Петербургский авторынок по итогам 2016 года упадет на 8 – 10%, прогнозируют эксперты. Один из главных драйверов – кредитование – не спешит возвращаться к докризисным показателям. Банкиры, несмотря на сокращение просрочки, пока не видят оснований смягчать требования по автокредитам. У потребителей и так много долгов, а их доходы продолжают сокращаться, отмечают они.
Банкиры, несмотря на сокращение просрочки, пока не видят оснований смягчать требования по автокредитам. У потребителей и так много долгов, а их доходы продолжают сокращаться, отмечают они. Однако, чтобы соответствовать духу времени, участники рынка выводят новые продукты – долгосрочные займы для перекредитованных автовладельцев и на покупку подержанных авто у физлиц.
Объем рынка автокредитования в Петербурге в ближайшее время навряд ли вернется к докризисным показателям. Об этом заявили участники "круглого стола" «Набирает ли обороты авторынок Петербурга?».
Так, представитель «ВТБ 24» Иван Макаров оценил рост за восемь месяцев 2016 года в Петербурге в 10% к прошлому году. «Конечно, рынок не сокращается, но говорить об отскоке рано. То, что сейчас происходит, правильнее назвать стабилизацией», – пояснил он. Впрочем, ранее «ВТБ 24 сообщал, что лично у него объемы выросли в 1,5 раза, однако это все равно меньше, чем по ипотеке (в два раза) или потребительскому кредитованию (в три раза).
ЮниКредит Банк в 2016 году выдал примерно на 20% больше займов на покупку машин, чем за тот же период год назад. Однако сравнить показатель с докризисным заместитель управляющего Петербургским филиалом Антон Большаков затруднился, отметив, что из-за аномальной динамики продаж в 2014 году сопоставление будет некорректным.
У Балтинвестбанка среднемесячные объемы выдач оказались даже ниже 2015 года, честно признал директор департамента розничных банковских продуктов и методологии Андрей Суровцев. Впрочем, эта динамика объясняется тем, что банк приостанавливал работу на рынке автокредитования на полгода и возобновил ее только в конце мая 2016 года. "Объемы выдач еще не набрали свои обороты, поэтому они ниже показателей 2015 года", – пояснил топ-менеджер.
Рынок в целом показывает положительную динамику, во многом благодаря государственной программе субсидирования ставки, признают участники рынка. К примеру, у ЮниКредит Банка на такие займы приходится 60% портфеля, у Балтинвестбанка – 50% по новым машинам (кредитная организация работает также с подержанными). Стоимость таких продуктов составляет 7,5 – 10% годовых. Напомним, государство субсидирует часть ставки для машин, произведенных на территории РФ и стоимостью до 1 млн рублей.
Качество портфеля тоже улучшилось. «Доля просрочки стабилизировалась на уровне 9,5% летом 2015 года и сейчас приближается к 9%», – говорит Иван Макаров. Более того, новые клиенты также относятся к кредитам более ответственно и лучше обслуживают свои обязательства.
Однако, несмотря на это, банкиры не только не снижают, но и еще сильнее ужесточают требования к заемщикам. «Уровень заявок не меньше, чем до кризиса, но уровень одобрения на порядок ниже», – отмечает Андрей Суровцев.
К примеру, банки повышают планку первого взноса. «Если в 2015 году можно было купить машину без первого взноса, то сейчас минимум составляет 15%», – отмечает топ-менеджер.
«Подрезали» и максимальный возраст автомобиля. Так, Балтинвестбанк готов страховать иномарки не старше 12 лет на момент окончания действия кредитов. Но только европейские и американские. А вот узбекские и китайские приравнены к отечественным, и для них планка сейчас семь лет.
«Во время кризиса банки действительно «прикрутили» рисковую политику», – отмечает Антон Большаков. Это выражается в том, что для получения более низкой ставки клиент должен приобретать дополнительные страховки и приносить больше подтверждающих документов. «Но многие на это идут», – говорит топ-менеджер.
По словам Ивана Макарова, не дает оснований смягчить политику в первую очередь макроэкономическая ситуация, которая в этом году не изменилась к лучшему. «Все ждут следующего года, когда будет понятно, продолжится тенденция спада или пойдет в рост», – говорит Иван Макаров.
При этом, по словам банкиров, в их портфеле растет доля состоятельных заемщиков – с доходами более 100 тыс. рублей. «Если раньше они просто шли и покупали, то теперь, видимо, денег недостаточно», – говорит Андрей Суровцев. А вот потребители с доходом менее 100 тыс. рублей зачастую слишком сильно закредитованы, и банкиры вынуждены им отказывать.
Впрочем, подстраиваясь под спрос, кредитные организации выводят на рынок новые продукты. К примеру, банк «Александровский» предлагает заем для покупки авто на максимальный срок семь лет, тогда как у других участников он составляет пять лет. «Ежемесячный платеж получается меньше, что актуально для тех, у кого и так большая кредитная нагрузка», – отмечает Андрей Барановский, начальник департамента массового и розничного бизнеса банка «Александровский». На фоне роста вторичного рынка компания планирует кредитовать покупку подержанной машины не только у дилера, но и у физлица.
Балтинвестбанк готов давать в долг водителям, которые не хотят платить за каско. «Но ставка, естественно, будет выше: для новых машин на 1%, для подержанных – на 3%», – говорит Адрей Суровцев.
По оценке НБКИ и Автостата, на конец второго квартала 2016 года в Северной столице в кредит было куплено 42,5% всех новых автомобилей. Причем, по словам дилеров, на фоне сокращения общих продаж (на 5% по итогам января – августа, по данным «Auto-Dealer-СПб») доля заметно выросла по сравнению с прошлым годом. К примеру, у «Терра Авто» (бренды Lada и KIA) показатель увеличился с 27% до 48%. «Цель достичь 65%», – отмечает руководитель отдела продаж «Автоцентра "Василеостровский"» Максим Прутковский.
По его словам, дилерам выгоднее продавать машины в кредит, поскольку на самом автомобиле компания практически не зарабатывает (с учетом скидок маржинальность может составлять менее 1%). В этой ситуации источник дохода – это сервис и реализация дополнительных услуг, к примеру страховок.