ГУ «Горжилобмен» оказывает лишь консультационные услуги и не несет ответственности за последствия недействительности сделок по обмену жилья. К такому выводу пришел Санкт-Петербургский городской суд.
В сложной ситуации оказались бывший житель Адмиралтейского района Сергей Б. и его дочь. Воспользовавшись услугами входящего в структуру жилищного комитета ГУ «Горжилобмен», он обменял свою комнату в коммунальной квартире на другую. В подтверждении законности сделки ему был выдан обменный ордер, новые съемщики зарегистрировались (получили прописку). Но спустя некоторое время выяснилось, что обмен произошел по подложным документам – суд признал обменные ордера недействительными, а также принял решение о выселении съемщиков из комнаты. В итоге Сергей Б. и его дочь оказались лицами без определенного места жительства. Районная администрация, санкционировавшая обмен, отказалась предоставлять потерпевшим иное жилое помещение.
Вину за произошедшее Сергей Б. возложил на ГУ «Горжилобмен». По его мнению, именно ненадлежащее выполнение сотрудниками этой организации обязанностей при оформлении документов для обмена привело к совершению недействительных сделок, в результате которых он лишился жилья, а также был ущемленным «в области избирательного права, социальных льгот, возможности получения образования и медицинского обслуживания».
Рассматривая иск потерпевшего, суд установил, что действующие правила оказанию услуг населению в обмене жилых помещений были утверждены еще Ленгорисполкомом в 1988 году. Они предусматривают, что инспектор «Горжилобмена» обязан предоставить клиентам подробную консультацию по вопросам подготовки и правильного оформления обменных документов, определить и сообщить нанимателя стоимость услуги, выдать бланки установленных образцов, разъяснить порядок их заполнения и оформления. Проверка, в том числе в сложных и многоступенчатых внутригородских и иногородних обменах, состоит лишь в определении перечня необходимых документов и правильности их заполнения. «При этом на сотрудника не возлагались обязанности по проверке законности сделки, проведения правовой экспертизы представленных документов. Сотрудник формировал обменное дело, исходя из документов, представленных участниками сделки. Безусловной обязанности по истребованию каких-либо документов либо обязанности лично проверять условия обменивающихся сторон на сотрудника возложено не было», – констатировал суд.
Оценивая спорную ситуацию, служители Фемиды пришли к выводу, что документы, представленные для обмена, были выданы компетентными органами, и у сотрудника ГУ «Горжилобмен» не имелось оснований сомневаться в их правильности и достоверности. В связи с отсутствием вины учреждение не может нести ответственность за признание сделки обмена недействительной и причинение истцам вреда.
Коллегия Санкт-Петербургского городского суда подтвердила обоснованность решения первой инстанции об отказе в иске, отклонив апелляционную жалобу Сергея Б.