Смольный и «Газпром» объявили об экстренной газификации городских автобусов. С 2015 года их будут обязаны закупать не только государственные перевозчики, но и коммерческие структуры, претендующие на обслуживание городских маршрутов. Газовики в обмен обещают создать в Петербурге 10 специализированных заправок. Правда, они опасаются проблем при поиске участков, а эксперты прогнозируют: результатом проекта может стать банкротство мелких перевозчиков.
«Газпром» до конца 2015 года намерен построить в Петербурге 10 автозаправочных станций с компрированным природным газом. Компания готова инвестировать в эти цели более миллиарда рублей. Такую информацию озвучил в ходе Петербургского международного автомобильного форума заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко.
Сейчас в нашем городе, напомним, действует только одна газовая АЗС – на Пулковском шоссе, 52, – открытая в прошлом году губернатором Полтавченко и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Предполагается, что с 2014 года на ней будут заправляться автобусы государственного перевозчика ГУП «Пассажиравтотранс», следующие по направлению к аэропорту «Пулково». Соответствующая закупка техники ценой 280 миллионов рублей была произведена в октябре, однако более масштабные планы по освоению голубого топлива, как правило, упирались в пресловутое отсутствие заправок. Теперь же «Газпром» обещает: ждать инфраструктуры осталось недолго.
«Акцент мы сделаем на создание совмещенных заправочных комплексов – для этого заключено соглашение с «Газпромнефтью» и «Татнефтью». Возможно базирование на площадках этих компаний или совместное строительство станций», – говорит Корниенко.
География
Где конкретно возникнут новые АЗС, компания-монополист не уточняет, но заявляет, что хочет охватить все районы города. «Мы находимся в поиске участков», – поясняет представитель «дочки» «Газпрома». Он не отрицает, что в этом вопросе могут возникнуть проблемы: техника безопасности требует, чтобы газовые АЗС были удалены от жилых домов сильнее бензиновых. «Сегодня очень тяжело развивать сеть. Подходящих по всем требованиям участков очень мало как в столице, так и в Петербурге. Нужно фактически гектар иметь, чтобы такое разместить. Мы работаем и надеемся, что к концу года произойдет какой-то сдвиг», – подчеркнул Корниенко во время выступления на одной из секций форума.
Возможно, заправки с компрированным газом появятся на территории государственных автопарков, озвучивают свои идеи в ООО «Газпром газомоторное топливо». «Город идет нам навстречу. На многих предприятиях, в том числе автобусных, у мусоросборщиков есть свободные площади, где можно размещать заправки. Мы отмежевываем участки. Земля каким-то образом будет оформлена на нас, в результате газом смогут пользоваться и обычные автолюбители», – несколько расплывчато обрисовывает картину Корниенко.
По его мнению, новых заправок будет достаточно, чтобы обеспечить полный переход городского государственного транспорта на газ. Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин считает, что этот прогноз стоит скорректировать. «Десять АЗС, расположенных на территории автопарков, перекроют все потребности общественного транспорта, а вот на спецтехнику, отвечающую за уборку улиц, их не хватит», – полагает он.
Экспансия
Смольный, судя по всему, поможет газовикам не только в разрешении сложностей с землей, но и в поиске рынков сбыта. Городские власти не собираются корректировать озвученные ранее планы по газификации местных автобусов и коммунальной техники: до 2020 года на компрированное топливо перейдет 50% подвижного состава государственных перевозчиков, то есть около 3 тысяч машин. Кроме того, приобретать экологичную коммунальную технику начнет жилищный комитет: по сведениям «Газпрома», первые газомоторные мусоровозы появятся в городе до конца 2013 года. В проекте же петербургского бюджета на 2014 год на оснащение газовым оборудованием коммунального сектора выделено 4,7 миллиона рублей.
Впрочем, экспансия дочки «Газпрома» распространится и дальше: к обязательному использованию голубого топлива Смольный собирается обязать коммерческих перевозчиков. По крайней мере, тех, что претендуют на обслуживание городских маршрутов. Подобный пункт, как сообщили «Фонтанке» в комитете по транспорту, ведомство собирается включить в свою конкурсную документацию с 2015 года. В Ленобласти, кстати, он уже есть, правда, носит добровольный характер – является одним из критериев оценки, за который бизнесмены могут получить дополнительные баллы. На фоне полного отсутствия в 47-м регионе газовой заправочной инфраструктуры (в ближайшие два года АЗС от «Газпрома» появятся только Гатчинском и Ломоносовском районах) это выглядит скорее как благое пожелание.
В одной из наиболее мощных частных компаний, перевозящих пассажиров по смольнинским рейсам – ОАО «Третий парк», – инициативу чиновников оставили без комментариев. Другой крупный игрок петербургского рынка – ООО «Питеравто» – отнесся к новостям нейтрально. «У нас действительно есть планы по газификации автопарка, но пока они в стадии обсуждения, – говорят в компании. – В 2012 году у «Питеравто» был успешный опыт подобного проекта в Великом Новгороде: там сложилась удачная ситуация с инфраструктурой».
Вопросы
В неофициальном общении в среде перевозчиков не скрывают негатива в связи с напором газовой компании. Здесь говорят, что в 7 – 10 миллионов рублей (столько в среднем стоит автобус на газомоторном топливе) могут стать непосильной ношей для коммерсантов, особенно учитывая, что с недавнего времени они лишились возможности самостоятельно регулировать цены на проезд. «Мелким перевозчикам, обслуживающим по 10 - 20 маршрутов, видимо, придется уйти с рынка», – считают предприниматели.
Другие специалисты сомневаются в безопасности газовых автобусов – они вспоминают о трагедии, случившейся на День Победы в Москве – там без видимых причин взорвался «ЛиАЗ», оборудованный газовым баллоном. Благодаря тому, что в салоне не было пассажиров, пострадали только стоявшие неподалеку женщина и ребенок. Расколки разлетелись на 300 метров.
У Дениса Корниенко, впрочем, никаких опасений за жизни петербуржцев нет.
– Что значит взрывоопасно? Что значит склонно взрываться? – страстно переспросил он журналистов, интересовавшихся его мнением о безопасности газомоторной техники.
«Международная практика показывает: аварий на традиционных машинах гораздо больше. Метан по своим химическим и физическим свойствам является одним из самых безопасных веществ. Он легче воздуха и при утечке улетучивается», – заключил замгендиректора «Газпром газомоторное топливо».
Напомним, о переходе петербургского автотранспорта на газомоторное топливо говорили еще во времена губернаторства Валентины Матвиенко, однако тогда идея не была реализована. Более последовательно за ее воплощение взялся Георгий Полтавченко. В декабре 2012 года он вместе с главой «Газпрома» Алексеем Миллером открыл первую многотопливную заправку на Пулковском шоссе. В апреле в Смольном было подписано соглашение, предполагающее переход на метан двух автопарков – на Гусарской и Хрустальной улицах, а в конце года начались закупки газовых автобусов. Впрочем, ряд экспертов предполагают, что озабоченность городских властей метаном – не более чем лоббистские усилия газовых монополистов, которые готовят себе крупный рынок сбыта.
Софья Вертипорох,
«Фонтанка.ру»