5

«Метро» расправляет крылья. На покупку газеты чиновники хотят попросить в долг у «Пулково»

Петербургское правительство рассматривает разные варианты покупки бесплатной для горожан газеты «Метро» в 2021 выборном году. Наиболее вероятный — заём у петербургского аэропорта.

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
ПоделитьсяПоделиться

О покупке газеты, распространяющейся в петербургской подземке, в городском правительстве задумались в конце прошлого года. Собеседники «Фонтанки» отмечали, что сама по себе газета «Метро» не очень нужна Смольному. Но интерес к изданию будто бы начали проявлять другие крупные медиаигроки, перспектива усиления влияния которых в выборный год не сильно нравилась властям. Так или иначе, но обсуждение покупки, по данным «Фонтанки», находится на финальной стадии. Сделка может быть закрыта весной 2021 года.

Один из возможных вариантов покупки Смольным газеты «Метро» — заём у АО «Аэропорт Пулково», принадлежащего городу. Эту информацию подтвердили «Фонтанке» трое собеседников в петербургском правительстве. По их словам, предполагается, что в долг у владельца аэропорта возьмет АО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию», эта компания занимается управлением городским телеканалом «Санкт-Петербург». Примерная сумма займа — 120 млн рублей, добавляют двое собеседников. «Сделкой занимается вице-губернатор Эдуард Батанов. Покупка состоится к апрелю», — рассказал один из источников.

Сам Батанов отказался отвечать на вопрос о его участии в нетривиальной конструкции с аэропортом и газетой. Напомним, чиновник курирует финансовое направление (еще Арктику и ГАТИ, но это вряд ли имеет отношение к делу). До этого он занимался инвестиционным и транспортным блоками; в частности, успел побыть фактически начальником председателя комтранса Александра Головина. Сам Головин после массовой смены руководства в отраслевом блоке Смольного перешел как раз в АО «Аэропорт Пулково» на должность председателя совета директоров.

АО «Аэропорт Пулково» принадлежит Смольному на 100% и представляет город в государственно-частном партнерстве с «Воздушными воротами Северной столицы». У АО есть регулярный доход в виде выплат от инвестора, который несет расходы по содержанию, реконструкции и эксплуатации аэропорта.

В 2019 году — последнем, за который видна отчетность, — так называемая выручка от продаж АО «Аэропорт Пулково» составила 1,4 млрд рублей, а прибыль от них, за вычетом себестоимости и управленческих расходов, — порядка миллиарда. В то же время именно в 2019 году, судя по отчетности, акционерное общество понесло экстра-расходы в полтора миллиарда рублей; за пару лет до этого оно заключило контракт почти на 2 млрд на реконструкцию VIP-перрона № 3, и город отдельно подчеркивал: это собственные средства АО, и компенсированы из бюджета они не будут. Перрон в 2018 году уже принимал гостей https://www.fontanka.ru/2018/07/09/039/ чемпионата мира по футболу по временному разрешению Росавиации, но и сейчас контракт, судя по базе госзакупок, находится в стадии исполнения.

Как бы то ни было, в 2019 году АО «Аэропорт Пулково» со своим миллиардным гарантированным доходом от платежей по ГЧП и процентов по вкладам впервые за много лет ушел в минус — на 100 с лишним миллионов. До этого все сплошь прибыль — от 800 млн до 1,3 млрд. Оно и не удивительно, операционных расходов у организации не то чтобы много, план закупок на 2021 год вмещает 150 млн рублей. В итоге нераспределенная прибыль даже на конец «затратного» 2019 года составляла 2,8 млрд рублей. Если искать государственную структуру, которая может от щедрот своих одолжить 120 млн рублей, то «Аэропорт Пулково» — отличный вариант. Для сравнения: городское АО ЗСД, которое выполняет аналогичную роль в концессионном соглашении по одноименной магистрали, расходует несравнимо больше и каждый год фиксирует убыток в несколько миллиардов, так что само берет огромные кредиты у Евразийского банка развития.

Собеседник в финансовом блоке напомнил также, что ГАТР вполне может получить необходимую сумму как имущественный взнос собственника, то есть Смольного, в уставный капитал. Ещё один вариант покупки газеты «Метро» — выделение денег через постановление правительства, добавляет другой источник. С его точки зрения, даже если в итоге чиновники остановятся на варианте займа, отдать его будет можно с прибыли, которую получает издание. В ответ на предположение корреспондента, что чиновники могут превратить «Метро» в унылое издание с отчетами о собственной деятельности и тогда газета будет не столь привлекательна для рекламодателей, собеседник отметил, что франшиза, обязывающая поддерживать определенный формат, этого не допустит.

Григорий Матыжев, генеральный директор ИД «Три короны», являющегося издателем петербургской «Метро», сообщил, что не может комментировать слухи. Так же он отвечал и ранее, когда «Фонтанка» писала о самой возможности покупки газеты. Спустя неделю после выхода публикации МИЦ «Известия» объявил о приобретении «Делового Петербурга». А топ-менеджером компании-издателя назначили Матыжева, при этом генеральным директором «Трех корон» он всё еще остаётся.

На данный момент тираж петербургской газеты «Метро» составляет 150 тысяч экземпляров. Аудитория одного выпуска, по данным издательства, — 529 тысяч человек. Газета раздается на 61 станции метрополитена с 7:00 до 10:30.

Год назад выкупом одноименной столичной газеты «Метро» у частных лиц занялось и правительство Москвы. После покупки, по подсчетам «Фонтанки», количество упоминаний мэра Сергея Собянина увеличилось в 7 раз.

Ксения Клочкова, Николай Кудин,

«Фонтанка.ру»

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

СПРАВКА:
В Петербурге газета «Метро» выходит с марта 1997 года. В 2004 году петербургское «Метро» стало первой в России ежедневной массовой бесплатной информационной газетой. В том же году «Метро» вышло на первое место среди ежедневных газет Петербурга по размеру читательской аудитории и стало лидером по объемам продаж рекламы. В 2005 году концерн Metro International купил права на бренды Metro и «Метро» на территории России у петербургских издателей и заключил с ними договор франшизы. 26 сентября 2005 вышел в свет первый номер «Metro-Петербург» с международным зеленым логотипом. C 2009 года основным владельцем «Metro-Петербург» стал концерн Metro International, который выкупил контрольный пакет акций у основателей издания. В ноябре 2010 года Metro (синдикат «Metro Москва» и «Metro Петербург») стало самой крупной ежедневной информационной газетой в России по числу читателей номера (данные TNS Media Gallup). Тираж: 330 тыс. экземпляров. В октябре 2013 года акции издателя петербургской газеты «Метро» ЗАО «ИД «Три короны» были проданы ООО «ИК «Аброс», которое, судя по выпискам из ЕГРЮЛ, на тот момент на 100% принадлежало банку «Россия». ИК «Аброс», по последним данным Росстата, принадлежало 13,6% АО НМГ, которое с 2015 года владеет 100% акций «Трех корон».

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (5)

Давно пора бесплатные газеты запретить. А если сложить все вливания в газетенки всех уровней и из всех бюджетов города, думаю, можно было бы сделать бесплатный электротранспорт. Да и большинство из этих средств тупо пилится.

" Метро" За последний год из ежедневной стала появляться только два раза в неделю по крайней мере на станции метро на которой находится моя работа и то тонюсенькая. В любом случае складывается впечатление, что газета умирает.

Хотелось бы знать, под какой вид деятельности подгонят это в Аэрофлоте и будут ли одобрять Советом директоров кредитование города под тухлый проект? Там ведь за такие сделки персональная субсидиарка

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...