпочтения мужчины утекли в Сеть. Сумма компенсации символическая, но полтора года разбирательств все- таки дошли до логического финала.


«Очевидно и понятно, что в рамках отечественной судебной практики в лучшем случае я мог рассчитывать на компенсацию в размере 10 тысяч рублей. Как я сильно ошибался!» — начинает свой рассказ Александр Шацкий. Вместо запрошенных в качестве компенсации 50 тысяч суд второй инстанции одобрил только 5 тысяч. Да и с ними пока неясно, так как, возможно, компания потребует реванш в третьей инстанции.

О том, что данные пользователей «Яндекс.Еды» попали в открытый доступ, стало известно в конце февраля 2022 года. 1 марта сервис объявил об утечке, но систему, через которую имена, фамилии, адреса, личные телефоны и названия ресторанов с суммами заказов ушли в Сеть, компания прикрыла только в конце месяца. Сервис извинился, но, как показывает позиция компании в суде, виноватым себя не признал. Да и штраф в 60 тысяч рублей, который ему выписали в Москве, выглядит даже не смешно на фоне масштаба ситуации.

Отсудить стоимость смартфона

«Начитавшись новостей о том, что у такой крупной компании, как «Яндекс», произошла утечка персональных данных, я решил проверить, а что, собственно, может узнать абсолютно любой человек обо мне, набрав в поисковой строке номер мобильного телефона или имя с фамилией. Естественно, я обнаружил адреса, куда заказывал себе еду из известных заведений, прочую информацию», — рассказывает Шацкий. Он признает: да, доступ к базам быстро прикрыли, но сегодня не нужно быть айтишником экстра-класса, чтобы обойти блокировку.

Некоторое время истец наблюдал за анонсами судебных коллективных тяжб с «Яндекс.Едой». «Изначально все звучало очень красиво: коллективные иски, многомиллионные компенсации и т. д. Я, естественно, в это не поверил и обратился в семейное юридическое бюро моих хороших знакомых Валентина и Виктории за более приземленными перспективами», — поясняет собеседник свой сольный поход за справедливостью.

В Куйбышевский районный суд Александр подал иски сразу к двум компаниям — «Яндекс.Еде» и к «Деливери Клаб». Это две разные платформы с разными заказами, следовательно, объём персональной информации там тоже различался. Иски однотипные, ответчики разные, суд — один и тот же.

«В итоге я получаю два разных решения на стадии принятия: в случае «Яндекса» мой иск принимают к производству, иск к «Деливери» возвращают», — говорит Шацкий (акт о возвращении иска по «Деливери» он успешно оспорил, но это уже другая история).

При составлении иска возникла проблема: любое финансовое требование к ответчику надо обосновать. «Но как обосновать размер компенсации за то, что теперь любой человек из любой точки мира может узнать всю информацию обо мне и заявиться в гости? — рассуждает собеседник. — С одной стороны, в нашей стране не принято взыскивать многомиллионные компенсации, как это делается на Западе. С другой стороны, при наличии практически единственного способа защиты права как компенсации морального вреда предъявлять ко взысканию 5000 рублей с крупной компании — смешно». В итоге вместе с юристами решили: 50 тысяч — сумма, дающая минимальную материальную удовлетворённость. Можно приобрести новый смартфон, но не более.

Судебной практики по таким спорам на момент подачи иска не было, поэтому позицию аргументировали просто и доступно: Шацкий как пользователь предоставил персональные данные, а «Яндекс.Еда» их не смогла сохранить.

Первая инстанция: «Яндекс был ни в чем не виноват»

Иск Александр подал в августе 2022 года. На второе или третье заседание суда приехал представитель «Яндекса» — как позже оказалось, из Москвы. «После ознакомления с документами мой юрист мне пояснил, что на заседания приезжают не штатные сотрудники — юристы «Яндекса», а целый нанятый для этих целей крупный московский юридический консалтинг», — рассказал истец. С чего вдруг такой почет, можно только предполагать: отбить иск — это 50 тысяч; а сформировать отказную судебную практику перед перспективой сотен аналогичных заявлений — бесценно.

Ответчик в суде иск не признал и попросил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на отсутствие доказательств, что данные Александра были распространены именно по вине «Яндекс.Еды».

Куйбышевский суд счел, что доказать требуется трехчастную композицию: факт незаконных действий работников и должностных лиц «Яндекс.Еды»; факт, что ответчику вообще был причинен моральный вред; связь между этим самым вредом и действиями «Яндекс.Еды». Также суд принял во внимание, что юрлицо было признано потерпевшим по уголовному делу об утечке данных.

«Аргументация суда сводилась к тому, что в утечке персональных данных виноват не сам «Яндекс»; «Яндекс» сделал все, чтобы избежать утечки; а скриншот сайта с распространенными данными необходимо заверять нотариально», — вспоминает Шацкий.

Вторая инстанция: От вас и утекло-с

Когда Александр отправился обжаловать решение в Городском суде, в Москве уже начали появляться первые решения по аналогичным спорам. Практика была крайне неоднозначна, однако теперь была хоть какая-то точка отсчета. Кстати, в столице по коллективному иску пользователям сервиса присудили такую же компенсацию — всем по 5 тысяч.

«В апелляции мы с юристами ссылались на то, что «Яндекс» сам признал — утечка произошла из-за недобросовестных действий сотрудников, а не из-за западных хакеров, а также на то, что персональные данные были распространены именно «Яндексом», а не каким-то другим лицом. Кроме того, мы запросили судебные акты по делу, где «Яндекс» наказали административным штрафом», — говорит Шацкий.

По его словам, сложилось впечатление, что суд апелляционной инстанции был готов к заседаниям намного лучше, был в курсе московской практики. Как пояснил Александр, ему и юристам сыграло на руку, что еще в первой инстанции «Яндекс.Еда» приобщила огромное количество своих собственных документов в области технической безопасности данных. «Кое-как мы объяснили, что кроме самого по себе приобщения всех этих документов нужно еще доказать реальное их применение. Ну а какая эффективность от всего этого, если «Яндекс» сам по факту и признал, что утечка произошла из-за их же недобросовестного сотрудника?» — резюмировал истец.

«Когда те принесли в суд пачку отказных решений (в приобщении которых, кстати говоря, абсолютно справедливо отказали), стало ясно, что по всей территории России ездят одни и те же представители. Простая математика показывает, что если всем желающим сразу выплатить по 5000 рублей, это позволит даже сэкономить на своих же представителях, чтобы те не таскались по судам», — прокомментировал Шацкий.

Будет ли «Яндекс.Еда» обжаловать решение, пока неизвестно, однако Шацкий полагает, что третий раунд, скорее всего, состоится. На момент публикации в пресс-службе «Яндекса» на запрос «Фонтанки» не ответили.

Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях