Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Курдам не нужна поддержка России». (фото)

«Курдам не нужна поддержка России». (фото)

«Фонтанка» поговорила с курдом в зоне турецкой военной операции

1 708
Lefteris Pitarakis/AP/TASS

Представитель курдских вооружённых формирований, противостоящих вторжению Турции, рассказал «Фонтанке» о ситуации на севере Сирии и отношении к России.

Турецкое министерство обороны сообщило о первых жертвах среди своих военных, которые вторглись на территорию Сирии 9 октября. По меньшей мере, один солдат погиб и ещё трое были ранены в ходе боёв с курдским ополчением. Турецкие власти заявляют о сотнях «террористов» погибших среди курдов. Однако собеседник «Фонтанки» на месте событий эту информацию опровергает. Представитель курдских вооружённых сил Дара Асси рассказал в интервью, как вторжение выглядит изнутри, сколько погибших на самом деле и почему курдам не нужна помощь России.

- Где вы находитесь сейчас? Как вы узнали о вводе турецких войск?

– Скажем так. Я был в районе Рас эль-Айн (приграничная зона вдоль границы с Турцией на северо-востоке Сирии. – Прим. ред.), когда турецкие воздушные налеты начались в среду около 16:00.

- Как далеко удалось продвинуться турецким войскам?

– Турецкие войска взяли под контроль лишь две деревни к востоку от города Рас-эль-Айн (стоит прямо на границе с Турцией) и деревню Тель-Халаф на западе города. Всё.

Фото из архива Дара Асси

- Президент Турции Эрдоган сообщил об уничтожении «109 террористов» с момента начала операции. Какие цифры по погибшим и раненым есть у вас?

– Точной информации о жертвах SDF (Демократические силы Сирии – армия вооружённой оппозиции в Сирии, в которую входят отряды самообороны курдов, арабов, ассирийцев и туркмен. – Прим. ред.) нет. Но, по некоторым данным, в северо-восточной Сирии на данный момент убито не менее 30 бойцов SDF, сил безопасности самоуправления.

- Какова обстановка в контролируемых курдами населённых пунктах вне зоны операции? К чему готовятся местные жители?

– В наших городах внутри Сирии царит общее спокойствие, даже когда SDF отправляют военное подкрепление из этих тихих районов в направлении Рас-эль-Айна и Талль-Абьяда.

- Сколько людей были вынуждены уехать вглубь Сирии от границы? Можно говорить о беженцах?

– Да, была большая волна перемещения из приграничных городов с Турцией в глубь Сирии. За последние два дня тысячи гражданских лиц были перемещены в города Талль-Тамр (38 километров от турецкой границы. – Прим. ред.) и Хасека (80 километров от приграничного Рас-эль-Айна. – Прим. ред.). Кроме того, люди уехали из атакованных приграничных городов в деревни недалеко от границы с Турцией.

- Как сейчас работает связь? Телефон и интернет доступны, так же как и до начала операции?

– Да. В городах вдоль пограничной полосы работает турецкая сеть. Есть и телефон, и Интернет. Кроме того, здесь работает и сирийский Интернет, а также линии Интернета, принадлежащие частным провайдерам Valin и Rcell. Работает всё нормально и в остальных зонах.

- Двигаются ли на помощь курдам в Сирии курды из Ирака?

– На сегодняшний день нет никакой ощутимой поддержки со стороны иракских курдов, готовых помочь братьям в Сирии.

- США сообщали об удалении своих военных из зоны турецкой операции. Когда зону покинули военные советники США?

– Они не покидали этот район. На самом деле они все еще находятся на американской базе в Айн-Иссе (город в 45 километрах от атакованного турками приграничного города Эт-Телль-эль-Абьяд. – Прим. ред.). Там же остаются американские солдаты, которых эвакуировали из приграничных городов ещё за два дня до начала турецкого военного вторжения.

