Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть На защите храмов от Pussy Riot

На защите храмов от Pussy Riot

551
Фото Михаила Огнева

Депутатам ЗакСа 31 октября предстоит решить, пойдут ли они на поводу у законотворца Виталия Милонова и запретят митинги вблизи храмов или нет. Единоросс уверен, что нужно оградить верующих от таких, как Pussy Riot, и чиновники, принимая решение о согласовании акции неподалеку от церкви, должны спрашивать у духовных лиц, хотят те видеть рядом «людей, помахивающих флагами и плакатиками», или нет.

Оппоненты парламентария по сложившейся традиции внимательно изучили законопроект единоросса и разглядели в нем «юридическую некорректность» и даже ущемление прав одних граждан в угоду другим. Правда, автора, что тоже уже стало традицией, нападки не смутили, потому что ему важнее защитить «людей, которые готовы отдать свою жизнь за веру».

Этот законопроект является поправками в два федеральных закона - «О свободе совести и религиозных объединениях» и «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Нормативному акту, предложенному борцом с пропагандой гомосексуализма и Мадонной, не так-то легко стать законом. Региональные парламенты не могут вносить коррективы в федеральные документы. Но вправе выступать с инициативами по их изменению.

Для этого местные депутаты инициируют разработку соответствующей поправки, что Милонов и сделал. После ее нужно принять на пленарном заседании. Если все прошло удачно, то нормативные акт «едет» в Госдуму. Там, как правило, с ним обходятся фамильярно – засовывают подальше и забывают. Старожилы петербургского ЗакСа могут припомнить чуть ли не единственный документ, который на Охотном ряду согласовали за последние годы – перенос выборов депутатов городского парламента с марта 2012 года на декабрь 2011-го. «Яблочник» Александр Кобринский, выступая в парламенте на сегодняшнем заседании комитета по законодательству, сказал, что ему не совсем понятно из текста законопроекта, что такое прилегающая территория к религиозному учреждению, посягнув на которую с целью проведения митинга организаторам акции нужно заручиться поддержкой верующих.

«Если участок земли, о котором идет речь, находится в собственности религиозной организации, равно, как и любой другой, то по закону без согласия собственника проведение там каких-либо мероприятий невозможно, - пояснил Кобринский. – Если в публичной собственности, то чем религиозная организация отличается от любой другой? Почему граждане, исповедующие ту или иную религию, оказываются с большими правами? Нарушается принцип равноправия».

Более того, Кобринский разглядел в документе Милонова введение религиозной цензуры. Законопроект не устанавливает перечня оснований для отказа в проведении акции рядом с храмом, поэтому, как пояснил «яблочник», представители духовенства будут руководствоваться принципом «нравится - не нравится». Согласно документу, никто не будет требовать от них объяснений.

По мысли Ивана Бурлакова, заместителя смольнинского комитета по законности, правопорядку и безопасности, присутствовавшего на обсуждении документа в Мариинском дворце, прилегающая территория – это «красные линии», внутри которых находится религиозное учреждение. На заявление о введении религиозной цензуры Милонов отреагировал резко: «Кто может додуматься разрешить провести рядом со Стеной плача праздник Курбан-Байрам? Кто разрешит рядом с мечетью проводить в Питере митинги против нелегальной иммиграции? Для многих людей право помахать флагами гораздо менее значимое, чем право отдать свою жизнь за веру. Когда право бегать с плакатиками ставится выше, то происходит то, что произошло на станции Дно, когда нашего государя заставили отречься от престола».

Резюме дискуссии – рекомендовать ЗакСу 31 октября принять в первом чтении законопроект. К этому времени по просьбе Милонова комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности пообещал подготовить справку, из которой можно будет понять, насколько часто заявители хотят митинговать рядом с храмами. Попадет ли туда Конюшенная площадь (рядом - Спас на Крови), ставшая в последнее время местом встреч оппозиционеров, неизвестно.

Запретительная лихорадка, имеющая отношение к протестным акциям и стартовавшая в начале июня этого года, когда Госдума с подачи Кремля ужесточила наказание за участие и организацию несанкционированных массовых мероприятий, привела к появлению в том же месяце в городском парламенте законопроекта, в котором определяется перечень мест, где в городе нельзя митинговать.

Необходимость в принятии этого документа – требование федерального законодательства (того самого закона «О митингах»). Однако тогда было принято решение отложить рассмотрение нормативного акта, разработанного комитетом по вопросам правопорядка и законности ЗакСа, до осени.

Народные избранники предлагают в список запретных зон для митингов внести следующие площади – Дворцовую, Исаакиевскую, Сенатскую, Сенную, Казанскую, Конюшенную, Греческую, Манежную, Московскую, Биржевую, площадь Восстания, площадь Диктатуры Пролетариата, площадь Растрелли, площадь Искусств и площадь Островского.

Кроме того, запретный перечень предлагается дополнить такими зелеными зонами, как Летний сад, Екатерининский сквер, сад Зимнего дворца, Ново-Манежный сквер, сад-партер Смольного, сад Смольного собора, Исаакиевский сквер.

В список улиц, на которых нельзя проводить акции протеста, предлагается включить Невский, Суворовский, Литейный, Лиговский, Адмиралтейский, Московский проспекты и Конногвардейский бульвар. Парламентарии предлагают запретить проводить митинги и собрания в местах, которые расположены ближе 200 метров от железнодорожных вокзалов и платформ, автобусных и морских вокзалов, аэропортов. Ближе 50 метров от зданий, занимаемых органами госвласти, прокуратуры, комплекса Константиновского дворца, Смольного, резиденции полпреда, Таврического дворца, зданий консульств, зданий и сооружений религиозного назначения, а также здания телерадиокомпании «Петербург».

Так называемые «гайд-парки», то есть места, где граждане могут собираться без согласования с властями, депутаты предлагают определить Смольному.

Когда депутаты утвердят список «гайд-парков» и места, где нельзя будет митинговать, неизвестно. Вячеслав Макаров, спикер ЗакСа, летом заметил, что документ рассмотрят на осенней сессии парламента. Константин Серов, председатель комитета по вопросам правопорядка и законности Мариинского дворца, затруднился назвать, на каком из оставшихся до конца года пленарных заседаний законопроект рассмотрят.

Необходимо отметить, что оппозиция в петербургском парламенте тоже не сидит без дела. Она разработала целый пакет изменений в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Все они, как сказал «яблочник» Борис Вишневский, нацелены на смягчение действующего законодательства, определяющего порядок согласования публичной акции.

Вишневский предлагает отменить норму федерального закона, которая запрещает выдавать разрешение на проведение той или иной акции тем, кто два или более раза привлекался к ответственности за административные правонарушения по статьям 5.38, 19.3, 20.1-20.3, 20.18, 20.29 КоАПа и у кого не прошел один год с момента оплаты штрафа или окончания административного ареста.

Это положение не дает возможности многим, в частности петербургским, оппозиционерам организовать протестную акцию, потому что за последние полгода с момента выборов депутатов Госдумы часть из них прошла через мировые суды.

Также предлагается, чтобы пикет с числом участников не более 10 человек не нужно было согласовывать с властями. Парламентарий считает, что нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения митинга не должно быть основанием для его административного задержания. Более того, отказ гражданина прекратить участие в публичном мероприятии не нужно расценивать как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.

Также предлагается ставить в известность уполномоченного по правам человека в регионе о каждом из поступивших на рассмотрение властям заявлении на проведение публичной акции. Отказ должен сопровождаться заключением эксперта, назначенного омбудсменом. В тексте законодательной инициативы есть пункт, по которому организатор вправе провести мероприятие без согласования с властями, если чиновники в течение трех дней со дня получения уведомления не направили заявителям отказ в согласовании вместе с письменным экспертным заключением.

В качестве симметричного ответа норме закона о митингах, которая запрещает митингующим прятать лица за масками, «яблочники» хотят, чтобы сотрудники полиции, обеспечивающие безопасность акций, также не использовали «средства маскировки и имели индивидуальные нагрудные жетоны».

Когда этот документ попадет в повестку дня, неизвестно. Вишневский надеется, что в ближайшее время.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34