Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Скоро ничаго не будя». На стримингах вышел фильм «За нас с вами» о жизни коммуналки накануне смерти Сталина

«Скоро ничаго не будя». На стримингах вышел фильм «За нас с вами» о жизни коммуналки накануне смерти Сталина

25 264
Источник:

Андрей Смирнов сделал себя режиссёром лент рефлексивно-исторических, если только можно ввести такое понятие. Историческое кино чаще других становится пропагандистским, это получается как-то легко, естественно и приятно — опереться на миф.

Но в «Белорусском вокзале», с которого пошла смирновская слава, как раз вот этой легкости и нет — режиссер как бы с усилием докручивает какую-то ручку рефлексии, уходит от простоты, от очевидности. В том числе и в картинке, и в сюжете. Шутка ли, сильнейшим фильмом о войне стала картина, в которой, собственно, никакой войны нет, а выстрелы звучат только церемониальные — салют на кладбище. Есть последствия, закономерности, событийные и психологические цепочки…

Сорок лет спустя, в новую эпоху Смирнова-постановщика, его «Жила-была одна баба» о Первой мировой и Гражданской — полотно куда более эпическое, но тоже предмет такого упрямого вглядывания, исследования. «Француз» 2019 года — опять более камерный этюд об истоках оттепели.

И вот теперь — объектив камеры Смирнова смещается на несколько лет назад, в 1952–1953 годы. «За нас с вами» — кажется, подходящее название для добродушно-беззубой патриотической комедии, но уже в самом фильме несколько раз усиленно показывается — это часть довольно циничного тоста: «За нас с вами — и хрен с ними».

Кто тут мы, кто вы, кто они? Сперва понять что-то трудно в этой куче. Темно, спящие тела, какие-то эротические поползновения — и от тряски подламывается ножка кровати, сложенная хлипко из кирпичей. Похоже, метафора! Дом на песке упал, и падение его было великое; если царство разделится в себе, не устоит царство то. Царство в самом деле на грани: вот-вот умрет Сталин, простите за спойлер. Но даже и без этого… От шума зажигается свет, недовольные голоса, и действие выплескивается в гигантские коридоры московской коммуналки, где, конечно, ад, чад, и новые и новые лица высовываются из-за бесконечных дверей, и тела в блеклой одежде вращаются по непонятным орбитам, выстраиваются в странные композиции.

1 из 4
Источник:

«Куда от вас, уродов, деться-то», — бормочет кто-то вполне в духе фильмов Германа-старшего. Решительно непонятно сперва, на кого смотреть, за кем следить. Кажется, на семейство Петкевичей. Профессор философии Пётр Казимирович (Андрей Смоляков в образе несколько непривычном после всех милицейских ролей) фрондирует и рассуждает довольно свободно, что все марксисты — недоучки... Его жена Ангелина Федоровна (Ирина Розанова) загадочно улыбается и вспоминает о том, как была смолянкой и любила гусара.

Здесь же живут их дочь Ариадна (Юлия Снигирь) и её муж, метростроевец Борис (Александр Устюгов), которому вся эта антисоветчина поперёк горла, но терпеть приходится.

Это если очень упрощать: на самом-то деле в фильм, как в ту коммуналку, уместилась ещё уйма персонажей. Заглядывают время от времени соседи, семейство Дорфманов (Леонид Ярмольник и Галина Тюнина), — они-то, интеллигентные евреи-врачи, станут, конечно, образцовыми жертвами на последнем сталинском витке репрессий. Появляется Зина Лурье (Ксения Раппопорт), подруга Ариадны, — тоже страдающая от антисемитизма. Отдельная линия посвящена аспиранту Олегу (Иван Добронравов), который к Петру Казимировичу набивается в друзья и поговорить о Гуссерле — непонятно, искренне или с каким-то умыслом. Не говоря о семействе колхозников Раисы и Василия (Нина Амелина и Дмитрий Куличков), которым тоже положено внимание. Где-то до поры таится капитан Госбезопасности Иван (Александр Кузнецов), положивший глаз на красавицу Ариадну.

Всё это и в фильме выглядит так же многолюдно и переполненно, как предыдущий абзац. Длины ленты в добрых два с половиной часа на всех явно не хватает — персонажи теснятся, появляются, исчезают. Фокус внимания все-таки сходится в какой-то момент на Петкевичах — но совсем непонятно, к чему тогда Раиса и Василий, которые и так-то ютились на задворках сюжета, как бедные родственники, а примерно к середине фильма Андрей Сергеевич (писавший сценарий) и вовсе их выбросил на мороз.

1 из 3
Источник:

И вообще-то кажется, что режиссёр явно не любит пролетариат, как профессор Преображенский. И даже дело не в том, что большая часть «простых» показана как алкоголически обрюзгшие люмпены. Но вот изъясняются они все на таком искусственно-селянском наречии, что хочется бегом, рыдая, убежать в комнату интеллигентных Петкевичей, прильнуть к бюсту Марка Аврелия и забыть обо всём, обо всём… «Скоро ничаго не будя. Цельный рупь энто. Али шкура моя рубля не стоить боле?» Инда взопрели, словом, озимые. Неловко как-то даже.

Интеллигенции, впрочем, Андрей Смирнов тоже не даёт спуску. Изъясняются они тоже странно, только на другой лад: очень тщательно проговаривают, что массовый террор не способствует полёту мысли, что евреям, оказывается, очень тяжело жить в антисемитской стране, что психика народа покалечена, а фраза «ты что, особенный?» — это наша национальная идеология. Они рассказывают об этом друг другу при всяком поводе, подробно и обстоятельно — примерно как классицистические герои на сцене рассуждают про злонравия достойные плоды… Выглядит довольно устрашающе. Пожалуй, до такого сценария не додумался Сорокин с его письмами Мартину Алексеевичу и Булгаков с его «абырвалг». Впрочем, может, это новейшая эпоха наша так движет рукой автора, что вся сложность, вся толстовская панорамичность, вся рефлексия — сводятся к довольно нелепой, зловещей сатире, к вороху андроидов и гомункулов, теснящихся в этих Покровских воротах.

И при этом совершеннейшим контрастом становится работа неизвестного почти оператора Сергея Медведева, под взглядом которого все сцены прорастают в какой-то небывалый ренессанс и античность, становятся руинами Серебряного века и репродукциями малых голландцев — и пустые дворы Москвы, и обшарпанные стены коммуналки, и серый блестящий снег, и, конечно, ледяной взгляд капитана МГБ, сканирующий всю эту прощальную красу.

Матвей Пирогов, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34