![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/accec08ee20c0a3756c930d482f3bec90acfaa8a_2000_1125.jpg)
«Студия 44» Никиты Явейна разработала концепцию для реконструкции Музея электрического транспорта. Современные троллейбусы с увеличенным автономным ходом составят компанию ретромоделям.
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/dbd2a5ce9320eb6d9ae89391fc59fb1f0a29247b_1684_1123.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/dafade11d5d9216cf5e3c532607f4a2804e07423_1686_1124.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/9d2e0336dec4ff982291b4d872f7efa6028c8393_1686_1124.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/ec20a735f0b4dd8e42babce90354675104f282fc_1686_1124.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/7ecaba3708dd9178083a2021a42a4b82095a51b0_1686_1124.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/58274ea5dbfe9bb393e7b489833a365b082d5c03_1686_1124.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/365e03c3da2f7c8394cd6d93eeb17f690431d889_1686_1124.jpg)
Как рассказали «Фонтанке» в архитектурном бюро, все три исторических депо, которые находятся сейчас на территории второй площадки Третьего трамвайного парка, сохранятся. Осмотр экспозиции начинается с зоны свободного прохода, объединяющей все три исторических здания. По пути следования можно воспользоваться мультимедийными информационными стойками, открыть карту навигации или сведения об экспонате на смартфоне и планшете.
В центральной части и боковых залах первого депо будет выставлен рельсовый и электрический транспорт, работавший в Санкт-Петербурге – от конки и первого электрического трамвая до Ф.А. Пироцкого до образцов XXI века. В этой экспозиции, в частности, будет и макет «Ледового трамвая Санкт-Петербурга» (система, которая функционировала в зимнее время с 1895 по 1910 годы на льду Невы).
В боковых залах разместят смежные экспозиции – о природе электричества, истории его изучения и, собственно, его использования в транспорте: здесь поставят макеты трамвайный и троллейбусных кабин с возможностью управления, а также различные действующие агрегаты (пантограф, токоприемник, контроллер и др.)
Второе депо – это зона экспозиции «Блокадный Ленинград», с реконструкцией обстрелянной улицы и инсталляциями для максимальной визуализации того периода. Выставки в боковых залах будут посвящены трамвайно-троллейбусному управлению в годы войны и периоду послевоенного восстановления. Во второй части депо образуется трансформируемый зал для проведения массовых мероприятий, ориентировочная вместимость - 1000 человек для концертов без посадочных мест со сценой перед воротами; 600-700 чел. с посадочными местами при размещении сцены в центре зала; 260-330 мест – постоянный зал в котором демонстрируют кинохронику в свободное от мероприятий время. Балкон также предполагается использовать во время мероприятий. На втором этаже располагаются выставочные залы.
Третье депо займет экспозиция «Служебные трамваи», с интерактивным экспонатом - грузовым краном на базе трамвая. Также там будет действующая реставрационная мастерская с возможностью доступа посетителей.
Вдоль 19 линии запланирована динамическая экспозиция отреставрированного подвижного состава на 4 существующих тупиковых путях. 5-й путь демонтируется для прокладки путей детского трамвая. Под депо детского трампарка со смотровой ямой и ремонтной зоной реконструируют одну из вспомогательных построек. Сама узкоколейная трамвайная линия шириной 600 мм проложена вдоль открытой экспозиции с разворотным кольцом вокруг памятника трамваю Brush. Станция отправления и прибытия с навесом находится за детским центром в здании под литерой Е. Там же диспетчерский пункт, где заполняется ведомость движения, включается светофор и делается пометка на отправку. По пути следования – остановки для детских квестов, с отсылкой к работе отдельных служб. Например, в «Службе пути» выдадут форму, и участник должен будет отремонтировать участок полотна. В качестве подвижного состава используется поезд из двух вагонов и сочлененный вагон.
Концепция предполагает благоустройство, восстановление исторических опор контактной сети 1907 года, при этом экскурсионный ретромаршрут продолжает курсировать, а весь исторический подвижной состав сохраняет возможность движения по всем существующим путям. Здание котельной реконструируют под общественную зону, соединят с тремя депо с помощью отапливаемых остекленных павильонов с распашными воротами для движения трамваев, при необходимости, по существующим путям. За котельной располагается кафе в остекленном павильоне с барной стойкой вокруг восстанавливаемой кирпичной трубы.
Кроме того, здесь размещается парк действующих троллейбусов с увеличенным автономным ходом – на 86 машин с автоматической зарядкой.
Прогнозируемая посещаемость музея - до 200 000 человек в год, то есть до 100 человек в час.
«Студия 44» стала единственным участником конкурса, который ранее объявил «Горэлектротранс». О планах по реконструкции музея предприятие сообщило еще в прошлом году. Напомним, в 2014-м «Уралвагонзавод» предлагал https://www.fontanka.ru/2014/12/03/132/ Смольному следующий обмен: инвестор реконструирует парк на Среднем проспекте Васильевского острова, и получает территорию Третьего трампарка на Большой Посадской. В итоге дальше разговоров дело не пошло, а по состоянию на данный момент ГЭТ разрабатывает проект реконструкции Третьего трампарка, куда приедут 54 трамвая для центра города, одновременно планируя реконструкцию музея на Васильевском.
Николай Кудин, Ирина Корбат "Фонтанка.ру"
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/accec08ee20c0a3756c930d482f3bec90acfaa8a_2000_1125.jpg)