- Координируют ли курдские формирования свои действия с силами Башара Асада? Ранее в SDF не исключали тактического союза с этим врагом перед лицом турецкой угрозы.

– Нет. Сейчас нет координации военных действий с Асадом. Судя по всему, сирийское правительство не будет вмешиваться, чтобы поддержать курдские силы. Похоже, что Турция с Россией договорились надавить на сирийское правительство так же, как это было в Африне (в январе – марте 2018 года Турция провела военную операцию «Оливковая ветвь», в ходе которой от курдов был освобождён город Африн на северо-западе Сирии. – Прим. ред.). Россия ведь является главным контролёром над решениями сирийского правительства.

- То есть курды не ждут помощи от России?

– Курдам не нужна поддержка России. Тем более после того, как Россия и Турция опять договорились о координации действий за два дня до начала военной операции Эрдогана.

- Дональд Трамп, после заявления которого о готовности вывести войска Турция и ударила по северу Сирии, теперь заявляет, что «пристально наблюдает» за турками и накажет их, если Анкара не станет «играть по правилам». Что бы вы сказали ему сегодня?

– В первую очередь гуманитарный и моральный долг Трампа заключается в том, чтобы не позволить туркам вторгнуться вглубь северо-восточных районов Сирии, безопасные сегодня районы, которыми управляют совместные силы нашей армии и военных его страны. Мы же вместе с его солдатами сражались с террористами Исламского государства (в РФ и ряде других стран организация признана террористической. – Прим. ред.) от имени всего мира. И в этих битвах было потеряно более 11 тысяч жизней…

- А для Владимира Путина у вас есть что сказать, несмотря на отказ курдов принимать гипотетическую помощь Москвы за «сговор с Эрдоганом»?

– Если бы у меня была такая возможность, я бы ему сказал, что настоящий «друг сирийского народа» не допустил бы крови и без того страдающих от войны сирийских граждан. Если бы Россия была другом, она бы этого не допустила. Не допустила бы новых страданий, которые несёт турецкий президент без какого-либо реального оправдания своих действий.

Фото из архива Дара Асси

- Эрдоган пугает ЕС тем, что позволит миллионам беженцев из Сирии попасть в Европу, если они будут называть операцию «оккупацией». Это реальная угроза?

– Это обычный шантаж. Личность Эрдогана – это шантаж. И тому есть масса подтверждений. Например, вымогательство у США и НАТО, когда он купил российские системы С-400. США отказались передавать Турции технологии по системе Patriot. Эрдоган пытается быть убедительным в серьёзности намерений пустить беженцев в Европу. Но нам кажется, что так он не просто пытается добиться невмешательства в оккупацию сирийской территории, но также стремится получить денег от ЕС.

- Военные эксперты в РФ говорят, что цель Эрдогана – вернуть в Сирию 2 миллиона беженцев. Это похоже на правду?

– Да. Настоящая цель Эрдогана состоит в том, чтобы изменить демографию региона «сирийский Курдистан» (северо-восточная часть Сирии, контролируемая отрядами, где в основном состоят курды. – Прим. ред.). Ему важно очистить эту территорию от коренных народов – курдов и ассирийцев, чтобы развеять мечту сирийских курдов о создании своей автономии, как это было сделано нашими братьями в Ираке. Попытки переселения жителей из других сирийских районов в курдские города на границе с Турцией неминуемо окажут негативное влияние на стабильность в регионе в целом.

P. S. Официально целью вторжения турецкой армии при поддержке местных союзников называется создание «зоны безопасности» вдоль всей границы с Сирией, протяжённостью 480 километров и глубиной 30 километров. Анкара хочет очистить эту территорию от курдов, которых турецкие власти называют «террористами». Именно эти вооружённые силы совместно с ВВС и спецназом США при поддержке военных ряда других европейских стран ранее очистили левый берег Евфрата от террористов ИГ.

Николай Нелюбин,
специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях