Почему вообще была организована консультация?
Сначала, в 2002 году, был организован проект на деньги Европейского социального фонда. Участие города Хельсинки составляло 15% его бюджета. Основная масса иммигрантов на первом этапе своего пребывания в Финляндии является клиентами социальной службы. А социальная служба не знала, как с иммигрантами работать. И мы стали посредниками между иммигрантами и социальным ведомством, и объясняли иммигранту на родном языке правила жизни в Финляндии. Включая правила работы социального ведомства. Начинали мы работать в Восточном Хельсинки, на базе Восточного филиала городской социальной службы, тоже понятно, почему. Там до сих пор проживает основная масса иммигрантов. Люди приезжали в магазин и заодно заходили к нам с сумками, сетками и колясками. Когда проект закончился, выяснилось, что у социального ведомства сильно сократились расходы на переводчиков. Что послужило основанием для того, чтобы руководитель нашего проекта начала пробивать нам постоянные зарплаты.
Какие люди к вам ходили? Как менялся состав ваших клиентов со временем?
Первоначально нашими главными русскоязычными клиентами были репатрианты и жены финнов или проживающих здесь иностранцев. Но 5 лет назад все изменилось коренным образом: открылся финский рынок труда. Из России тоже ехали, было довольно легко получить вид на жительство на основании работы. В это же самое время наша консультация переехала в центр города. И в связи с переездом мы начали обслуживать новую категорию клиентов. Нам пришлось изучать трудовое законодательство Финляндии.
Полгода назад я делала статистический срез своих клиентов. Что получается? В первые годы работы консультации мы практически не видели работающего человека. Теперь половина моих клиентов — работающие люди. Одно время шли эстонцы, которые еще не забыли русский язык. Приходят люди с серыми паспортами, то есть без гражданства, русскоязычные из Эстонии, их тоже довольно много. Еще супруги финских граждан и, частично, студенты, хотя у них есть своя консультационная служба. Но если он уже заканчивает вуз и ищет работу, он начинает пользоваться нашими услугами. А репатрианты как были, так и есть.
Как ты сама оцениваешь готовность этих людей к жизни в Финляндии? Кто подготовлен лучше? Кто хуже? В чем основные провалы?
Это во многом зависит от человека. С трудностями сталкивается каждый. Мы заметили, что супруги финских граждан подготовлены в большей степени по сравнению с репатриантами, хотя последние еще до отъезда посещают курсы подготовки и учат язык. Общая информация не всегда позволяет познакомиться с повседневной жизнью страны.
К теме информирования, я думаю, мы вернемся. А какие вопросы самые популярные?
Мы подписали в свое время договоры о сотрудничестве с Миграционной службой и магистратом. То есть мы специализируемся на вопросах, связанных с видом на жительство и гражданством, без чего жизнь иммигранта в Финляндии первое время невозможна. А это ”первое время” может растянуться. Эти вопросы у нас неизменно на первом месте. И, поскольку мы помогаем в заполнении заявлений, на это уходит довольно много времени. Второе — это квартирный вопрос. Который нас всех испортил, и который в Хельсинки чрезвычайно сложен.
Известно, что в Хельсинки с арендой большие проблемы…
Да. С поисками квартир, с оплатой… Люди приходят, потому что им некуда сунуться, и ошибочно считают, что мы будем искать им жилье. А мы жилье не ищем и на принятие решений по этим и другим вопросам повлиять никак не можем. Поэтому мы объясняем, каким образом человеку надо действовать, какие есть виды квартир и формы аренды. Даем кое-какие советы. Но, в общем-то, несмотря на то, что мы действительно мало чем можем помочь, и я сразу честно всем об этом говорю, люди с этими вопросам продолжают приходить.
Понятно, что они нелегально снимают углы. Но насколько в принципе серьезна проблема людей ”без прописки”?
В последнее время эта проблема стоит очень остро. Если говорить о теневой экономике, то нелегальная аренда жилья процветает среди людей с европейскими паспортами, потому что за ними нет контроля. Если человек переезжает из-за пределов Евросоюза, он получает вид на жительство, и, практически, находится под определенным контролем властей. А граждане ЕС не находятся. Поэтому все, что связано с незаконным проживанием, с нарушением правил трудового законодательства, и так далее, связано именно с гражданами ЕС.
А по вопросу защиты прав ребенка, например, обращаются?
Довольно мало, сравнительно с другими вопросами. Хотя такие звонки бывают. Очевидно, они находят ответы на вопросы в активно работающих по этой теме общественных организациях, таких, как MonikaNaiset. Это не одна из основных проблем.
Третья очень выраженная у нас проблема — это проблема трудоустройства. И здесь мы тоже стараемся помочь, объясняем, как это делается, сидим, ищем, распечатываем.
Фактически, дублируете бюро по трудоустройству?
Частично дублируем, хотя стараемся этого избегать. Например, я на такую консультацию выделяю только один час, чтобы понять, насколько человек умеет искать работу, каковы его реальные представления о том, что есть. Обычно он уходит от меня с пакетом информации, с которым он будет работать дома. Что дальше? Не могу сказать. Мы не отслеживаем наших клиентов.
Такое наблюдение: например, брошюры для иммигрантов по интонации почти не отличаются от туристических. Все отлично, все по щелчку работает…
Действительно, мы с этим сталкиваемся почти ежедневно. Например, в период нехватки рабочих рук Министерство труда выпустило брошюру на многих языках, которая называлась ”На работу в Финляндию”. И в ней было расписано, как хорошо живется в Финляндии. Брошюрка раздается до сих пор. Она построена по принципу ”Добро пожаловать в Финляндию!”. И вот приходят люди, приносят как знамя, эту брошюрку, и говорят: посмотрите, что здесь написано — ”если у тебя нет работы, ты будешь изучать финский язык”. Только вот в брошюре нет пояснения, что это возможно только, если человек уже какое-то время отработал и работу потерял! А так сходу ты ни на какие курсы никогда в жизни не попадешь. Доходило до скандалов. Людей конкретно ввели в заблуждение. Нередки и случаи, когда человек приходит к нам с бумажками Бюро по трудоустройству, и говорит: а теперь объясните мне все по-человечески. Так что даже правильная общая информация должна каким-то образом конкретизироваться. Поэтому необходимость в консультации наподобие нашей будет всегда, хотя муниципалитету это обходится недешево. Хорошо, что Хельсинки в этом плане не сдается.