Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Великолепная пятерка. Кто грузит в портах Балтики (фото)

Великолепная пятерка. Кто грузит в портах Балтики (фото)

21 509

Трабер взлетел, Бокарев упал, Бонч-Бруевич на низком старте, Петербург стабилен. «Фонтанка» подводит итоги работы балтийских портов первого полугодия.

ООО «Новые коммунальные технологии» (НКТ) бизнесмена Ильи Трабера перевалило за первое полугодие 2021 года 5,6 млн т грузов, что почти в 3 раза больше достижения аналогичного периода в 2020 году и где-то на 1 млн т меньше, чем за весь прошлый год. Такую динамику не показала ни одна портовая компания на российских берегах Балтийского моря.

Если же вспомнить, что 2020 год НКТ завершили с 40-процентным отрывом от собственных результатов 2019-го, то не преувеличим: Трабер стремится обогнать всех. В переводе на грузы мы видим зарождение новой звезды морского угольного экспорта России — по итогам полугодия НКТ перевалили где-то 5 % всего объема.

В формате Усть-Луги доля бизнеса Ильи Трабера составляет почти 11 % суммарного грузооборота порта (52,9 млн т), впереди лишь такие гиганты, как ООО «Невская трубопроводная компания» и АО «Усть-Луга Ойл» Андрея Бокарева, а также АО «Ростерминалуголь» Искандара Махмудова. Но, в отличие от них, НКТ попали в топ-5 стивидоров Усть-Луги впервые — и сразу заняли 4-е место, обогнав ООО «Европейский серный терминал», владение которым СМИ приписывают Александру Жукову, зятю Романа Абрамовича.

Свои достижения НКТ реализуют на терминале «Юг-2» — в прошлом основном активе обвиненного в хищении денег государственной «Транснефти» Валерия Израйлита. Сегодня этот терминал — основной актив лично Ильи Трабера — с начала мая он единственный владелец компании.

Зато лидер перевалки первого полугодия 2020 года — «Невская трубопроводная компания» Андрея Бокарева — на этот раз сильно сдал позиции. Её результат 6 месяцев 2021-го — 10,8 млн т — оказался почти в полтора раза худшим, чем год назад, когда компания загрузила на танкеры 14,3 млн т нефти. Впрочем, морской экспорт сырой нефти показал снижение по всем портам страны, хотя и не столь глобально — на 9,4 %.

Вряд ли с этим связано то, что Андрей Бокарев превзошел всех в массовой популярности, обратившись к российскому президенту с предложением произвести редевелопмент петербургского порта и получив письменное предписание рассмотреть его идею. Речь о том, чтобы обрабатываемые в Большом порту Санкт-Петербург грузы перенаправить в Усть-Лугу, а на месте петербургского порта построить жилье и бизнес-центры. «Фонтанка» писала, как Минтранс уже приступил к изучению этого вопроса.

Стоит добавить несколько слов про еще одного участника портового бизнеса Усть-Луги, не попавшего пока в статистику грузооборота, но явно пребывающего в позиции низкого старта. Это ООО «Ультрамар» Андрея Бонч-Бруевича, строящее терминал для перевалки 12 млн т минеральных удобрений в год. Объект заработает на полную мощность в 2022 году, но уже сейчас активно готовится, причем совсем не так, как это делают другие претенденты на участие в портовом бизнесе. Последние ищут способы привлечь владельцев грузов — в этом суть конкуренции, без грузов терминалы никому не нужны, мощностей же в Усть-Луге заявлено больше, чем потребностей. «Ультрамар» же, помимо поиска партнеров-грузовладельцев, обзаводится собственной грузовой базой.

Не далее как в начале июля Андрей Бонч-Бруевич договорился с «Уральской горно-металлургической компанией» о создании производства сульфата аммония на базе ПАО «Среднеуральский медеплавильный завод». А еще в группу «Ультрамар» входит ООО «Смарт Балк Терминал», 70 % долей которого принадлежат одному из крупнейших в России производителей минеральных удобрений ПАО «Фосагро». Это — безусловное конкурентное преимущество. Стабильный грузооборот только у того, кто имеет собственный груз.

Большой порт Санкт-Петербург за первое полугодие показал присущую ему стабильность — 30,6 млн т, что на 2,6 % больше аналогичного периода прошлого года. Тут даже очередность расположения лидеров из первой пятерки не поменялась, хотя в абсолютных цифрах все, кроме АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) Михаила Скигина, чуть-чуть сдали свои позиции. Самый «сдавший» — АО «Морской порт Санкт-Петербург» из бизнес-империи Владимира Лисина. Его грузооборот в минувшем полугодии сократился на 0,4 млн т.

ПНТ единственный из великолепной пятерки петербургского порта увеличил продуктивность в сравнении с первым полугодием 2020 года. Правда, тоже чуть-чуть — на 0,3 млн т. Надо сказать, что 2020 год компания завершила тоже с весьма приличной динамикой: 9,2 млн т против 7,9 млн т в 2019-м.

Попавшее в самую необычную передрягу ООО «Феникс» — его, напомним, Генеральная прокуратура собралась национализировать в связи с незаконным, по её мнению, происхождением денег, на которые был построен принадлежащий компании терминал «Порт Бронка», — показало в первом полугодии сдержанный рост: 1,8 млн т против 1,6 млн т за тот же период 2020-го.

В целом же топ-5 стивидоров расположенных в Петербурге и Ленинградской области портов Балтийского моря по итогам первого полугодия 2021 года мало изменился. Там тот же состав участников, которые были бы расположены в том же порядке, если бы не сокращение грузооборота «Невской трубопроводной компании», которая уступила вторую строчку в рейтинге «Ростерминалуглю».

Мы видим абсолютного лидера грузооборота — контролируемое государственным ПАО «Транснефть» ООО «Приморский торговый порт». Он проиграл в цифрах самому себе — 26,1 млн т за эти 6 месяцев против 29,5 млн т за такие же в прошлом году, но уверенно сохранил лидирующую позицию по отношению ко всем остальным.

Лев Годованник, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях