Запрет на выезд за границу не помешает владельцам проблемных банков уехать из России. Ездят же обычные невыездные граждане через Белоруссию и Казахстан, говорят специалисты. А у банкиров еще и миллиарды в руках, и связи.
Владимир Путин предложил запретить выезд за границу владельцам проблемных банков. «Лучше не выпускать», — сказал он. Идею ему дала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, ссылаясь на аналогичную практику среди граждан-должников. Часть банкиров, с которыми пообщалась «Фонтанка», ничего лучше от властей и не ждали. Другая часть, наоборот, поощряет инициативу. Запрет на выезд будет мотивировать решать проблемы, считают они.
Президент Владимир Путин намерен поручить правительству и правоохранительным органам придумать способ законодательно ограничить выезд за границу тем банкирам, которые выводят активы кредитной организации за пределы России. К такому решению президент пришел в ходе встречи с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной, которая 13 сентября прошла в Кремле. Руководитель ЦБ посетовала, что «банкиры с такими огромными суммами долгов спокойно выезжают», и предложила ограничить их выезд по аналогии с должниками по ЖКХ или ГИБДД.
По словам Набиуллиной, в первый половине 2016 года объем операций с признаками вывода средств за границу составил 110 млрд рублей. За весь 2015 год — 500 млрд, за 2014 год — 800 млрд, в 2013 году — 1,7 трлн. «Нам, конечно, хотелось бы, чтобы банковская система до нуля довела эти средства», — сказала она президенту.
«Набиуллина: – Неотвратимость наказания – это, конечно, ключевая вещь для того, чтобы это не повторялось у других банкиров, и в том числе немало, к сожалению, случаев, когда банкиры уезжают за границу, куда выведены активы, и эти активы нужно возвращать – не только наказывать их, но и возвращать эти активы. Это, конечно, сложная работа.
Путин: – Но и их, чтобы наказать, нужно вернуть из-за границы ещё.
Набиуллина: – Да.
Путин: – Или лучше не выпускать.
Набиуллина: – Может быть, законодательно продумать эту тему, потому что у нас граждане, которые не платят за ЖКХ или ГИБДД, их могут не выпустить за границу, а когда у нас банкиры с такими огромными суммами долгов спокойно выезжают… Понятно, что за два дня невозможно получить судебное решение, но надо подумать над этой системой.
Путин: – Нужно быть очень аккуратным, конечно, чтобы не ограничивать свободу людей, но нужно гарантировать и государство, и общество, и вкладчиков банков от всяких криминальных проявлений, это точно. Давайте я соответствующее поручение тоже дам и правительству, и правоохранительным органам, и вместе с вами подумаем.»
Из стенограммы пока не ясно, как именно будет устроен механизм: при каких обстоятельствах и на каком этапе акционеры банка будут подпадать под ограничение, на какой срок оно будет вводиться, коснется ли это наемных руководителей банков и т. д. Ясно другое. Инициатива Эльвиры Набиуллиной полностью вписывается в стиль ее банковского надзора, который она активно развивает начиная с 2013 года, когда она возглавила Центробанк. За этот период было отозвано 279 лицензий, в том числе 68 в 2016 году, ЦБ ввел множество различного рода ограничений для банков, создал классификации транзитных и сомнительных операций и т. д. Поскольку такой подход удовлетворяет президента, вряд ли предложение по ограничению выезда останется просто разговорами.
Банкир и преступник становятся синонимами
Реакция в банковской среде весьма ожидаема. Как сообщил «Фонтанке» один из акционеров одного из небольших петербургских банков, попросивший не называть его, он «разочарован, что предприниматель в России, в этом числе банкир, ассоциируется с преступником». По его мнению, это «не способствует развитию экономики и бизнеса, который во многих странах является золотым фондом нации».
«Инвесторы двигают экономику вперед, развивают благосостояние людей. Они и так несут предпринимательский риск, поскольку ситуация в стране не очень хорошая. И если инвестор, в частности, вкладывающий деньги в банковский сектор, может быть ограничен в перемещении, это безусловно снижает привлекательность инвестиций в банковскую систему. Хотя привлечение денег в экономику является важным фактором ее развития», — сказал собеседник «Фонтанки».
Акционер другого банка, также попросивший не называть его, наоборот, находит идею «хорошей и благородной». Но сомневается, что государство сможет контролировать исполнение ограничения на выезд. По его словам, даже проблемные заемщики, находящиеся под такими ограничениями, умудряются уезжать за рубеж. «Так же, как выезжают за границу недобросовестные исполнители контрактов, в том числе и государственных. Не говоря уже о преступных сообществах», — считает банкир. Так что создание еще одного списка невыездных банкиров, по его мнению, вряд ли решит проблему.
Банкиры в доверительных беседах неоднократно обращали внимание на то, что зачастую меры воздействия Центробанка не всегда адекватны, по их мнению, ситуации в банке. При этом большинство ограничительных мер ЦБ (запрет на прием вкладов, на перечисление денег за границу и др.) приводят к потере репутации банка, оттоку вкладов и банкротству. Судебная система в России не позволяет быстро оспорить такие решения, хотя некоторым банкам удавалось уложиться в три месяца (банк «Берейт» в феврале 2016 года снял с себя ограничения. Главное опасение банкиров теперь — не будет ли Центробанк ограничивать выезд банкирам просто так, для профилактики.
«Наверное, это судьба, — считает акционер еще одного банка. — Если ты выбрал профессию банкира, может случиться, что станешь невыездным. У нас много невыездных в стране. По разным причинам. Ну, что сказать. Готовься. Если тебя не выпускают, по крайней мере, есть время все исправить. Или опротестовать, если ты считаешь, что прав».
"Конечно, ЦБ преследует абсолютно благородные цели – с «черными» банкирами нужно бороться. Но вот обсуждаемые средства, мягко говоря, вызывают вопросы. Ведь если у ЦБ или правоохранителей есть доказательства причастности конкретного топ-менеджера банка или акционера к незаконной деятельности, то ограничить выезд можно и сейчас, а если доказательств нет, то это противоречит принципу презумпции невиновности, который пока еще ЦБ не отменил.
Какой бы механизм ни появился в итоге, вызывает огромные опасения возможности для злоупотребления. А мошенники после таких инициатив, скорее всего, просто ускорятся с выводом, пока поезд не ушел", – говорит Илья Лотвинов, заместитель председателя правления Банка «Александровский».
Кто успел сбежать из России
Россия знает немало банкиров, успевших раствориться за границей. Экс-владелец Межпромбанка Сергей Пугачев в 2010 году скрылся в Великобритании, затем переехал во Францию. В феврале 2016 года Высокий суд Англии предписал ему выплатить Агентству страхования вкладов России 75,6 млрд рублей.
Бывший глава Банка Москвы Андрей Бородин с 2011 года скрывается в Лондоне. Он даже пытался получить политическое убежище в Великобритании, но безуспешно. В России он обвиняется в хищении 6,7 млрд рублей. Властям России удалось арестовать его счета в швейцарских банках, земельные участки, автомобили и купленный Бородиным в 2012 году замок принца Уэльского.
Самый свежий пример — Внешпромбанк, лишившийся лицензии в январе 2016 года. Акционер Георгий Беджамов скрылся в Монако, но был арестован по запросу Генпрокуратуры. В июне его отпустили под залог. Другому акционеру Внешпромбанка, Ларисе Маркус, повезло меньше. Она была задержана по подозрению в мошенничестве за месяц до отзыва лицензии. На счетах банках пропали деньги "Роснефти", «Роснефтегаза», «Транснефти», пенсионных фондов и других организаций. Скрываются за границей акционеры банка «Траст» Илья Юров, Николай Фетисов и Сергей Беляев, основатель банковской группы «Лайф» Сергей Леонтьев и другие.
Есть беглые банкиры и у Петербурга. Самый яркий — бывший президент банка ВЕФК Александр Гительсон, обвиняемый в хищении 2 млрд рублей. Он сбежал за границу в 2010 году, сразу после выпуска из СИЗО под залог. Сперва он сменил имя на Сергея Соболева, затем получил гражданство государства Сент Китс и Невис, расположенного в Карибском море. Сев на яхту, он начал путешествовать по морям и океанам. Но в 2012 году попал в шторм в голландских водах, подал сигнал SOS и после спасения предъявил полиции документы на имя жителя Приозерского района Ленобласти Соболева. В апреле 2013 года его задержали под Веной, арестовали, и сейчас он отбывает пятилетний срок в поселке Металлострой Петербурга.
Акционер Балтийского банка Олег Шигаев в 2014 году уехал в Швейцарию. Сейчас он объявлен в международный розыск. Обвиняется в выводе 4 млрд рублей. Есть и примеры, когда петербургские банкиры не успели уехать из России либо просто сочли правильным остаться на родине и ничего не бояться. В сентябре 2015 года были арестованы экс-глава правления банка «Таврический» Сергей Сомов и бывший член правления Дмитрий Гаркуша, которых подозревают в хищении 1,5 млрд рублей из числа денег «Ленэнерго», хранившихся в банке. Задержаны также были руководители энергетической компании Андрей Сорочинский и Денис Слепов.
Банкиры найдут способ скрыться
Ограничение на выезд за границу будет мотивировать банкиров на восстановление платежеспособности кредитной организации, считает гендиректор компании «Юридическое бюро №1» Юлия Комбарова. Кроме того, если эти меры будут применять к банкирам, вполне вероятно, что нововведение впоследствии распространят и на руководителей крупных коммерческих организаций. «Обмен базами данных в едином таможенном пространстве пока не работает, хотя обратное многократно афишировалось, вероятно, с целью попугать должников», — пояснила она.
В отличие от граждан-должников, у банкиров гораздо больше финансовых возможностей для того, чтобы скрыться от наказания или смягчить его, говорит Комбарова. Недавно, к примеру, топ-менеджеру Смоленского банка Анатолию Данилову, ущерб от действий которого составил 400 млн рублей, дали условный срок. А в августе бывший владелец банка «Фининвест» Валентин Ландграф получил четыре года условно за растрату 1,5 млрд рублей.
«На данном этапе сложно проработать механизм работы ограничения выезда за пределы РФ, так как он требует привлечения большого количества специалистов разного уровня. Однако на первый взгляд считаем разумным применять ограничения выезда за пределы РФ [акционерам и] председателям кредитных организаций на этапе отзыва лицензии на банковскую деятельность», — говорит Комбарова. По ее словам, потребуется внести поправки в большое количество законов — различные постановления Центробанка, в Гражданский кодекс (в раздел про банки и акционерные общества), в часть законов о банковской деятельности.
Другие эксперты обращают внимание на огромную разницу в ответственности для обычных граждан и для учредителей финансовых учреждений, поэтому инициативу ЦБ считают справедливой. «Странно, что, не оплатив транспортный налог, можно не выехать за границу, а при подозрении в многомиллионных хищениях перед владельцами банков открыт весь мир, — говорит специалист доверительного управления брокерской компании «Инстант-инвест» Аревян Рафаэль. — Главное, чтобы, как у нас обычно водится, эта мера не стала репрессивной против добросовестных банкиров».
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»