Образ жизни А не пойти ли нам к психотерапевту?

А не пойти ли нам к психотерапевту?

496
А не пойти ли нам к психотерапевту? | www.fontanka.ruА не пойти ли нам к психотерапевту? | www.fontanka.ru

У нас не принято бежать к психотерапевту, если речь не идет о явных отклонениях от нормы, как, например, идея о суициде. От стрессов кого-то спасают посиделки с близкими, а кто-то вязнет в болоте мыслей и проблем, увеличивая их площадь. Почему так важна помощь психотерапевта и кому она реальна нужна?

У нас не принято прибегать к помощи психотерапевтов, если речь не идет о явных отклонениях от нормы, как, например, навязчивая идея о суициде. От повседневных стрессов кого-то спасают кухонно-барные посиделки с близкими людьми, а кто-то вязнет в болоте собственных мыслей и проблем, со временем только увеличивая их площадь. Почему так важна грамотная помощь психотерапевта и кому она реальна нужна?

Ищем, где собака зарыта

Иметь адекватное, трезвое сцепление с реальностью – дело непростое, зависит во многом от крепости нервной системы. А что делать, если она разболтана? Один из вариантов - укреплять (пить успокоительные, нормализовать режим дня, вырваться наконец в отпуск). Второй вариант - найти и устранить причины стрессов, параллельно занимаясь восстановлением и укреплением ЦНС. Второй вариант с точки зрения психологии более продуктивен. Загвоздка лишь в расшифровке понятия «найти и устранить причины». Где их искать? И какими методами устранять?

Проблема в том, что не все лежит на поверхности. Стресс – это следствие реакции на какое-то событие, переживание. Событие могло произойти вчера, неделю назад, а могло в четыре года в детском саду. Причем память о нем сохраняется где-то в недрах подсознания в заархивированной папке. Вроде и давно все было, и «не открывается» сознательно, но место в мозгу занимает, и вес свой имеет, как и все, что было с нами в прошлом. Человек может понимать, откуда растут ноги у его проблемы, а может и нет, ибо забыл, что эта за «папка» и где она лежит.

Проблема другая: симптомы психологических заболеваний и обычных для нашего понимания диагнозов других органов могут совпадать. Например, возьмем повышенное потоотделение: человек может начать лечить щитовидную железу, проверять пищеварительную систему, а причина – расстройство нервной системы. Еще пример: так называемая желудочная диспепсия. Это расстройство пищеварения, связанное с нарушением двигательной функции верхнего отдела желудочно-кишечного тракта: пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, желчевыводящие пути. В результате содержимое нижележащих органов забрасывается в вышележащие. Желудочное содержимое попадает в пищевод и обжигает его, что ощущается как изжога. Желудок "отказывается" продвигать пищу, и в результате появляется тяжесть, тошнота, отрыжка. Желчь забрасывается в желудок, в результате чего имеем ощущение горечи, раздражение слизистой желудка и воспаление (гастрит), вплоть до эрозий и язв. Здесь уязвляющей желудочно-кишечный тракт причиной является психическое переживание как острой психической травмы, так и бессознательно существующего внутреннего психического конфликта. И потому болезненный симптом может быть единственным проявлением этого «конфликта». А физическая боль, тошнота, горечь скрывают и душевное страдание, и "тошноту ", и "горечь" гнетущей ситуации.

Отсюда проблема номер три: отсутствие гигиены собственной психики. То есть осознавать, что проблема в физических ощущениях, проще и привычнее. Таков уклад нашей жизни: ну не приучены мы психику лечить, психиатр – он не стоматолог, чтобы к нему постоянно бегать чуть что.

И наконец, проблема номер четыре: не всё то психотерапия, что на сайте написано. Многие клиники сегодня в своем перечне услуг указывают психотерапевтическую помощь. Люди обращаются, а потом рассказывают: «Ну, пришел я, ну послушал он, что проблемы на работе, что стресс накопился и т. д. Ну а у кого не так?.. Ну, хоть таблетки прописал, вот пью теперь на завтрак и ужин. Странно только, что в кабинете стоматолога принимал: сказал, что свободных кабинетов больше нет. Ну, хоть так…»

Проблемы тут, на самом деле, две: первая – это система организации приема у врача-психотерапевта в современных клиниках, вторая – отношение самих пациентов к своему излечению. Первая решается просто: ходить нужно в специализированные психоаналитические центры, полностью ориентированные под психологическую помощь. По поводу второй можно сказать следующее: работа с психикой – это результат не по щелчку пальцами, не после действия волшебной пилюли. Это следствие долгой, серьезной работы как врача, так и самого пациента. Да, препараты могут присутствовать в лечении, но это отнюдь не панацея, и не все диагнозы лечатся таблетками.

Понять себя через другого

За комментарием мы обратились к практикующему врачу-психоаналитику «Психоаналитического центра на Васильевском» Елене Корниловой: «Бесконечен список несчастий, гнетущих нас изо дня в день. Только что полученная травма, любовная или профессиональная неудача, горе, затрагивающее отношения с близкими. Все это часто оказывается лишь спусковым крючком для отчаяния. Предательство, неизлечимая болезнь, несчастный случай внезапно отделяют нас от категории нормальных людей или таковой считавшейся. Все это внезапно обрушивается другой жизнью, жизнью, которой, кажется, невозможно жить, проглоченными или пролитыми слезами, бездонным отчаянием, нестерпимо острым или пустым существованием, длящим жизнь, потерявшую смысл. Разочарование кажется крайне жестоким и входит в резонанс с травмами, потерями, траур по которым (как оказывается) все еще не завершен... А боль и депрессия откликаются отчаянным сопротивлением потере и призрачной возможностью продлить связь с реально утраченным. И следует ли из этого, что вы не умеете терять?..

Человек страдающий может рассказывать о реальных событиях своей жизни: о реальной утрате или утрате любви все еще близкого ему человека, о разлуке с семьей в раннем детстве: «С тех пор как он (или она) ушел, у меня все идет кувырком»… Он может говорить об этом разными способами. Грубо, как о шоке, от которого не может оправиться, который охватывает его прошлое, настоящее и будущее и парализует способность мыслить. Иногда не может даже выразить свои чувства словами. И возможностью воплотить их становится отчаянно мстительное действие в чей-то адрес (как и с ним когда-то поступали) или в свой, например, в виде болезни (кажется, что боль физическую терпеть легче, чем боль душевную).

Травматическое событие может быть забыто как сознательное воспоминание и стать «молчащим» на долгое время, чтобы затем «всплыть» в памяти. Такие травмы создают проблему взаимоотношений между внешней реальностью и внутренней психической реальностью: при столкновении с ними нам бывает трудно понять, что относится к реальности, а что к фантазии из реальности психической.

Психическая реальность не нуждается в доказательствах. А отсутствие психоанализа в нашей культуре несомненно задержало и продолжает задерживать психическое «взросление» личности. Личности, нуждающейся в объяснении себя другому и понимании себя через другого...

Что может предложить психоаналитическая терапия тем, для кого одиночество стало непереносимым ужасом? Это важный вопрос, поскольку наша жизнь – череда расставаний, каждое из которых может реактивировать чувство одиночества. Говоря словами известного швейцарского психоаналитика Жан-Мишеля Кинодо, с помощью психоанализа это чувство, переживаемое некоторыми как катастрофа, может качественно измениться и быть приручено. Переживание одиночества в психоаналитическом процессе не только позволяет лучше переносить его, но и дает возможность раскрыть потенциальные богатства личности. И тогда «прирученное» одиночество может переживаться как дающее жизнь, становясь источником личной креативности и стимулом эмоциональных отношений.

«Психоаналитической кухней» становится пространство кабинета психоаналитической терапии, которое со временем оказывается «пространством» не только для выживания, но и придания смысла, исследования и изменений. А сама терапия – «лекарством» от депрессии, своеобразным «контрдепрессантом»

Фитнес для психики

Отсутствие знаний делает многое пугающим. Но еще более страшно - начать во всем этом копаться заново, чтобы разобраться и разрешить раз и навсегда. Чтобы, к примеру, перестать бояться темноты, нужно намеренно гулять в темное время суток; чтобы перестать бояться собак – завести собаку. Нужен качественный пересмотр ситуаций, который всегда идет на пользу. Качественная помощь психотерапевта, психоаналитика формирует определенную культуру мышления - глубокую, основательную, внимательную. Начав однажды наводить порядок в собственной голове, входишь во вкус, и осмысление одиночества, преодоление страхов, комплексов становится увлекательным процессом, тренировкой. Это как фитнес, только для психики. Результат – крепкие нервы и адекватные реакции, сила воли и получение удовольствия от жизни. Лучшим девизом в любой ситуации будет поговорка «все - к лучшему».

Елена Шайдаева, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5