Большинство финнов против вхождения их страны в члены НАТО - об этом последние десятилетия говорят многочисленные опросы. В официальных речах подчеркивается, что Финляндия - за развитие контактов с Североатлантическим союзом в рамках партнерских программ, но о вступлении в альянс пока речь не идет. Однако не все так просто.
7 февраля озвучена информация о том, что «с декабря 2012 года Финляндия перешла к ночному режиму по модели Free Route Airspace, согласно которой воздушное пространство Финляндии можно пересекать кратчайшим путем и для оптимизации маршрута нет обязательного требования следовать по воздушным коридорам».
Таким образом, возможно, Финляндия стремится увеличить доход от транзитных авиаперелетов.
Райне Луотус, который в государственной фирме Finavia отвечает за работу диспетчерских служб, отчитываясь по итогам 2012 года, констатировал, что количество транзитных перелетов за год увеличилось на 10% и достигло внушительной цифры 48 тысяч, причем эта статья деятельности дала оборот в 16,5 млн евро. По словам господина Луотуса, географическое положение Финляндии и относительная незагруженность воздушного пространства являются хорошими предпосылками для дальнейшей оптимизации международного авиасообщения, снижения затрат на топливо и сокращения времени полетов. В беседе со мной Райне Луотус отметил, что эти же вопросы успешно решаются в России, через которую осуществляются перелеты из Европы на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию.
Однако в отчете Finavia за 2011 год (отчет за предыдущий год публикуется обычно в апреле) сообщается, что обеспечение перелетов для финнов нерентабельно, и предлагается отдать на аутсорсинг диспетчерское сопровождение. В 2011 году диспетчерское сопровождение транзитных самолетов принесло фирме убыток в 10 млн евро и необходимость искать пути снижения расходов. В качестве одного из вариантов экономии средств рассматривается вопрос об отказе от услуг дорогостоящих финских авиадиспетчеров и передаче управления ночными транзитными полетами над Финляндией диспетчерам Эстонии и Норвегии. «Современные технические возможности позволяют руководить полетами и на больших расстояниях», - пояснил мне Райне Луотус.
В этом у меня сомнения нет. Но одно дело перенести выпуск верхней одежды или производство лыж в страну с более выгодными финансовыми условиями, другое - по экономическим соображениям отдать свое небо в распоряжение авиадиспетчеров других стран. Я связался с начальником службы информации министерства обороны Финляндии Юрки Иивоненом и спросил, возможно ли, что контроль над небом страны будет доверен авиадиспетчерам стран НАТО.
Опытный дипломат и чиновник минобороны в начале нашего разговора сослался на то, что речь идет о гражданской авиации и сотрудничестве в рамках раздела территорий для международных полетов по секторам, а в сектор с Финляндией попали еще Норвегия, Эстония и Латвия (North European Functional Airspace Block, (NEFAB) текст соглашения (англ). Мой вопрос о том, почему в этот сектор не вошла Швеция, остался пропущенным. Поэтому я в лоб спросил: неужели финские военные, которое несут ответственность перед народом, доверят свое небо диспетчерам других стран? На это Юрки Иивонен заметил, что NEFAB, то есть договор об открытом воздушном пространстве, вступает в силу в 2015 году. До этого, пояснил он, министерство транспорта, которому подчинена фирма Finavia, должно согласовать детали со всеми заинтересованными организациями, включая министерство обороны. "Поэтому волноваться не надо, оборонительные силы Финляндии будут и в дальнейшем надежно контролировать воздушное пространство страны", - заверил Юрки Иивонен.
Вроде все гладко, но сомнения остались. Было бы намного спокойнее, если бы бразды правления в такой важной сфере в чужие руки не передавались.